агрегат для прорезания щелей в торфяной залежи
Классы МПК: | E02F9/22 гидравлические или пневматические приводы E02F5/06 с рабочими органами, расположенными на бесконечной цепи E21C49/00 Добыча торфа, машины для этого |
Автор(ы): | Главацкий Г.Д., Орловский С.Н. |
Патентообладатель(и): | Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной охраны лесов и механизации лесного хозяйства |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-10-03 публикация патента:
20.09.2003 |
Изобретение относится к агрегатам для прорезания щелей в торфяной залежи и может быть использовано в мелиорации для щелевого дренирования торфяно-болотных почв с древесными включениями и при локализации торфяных пожаров прорезанием до минерального грунта щелей в торфяной залежи. Задача изобретения - преодоление агрегатом препятствий в торфяной залежи в автоматическом режиме. Агрегат для прорезания щелей в торфяной залежи содержит базовый трактор, орудие с активным рабочим органом и гидроцилиндр управления положением рабочего органа, исполнительный гидроцилиндр, параллельно установленные регулируемый дроссель и обратный клапан. Поршневая полость гидроцилиндра управления гидравлически связана через регулируемый дроссель и обратный клапан с поршневой полостью исполнительного гидроцилиндра. Шток исполнительного гидроцилиндра гибкой связью соединен с рычагами управления механизмами отключения движителей от трансмиссии базового трактора. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Агрегат для прорезания щелей в торфяной залежи, содержащий базовый трактор, орудие с активным рабочим органом и гидроцилиндр управления положением рабочего органа, а также исполнительный гидроцилиндр, отличающийся тем, что агрегат снабжен параллельно установленными регулируемым дросселем и обратным клапаном, а поршневая полость гидроцилиндра управления гидравлически связана через регулируемый дроссель и обратный клапан с поршневой полостью исполнительного гидроцилиндра, при этом шток исполнительного гидроцилиндра посредством гибкой связи соединен с рычагами управления механизмами отключения движителей от трансмиссии базового трактора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к агрегатам для прорезания щелей в торфяной залежи и может быть использовано в мелиорации для щелевого дренирования торфяно-болотных почв с древесными включениями и при локализации торфяных пожаров посредством прорезания до минерального грунта щелей в торфяной залежи с последующим заполнением их негорючим материалом. Известен агрегат для прокладки канав в торфяной залежи, включающий базовый трактор, орудие с активным рабочим органом, гидроцилиндр управления положением рабочего органа и гидравлически связанный с ним исполнительный гидроцилиндр, воздействующий через двуплечий рычаг на механизм отключения муфты сцепления базового трактора при превышении им допустимого тягового усилия [1]. Недостатком известного агрегата является то, что при встрече с труднопреодолимым препятствием, например стволом дерева, находящимся в толще торфяного пласта, трактор останавливается с отключением рабочего органа, и для продолжения технологического процесса рабочий орган необходимо выглубить и пропустить препятствие, что приводит к нарушению качества прокладываемой канавы, в частности, уменьшению ее глубины. Непрорезанный ствол является препятствием для стока воды при осушении или проводником горения при локализации торфяного пожара. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является агрегат для прорезания щелей, в частности в торфяной залежи, включающий базовый трактор, орудие с активным рабочим органом и гидроцилиндр управления положением рабочего органа [2]. Данный агрегат позволяет преодолевать встречающиеся препятствия на пониженной скорости движения трактора путем ручного переключения передач, а также ручного регулирования скорости в пределах каждой передачи с помощью дросселя, однако автоматическая остановка агрегата при встрече с препятствием его конструкцией не предусмотрена. Это не исключает вероятности поломки рабочего органа. Задачей изобретения является преодоление агрегатом для прорезания щелей в торфяной залежи препятствий в автоматическом режиме. Этот технический результат в агрегате для прорезания щелей в торфяной залежи, содержащем базовый трактор, орудие с активным рабочим органом и гидроцилиндр управления положением рабочего органа, а также исполнительный гидроцилиндр, достигается