способ обнаружения дефектов асфальтобетонного покрытия
Классы МПК: | E01C23/01 устройства и вспомогательные средства разбивки линий и проверки конфигурации новых покрытий, например шаблоны, устройства для выравнивания бетона G01N27/00 Исследование или анализ материалов с помощью электрических, электрохимических или магнитных средств |
Автор(ы): | Фильковский М.И., Дашевский Ю.А., Полозов С.В. |
Патентообладатель(и): | Фильковский Михаил Иосифович, Дашевский Юлий Александрович, Полозов Сергей Васильевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-11-06 публикация патента:
10.10.2003 |
Изобретение относится к области строительства дорог и дорожных покрытий. Оно может быть использовано при оценке качества дорог и площадок с нанесенным на основание асфальтобетонным покрытием в процессе строительства и эксплуатации. Способ обнаружения дефектов асфальтобетонного покрытия, нанесенного на основание, предусматривает бурение асфальтобетонного покрытия и обнаружение дефектов, которое производят путем погружения одного электрода за пределами асфальтобетонного покрытия с обеспечением электрического контакта с основанием, а в качестве другого электрода используют бур и между электродами включают источник напряжения с последовательно соединенным измерителем силы тока, а в процессе бурения асфальтобетонного покрытия измеряют значение силы тока и в момент скачкообразного его увеличения судят о наличии дефекта в асфальтобетонном покрытии. Технический результат заключается в том, что вследствие существенной разницы (несколько порядков) проводимостей асфальтобетона и основания анализ качества асфальтобетонного покрытия производится с меньшей трудоемкостью, большей оперативностью и при меньшей площади повреждения покрытия. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ обнаружения дефектов асфальтобетонного покрытия, нанесенного на основание, предусматривающий бурение асфальтобетонного покрытия, отличающийся тем, что обнаружение дефектов производят путем погружения одного электрода за пределами асфальтобетонного покрытия с обеспечением электрического контакта с основанием, а в качестве другого электрода используют бур и между электродами включают источник напряжения с последовательно соединенным измерителем силы тока, а в процессе бурения асфальтобетонного покрытия измеряют значение силы тока и в момент скачкообразного его увеличения судят о наличии дефекта в асфальтобетонном покрытии. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что электрод, в качестве которого используют бур, снабжают например, мерной шкалой, по которой определяют глубину залегания обнаруженного дефекта асфальтобетонного покрытия.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства дорог и дорожных покрытий. Оно может быть использовано при оценке качества дорог, аэродромов, площадок с асфальтобетонными покрытиями, нанесенными на основания, в процессе их строительства и эксплуатации. В качестве основания для асфальтобетонного покрытия могут служить щебень, гравий, песок, грунт, бетон. Под дефектом асфальтобетонного покрытия понимается отклонение его конструктивных слоев от проектных решений. В частности, дефектом является наличие инородного слоя (например, грунтового) в толще асфальтобетонного покрытия. Известен способ обнаружения трещин в изолирующем покрытии путем пропускания электрического тока через покрытие и расположенную под ним основу по прямой, перпендикулярной поверхности покрытия, с измерением величины тока в образующейся электрической цепи с регистрацией его изменения, по которому судят о наличии трещины ( FR 2078877 A, G 01 N 27/00, 05.11.1971). Однако указанным способом невозможно обнаружить дефект в толще асфальтобетонного дорожного покрытия. Известен способ обнаружения дефектов асфальтобетонного покрытия, предусматривающий взятие пробы в виде керна посредством бурения и последующего анализа слоев взятой пробы (см. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989, с. 57, п.10.40), взятый в качестве наиболее близкого аналога. Недостатками указанного способа являются:а) низкая оперативность обнаружения дефектов асфальтобетонного покрытия (бурение, последующий лабораторный анализ);
б) высокая трудоемкость процесса взятия пробы, сложное оборудование, сложность его эксплуатации, высокие энергозатраты;
в) высокая степень разрушения асфальтобетонного покрытия при взятии пробы в виде керна (диаметр керна составляет не менее 70 мм). Например, при приемочном контроле качества отечественная индустрия строительства автодорог использует методы бурения и отбора керна по нормативам - три бурения на 1000 кв.м дорожного полотна. Эти методы достаточно трудоемки и одновременно малоэффективны, так как достоверность такого контроля ввиду малого количества выборок невысока. Увеличение количества выборок экономически не оправдано, а также дополнительно ведет к увеличению объема работ по заделке скважин после бурения. Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является повышение оперативности и снижение трудоемкости процесса обнаружения дефектов асфальтобетонного покрытия при уменьшении степени его разрушения. Сущность изобретения заключается в том, что в способе обнаружения дефектов асфальтобетонного покрытия, нанесенного на основание, предусматривающем бурение асфальтобетонного покрытия, обнаружение дефектов производят путем погружения одного электрода за пределами асфальтобетонного покрытия с обеспечением электрического контакта с основанием, а в качестве другого электрода используют бур, и между электродами включают источник напряжения с последовательно соединенным измерителем силы тока, а в процессе бурения асфальтобетонного покрытия измеряют значение силы тока и в момент скачкообразного его увеличения судят о наличии дефекта в асфальтобетонном покрытии. Кроме того, электрод, в качестве которого используют бур, снабжают, например, мерной шкалой, по которой определяют глубину залегания обнаруженного дефекта асфальтобетонного покрытия. Технический результат заключается в том, что на основании существенной разницы (несколько порядков) проводимостей асфальтобетона и основания предлагается с меньшей трудоемкостью и с большей оперативностью проводить анализ качества асфальтобетонного покрытия при меньшей площади его повреждения. Один из вариантов реализации предлагаемого способа представлен на чертеже. На основание 1, которым может быть щебень, гравий, песок, грунт, бетон или их сочетание, нанесено асфальтобетонное покрытие 2. Первый электрод 3 вынесен за пределы асфальтобетонного покрытия 2 и имеет электрический контакт с основанием 1. Второй электрод 4, выполненный в виде бура, в начальном положении имеет электрический контакт с поверхностью асфальтобетонного покрытия 2. Между электродами 3 и 4 включен источник 5 напряжения с последовательно соединенным измерителем 6 силы тока. В толще асфальтобетонного покрытия показана грунтовая прослойка 7 (дефект асфальтобетонного покрытия), которая, как правило, имеет гальванический контакт с основанием 1 или с грунтом 8, на который уложено основание 1. Работа устройства состоит в следующем. В начальном положении показание измерителя силы тока практически равно нулю, так как асфальтобетон является диэлектриком. В процессе бурения при достижении контакта между электродом 4 и грунтовой прослойкой 7 значение силы тока в электрической цепи скачкообразно возрастет, что зафиксируется измерителем 6 силы тока. Это произойдет от того, что грунт имеет значительно меньше (на несколько порядков) электрическое сопротивление, чем асфальтобетон. Следует отметить, что если снабдить электрод 4, например, мерной шкалой, то можно определить глубину залегания обнаруженного дефекта асфальтобетонного покрытия, что расширяет эксплуатационные возможности предлагаемого способа.
Класс E01C23/01 устройства и вспомогательные средства разбивки линий и проверки конфигурации новых покрытий, например шаблоны, устройства для выравнивания бетона
профилограф - патент 2270286 (20.02.2006) | |
устройство для определения профиля дорожного покрытия - патент 2194821 (20.12.2002) |
Класс G01N27/00 Исследование или анализ материалов с помощью электрических, электрохимических или магнитных средств