дисковый тормозной механизм (варианты)

Классы МПК:F16D65/847 с открытой системой охлаждения, например охлаждаемой воздухом
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Антонян Артур Апетнакович
Приоритеты:
подача заявки:
2002-01-29
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тормозным устройствам транспортных средств. Дисковый тормозной механизм содержит тормозные колодки, тормозные дорожки и ступицу, в диске равномерно по окружности от ступицы до обода диска выполнены сквозные вентиляционные каналы, образованные поперечными перегородками в виде лопаток. Лопатки одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска. При этом каждая вторая лопатка короче первой длинной и не достигает ступицы на отрезок, отсекаемый перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы первой длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки. Лопатки могут быть плоскими или изогнутыми. Углы входа и выхода установки для плоских лопаток определяются из соотношения: cosдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 = (R1/R2)дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572cosдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721, а для изогнутых лопаток - по соотношению ctgдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572 = {R2-R1дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572cos(дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721+дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722)}/R1дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572sin(дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721+дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722). Технический результат такого выполнения дискового тормозного механизма - обеспечение наиболее эффективного отвода тепла от тормозного диска и тем самым предохранение его от преждевременного износа и наиболее рационального использования дискового тормозного механизма по своему прямому назначению. 2 с.п. ф-лы. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Дисковый тормозной механизм, содержащий тормозные колодки, диск с тормозными дорожками и ступицу, при этом в диске равномерно по окружности от ступицы до обода диска выполнены сквозные вентиляционные каналы, образованные поперечными перегородками в виде лопаток, отличающийся тем, что лопатки выполнены плоскими и одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска, причем каждая лопатка через одну выполнена короче соседних длинных лопаток и не достигает ступицы на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, а углы наклона лопаток определяются из соотношения

cosдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 = (R1/R2)дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572cosдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721,

где дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721 - угол между средней линией лопатки и касательной, проведенной к наружной образующей ступицы;

дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 - угол между средней линией лопатки и касательной, проведенной к наружной образующей обода диска;

R1 - радиус наружной образующей ступицы;

R2 - радиус наружной образующей обода диска.

2. Дисковый тормозной механизм, содержащий тормозные колодки, диск с тормозными дорожками и ступицу, при этом в диске равномерно по окружности от ступицы до обода диска выполнены сквозные вентиляционные каналы, образованные поперечными перегородками в виде лопаток, отличающийся тем, что лопатки выполнены изогнутыми и одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска, причем каждая лопатка через одну выполнена короче соседних длинных лопаток и не достигает ступицы на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, а углы наклона лопаток определяются из соотношения

ctgдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572 = {R2-R1дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572cos(дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721+дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722)}/R1дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572sin(дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721+дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722),

где дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572 - угол между радиусом, проведенным к выходной кромке в точку пересечения средней линии лопатки с наружной образующей обода диска и хордой лопатки, соединяющей данную точку с точкой пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы;

дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721 - угол между касательными, проведенными к средней линии на входе в лопатку и к наружной образующей ступицы;

дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 - угол между касательными, проведенными к средней линии на выходе из лопатки и к наружной образующей ступицы;

R1 - радиус наружной образующей ступицы;

R2 - радиус наружной образующей обода диска.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тормозным устройствам транспортных средств.

Известен дисковый тормозной механизм, содержащий ротор со ступицей с вентиляционными ребрами для охлаждения диска воздухом при торможении, расположенными по касательной к наружной образующей его ступицы до обода диска (см. патент Российской Федерации 2165040 С1, МПК 7 F 16 D 65/847, 10.04.2001 г.). Установка ребер в виде лопаток по касательной к наружной образующей его ступицы приводит к большим гидравлическим потерям давления вентиляционного воздуха из-за увеличенных углов атаки на входе и большой диффузорности каналов на выходе, а следовательно, и к низкой эффективности охлаждения дисков при торможении.

Наиболее близким по своей технической сущности к предлагаемому дисковому тормозному механизму является устройство, описанное в патенте Российской Федерации 2170862 С1, МПК 7 F 16 D 65/847, 20.07.2001 г. Этот тормозной механизм содержит тормозные колодки, диск с тормозными дорожками и ступицу. При этом внутри диска равномерно по окружности от ступицы до обода диска выполнены сквозные вентиляционные каналы, образованные перегородками в виде лопаток. Лопатки на входе загнуты для придания динамичности потоку охлаждающего воздуха, однако, в основной своей части лопатки расположены радиально с большой диффузорностью межлопаточных каналов, что из-за несоответствия площадей проходных сечений на входе и на выходе межлопаточных каналов приводит к увеличенным потерям давления вентиляционного воздуха, к появлению срывных течений воздуха в межлопаточных каналах, а следовательно, и к снижению КПД и эффективности охлаждения диска при торможении.

Задачей изобретения является получение максимального КПД использования охлаждающего воздуха и повышении эффективности охлаждения диска вентиляционным воздухом при торможении.

Указанный технический результат достигается за счет того, что лопатки выполнены плоскими и одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска, причем каждая лопатка через одну выполнена короче соседних длинных лопаток и не достигает ступицы на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, а углы наклона лопаток определяются из соотношения

cosдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 = (R1/R2)дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572cosдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721,

где дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721 - угол между средней линией лопатки и касательной, проведенной к наружной образующей ступицы;

дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 - угол между средней линией лопатки и касательной, проведенной к наружной образующей обода диска;

R1 - радиус наружной образующей ступицы;

R2 - радиус наружной образующей обода диска.