тем, что агрегат снабжен параллельно установленными регулируемым дросселем и обратным клапаном, а поршневая полость гидроцилиндра управления гидравлически связана через регулируемый дроссель и обратный клапан с поршневой полостью исполнительного гидроцилиндра, при этом шток исполнительного гидроцилиндра посредством гибкой связи соединен с рычагами управления механизмами отключения движителей от трансмиссии базового трактора. На фиг. 1 изображен агрегат для прорезания щелей в торфяной залежи в рабочем положении; на фиг.2 - схема его гидравлических коммуникаций. Агрегат включает базовый трактор 1 с цепным рабочим органом 2 для прорезания щелей в торфяной залежи, управляемым гидроцилиндром 3, поршневая и штоковая полости которого соединяются соответственно посредством трубопроводов 4 и 5 через гидрораспределитель 6 с гидронасосом 7. Поршневая полость гидроцилиндра 3 также гидравлически связана через регулируемый дроссель 8 и обратный клапан 9, отрегулированный на срабатывание при повышении давления рабочей жидкости выше номинального, с поршневой полостью исполнительного гидроцилиндра 10, поршень которого подпружинен возвратной пружиной 11. Шток гидроцилиндра 10 посредством гибкой связи 12 соединен с рычагами 13 управления механизмами отключения движителей от трансмиссии базового трактора 1 (планетарными механизмами поворота). Агрегат для прорезания щелей в торфяной залежи работает следующим образом. Перед началом выполнения технологического процесса рабочий орган 2 приводится в движение от трансмиссии трактора 1 и заглубляется в грунт нагнетанием жидкости в поршневую полость гидроцилиндра 3 по трубопроводу 4 через включенный в положение "опускание" гидрораспределитель 6 гидронасосом 7. После достижения требуемой глубины рычаг управления гидрораспределителем 6 переводится в положение "нейтральное", при этом трубопроводы 4 и 5 отсоединяются от гидронасоса 7 и перекрываются, а агрегат начинает движение и прорезание щели в торфяной залежи. При встрече рабочего органа 2 с препятствием усилие сопротивления подаче возрастает, и рабочий орган 2 стремится повернуться против часовой стрелки (на чертеже), вызывая повышение давления жидкости в поршневой полости гидроцилиндра 3 до уровня выше номинального. Под действием возросшего давления открывается клапан 9, и жидкость поступает по гидрокоммуникации в поршневую полость гидроцилиндра 10, перемещая поршень и сжимая возвратную пружину 11. При этом шток гидроцилиндра 10 выдвигается, натягивая гибкую связь 12 и обеспечивая перевод рычагов 13 в крайнее правое положение, при котором движители трактора 1 отсоединяются от его трансмиссии, и агрегат останавливается. Однако его рабочий орган 2 за счет упругости системы "трактор - рабочий орган - разрабатываемая среда" продолжает прорезать препятствие. При снижении нагрузки на рабочем органе 2 давление жидкости в поршневой полости гидроцилиндра 3 (а соответственно и в поршневой полости гидроцилиндра 10) падает, и под воздействием возвратной пружины 11 поршень гидроцилиндра 10 перемещается в обратном направлении. Жидкость из поршневой полости гидроцилиндра 10 вытесняется через регулируемый дроссель 8 в поршневую полость гидроцилиндра 3. При этом гибкая связь 12 ослабляется, рычаги 13 плавно возвращаются в крайнее левое положение, а агрегат вновь начинает движение. В случае, если однократного воздействия упругой деформации системы оказывается недостаточно для перерезания препятствия, процесс повторяется. После преодоления препятствия агрегат начинает работать в штатном режиме. По окончании технологического процесса рабочий орган 2 отключают от трансмиссии трактора 1, рычаг управления гидрораспределителем 6 переводят в положение "подъем", жидкость от гидронасоса 7 нагнетается по трубопроводу 5 в штоковую полость гидроцилиндра 3, при этом рабочий орган 2 переводится в транспортное положение. Использование изобретения позволяет снизить вероятность поломки рабочего органа и облегчить условия труда оператора. Источники информации1. Изаксон А. А., Донской В.М., Филатов А.И. Справочник молодого машиниста экскаватора. - М.: Высшая школа, 1979. Гл. VII, с.98, 114-115. 2. Иванов В.А. Машина двухбаровая для резки мерзлого грунта. - М.: Транспорт, 1975, с.1-48 (прототип).
Класс E02F9/22 гидравлические или пневматические приводы
Класс E02F5/06 с рабочими органами, расположенными на бесконечной цепи
Класс E21C49/00 Добыча торфа, машины для этого