Указанный технический результат достигается за счет того, что лопатки выполнены изогнутыми и одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска, причем каждая лопатка через одну выполнена короче соседних длинных лопаток и не достигает ступицы на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, а углы наклона лопаток определяются из соотношения

ctgдисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572 = [R2-R1дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572cos(дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721+дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722)]/R1дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572sin(дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721+дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722),

где дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572 - угол между радиусом, проведенным к выходной кромке в точку пересечения средней линии лопатки с наружной образующей обода диска и хордой лопатки, соединяющей данную точку с точкой пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы;

дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721 - угол между касательными, проведенными к средней линии на входе в лопатку и к наружной образующей ступицы;

дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 - угол между касательными, проведенными к средней линии на выходе из лопатки и к наружной образующей обода диска;

R1 - радиус наружной образующей ступицы;

R2 - радиус наружной образующей обода диска.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема дискового тормозного механизма.

На фиг.2 изображен вариант тормозного диска с плоскими лопатками.

На фиг.3 изображен разрез по А-А на фиг. 2.

На фиг.4 изображен вариант тормозного диска с изогнутыми лопатками, а на фиг.5 - разрез по А-А на фиг.4.

Дисковый тормозной механизм содержит диск 1 с тормозными дорожками 2 и 3, тормозными колодками 4 и 5, ступицей 6. Диск содержит четное количество плоских лопаток 7 и 8 длинных и обрезанных или изогнутых лопаток 9 и 10 длинных и обрезанных соответственно, межлопаточные каналы 11, тормозной суппорт 12 и поршень 13. На принципиальной схеме также условно стрелкой дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572 показано направление вращения диска, средние линии 14 и 15 плоских и изогнутых лопаток, касательные линии 16 и 17 к наружным образующим 18 и 19 обода и ступицы диска, касательные линии 20 и 21 к средней линии изогнутых лопаток, углы входа дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721 и выхода дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 установки лопаток, угол дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572 - угол между радиусом R2 обода и хордой 22 изогнутой лопатки, перпендикуляр 23 и 24, отсекающий отрезок на подрезанной короткой плоской и изогнутой лопатке соответственно, а также стрелками указано направление движения охлаждающего воздуха в межлопаточных каналах диска.

Углы дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125721,дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 22125722 и дисковый тормозной механизм (варианты), патент № 2212572 определяются расчетным и экспериментальным путем.

Радиусы R1 и R2 - фактические геометрические размеры конкретных тормозных дисков колес.

При отсутствии давления в тормозной системе поршень 13 в суппорте 12 отходит от тормозных колодок 4 и 5, которые отходят от тормозных дорожек 2 и 3, образуя, при этом, зазор между тормозными колодками 4 и 5 и тормозными дорожками 2 и 3 диска 1 соответственно. При движения транспорта, например, автомобиля, и при поступлении давления в тормозную систему, поршень 13 прижимает тормозные колодки 4 и 5 к тормозным дорожкам 2 и 3 диска 1. В результате трения генерируется тепло, которое поглощается диском 1. Одновременно, при вращении диска 1, во внутреннюю полость ступицы 6 поступает холодный воздух из окружающей среды. Лопатки 7 и 8 или 9 и 10 захватывают и направляют его в межлопаточные каналы 11. Проходя по межлопаточным каналам 11, воздух интенсивно охлаждает диск 1 и нагретый выносится в окружающую среду.

Такое выполнение дискового тормозного механизма с установкой как плоских, так и изогнутых лопаток с одинаковым наклоном назад относительно направления вращения диска с конструктивными углами входа и выхода из лопаток, определяемыми из баланса работы, создаваемой лопаточным колесом и величиной потерь давления при прохождении вентиляционного воздуха в межлопаточных каналах, позволяет обеспечить плавное прохождение воздуха по каналам с минимальными потерями давления и максимальным КПД и, кроме того, уменьшение длины каждой второй лопатки, на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, позволяет увеличить площадь проходного сечения на входе в лопаточное колесо для прохождения охлаждающего воздуха по сравнению с вариантом, когда половина лопаток не подрезана, то есть когда все лопатки имеют одинаковую длину, и тем самым, обеспечить прохождение заданного расхода вентиляционного воздуха, а следовательно, и более эффективное охлаждение диска тормозного механизма.

Использование системы охлаждения тормозного механизма позволяет обеспечить наиболее эффективный отвод тепла от тормозного диска и тем самым предохранить его от преждевременного износа и наиболее рационально использовать дисковый тормозной механизм по своему прямому назначению.

Класс F16D65/847 с открытой системой охлаждения, например охлаждаемой воздухом

крышка диска тормозного механизма дискового тормозного механизма -  патент 2514991 (10.05.2014)
ротор тормозного диска мотоцикла -  патент 2454577 (27.06.2012)
колодка дискового тормоза автомобиля -  патент 2454576 (27.06.2012)
вентилируемый тормозной диск для транспортных средств, в частности для транспортных средств промышленного назначения -  патент 2438049 (27.12.2011)
ступичное устройство для дискового тормоза, тормозной диск и транспортное средство -  патент 2433921 (20.11.2011)
тормозная система (варианты) и транспортное средство -  патент 2413885 (10.03.2011)
тормозной башмак дискового тормоза скоростного подвижного состава -  патент 2173801 (20.09.2001)
способ охлаждения дискового тормозного механизма -  патент 2170862 (20.07.2001)
тормозной диск -  патент 2165040 (10.04.2001)
Наверх