устройство для перекрытия внутренней полости трубопровода
Классы МПК: | F16L55/103 путем временного замораживания части жидкости в трубе |
Автор(ы): | Кулибаев Т.А., Аймурзаев Е.А., Попов В.В. |
Патентообладатель(и): | Институт проблем транспорта энергоресурсов |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-01-20 публикация патента:
10.10.2003 |
Устройство предназначено для перекрытия внутренней полости трубопровода. Устройство содержит перекрывающий элемент, выполненный в виде эллипсоида из отдельных секций, соединенных между собой с помощью шарниров, при этом крайние секции снабжены гидроцилиндром, охлаждающий элемент выполнен в виде кольцевого элемента и расположен непосредственно на перекрывающем элементе. Технический результат - упрощение конструкции устройства и повышение надежности перекрытия трубопровода при выполнении ремонтных работ. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Устройство для перекрытия внутренней полости трубопровода, содержащее перекрывающий и охлаждающий элементы, отличающееся тем, что перекрывающий элемент выполнен в виде эллипсоида из отдельных секций, соединенных между собой с помощью шарниров, при этом крайние секции снабжены гидроцилиндром, а охлаждающий элемент выполнен в виде кольцевого элемента и расположен непосредственно на перекрывающем элементе.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубопроводному транспорту, предназначено для перекрытия сечения трубопроводов практически любых диаметров и может быть использовано как при капитальном ремонте, так и при аварийных ситуациях на трубопроводах. Известно устройство для перекрытия трубопровода (см. авт. св. СССР 1536153, кл. F 16 L 55/18, 1990), содержащее надувной шар, заключенный между двумя защитными сетками, поджимную манжету, охватывающую надувной шар. Манжета снабжена равнорасположенными соединительными ушками, которые выполнены в виде бесконечных удлиненных гибких элементов, которые выступают по обоим торцам манжеты на одинаковое расстояние. Недостаток - устройство не обеспечивает полную гарантию безопасности ведения ремонтных работ, особенно где ведутся огневые работы. Например, под манжетой может оказаться выполненный с нарушением технологии буристый продольный шов и через его извилины возможно протекание газа. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является устройство для перекрытия трубопроводов с жидкостью (см. авт. св. СССР 1208390, кл. F 16 L 55/16, БИ 4, 1986), содержащее устанавливаемый снаружи трубопровода охлаждающий элемент и дистационно перемещаемое по трубопроводу средство для ограничения зоны заморозки, на которое установлен охватывающий его теплоотводящий элемент, выполненный в виде группы скрепленных между собой секций, состоящих из набора концентрично расположенных относительно друг друга колец, при этом верхние части наружных колец каждой секции жестко соединены между собой пластиной из материала с высокой теплопроводностью, причем кольца теплоотводящего элемента выполнены полыми, соединены между собой и частично заполнены легкокипящей жидкостью. Недостаток - охлаждающий элемент, установленный снаружи трубопровода, способствует охрупчиванию стенки трубопровода и следовательно приводит к местному снижению прочности металла трубы. Цель изобретения - упрощение конструкции устройства и повышение надежности перекрытия трубопровода при выполнении ремонтных работ. Поставленная цель достигается тем, что перекрывающий элемент выполнен в виде эллипсоида из отдельных секций, соединенных между собой с помощью шарниров, при этом крайние секции снабжены гидроцилиндром, охлаждающий элемент выполнен в виде кольцевого элемента и расположен непосредственно на перекрывающем элементе. На фиг.1 приведен общий вид устройства; на фиг.2 - перекрывающее устройство с системой подвода охлаждающей и гидравлической жидкости; на фиг.3 - сечение Б-Б фиг.1; на фиг.4 - сечение А-А фиг.2. Устройство для перекрытия внутренней полости трубопровода включает трубопровод 1, патрубок 2, на который устанавливают задвижку 3, отверстие 4, через которое устанавливают перекрывающий элемент, выполненный в виде эллипсоида 5, состоящего из крайних секций 6 и средней секции 7, соединенных между собой шарнирами 9. При этом, крайние секции 6 снабжены гидроцилиндрами 8, а средняя секция 7 - гидроцилиндром 10. Перекрывающее устройство в трубопроводе 1 устанавливается на полом штоке 16, внутри которого расположены подводящие трубопроводы 12, 13 для подачи гидравлической жидкости 14 и 15 для подачи охлаждающего агента в кольцевой охлаждающий элемент 11. Устройство работает следующим образом. К трубопроводу 1 приваривают патрубок 2, на котором монтируют задвижку 3 и с помощью устройства для вырезки отверстий (на чертеже не показано) просверливают в трубопроводе 1 отверстие 4, привод которого герметизируется с помощью крышки с сальниковым уплотнением. Затем демонтируют перекрывающее устройство, которое располагают в патрубке при закрытой задвижке. Затем полость герметизируют, открывают задвижку и устройство опускают до упора в противоположную стенку трубопровода. В этот момент перекрывающее устройство находится в сложенном виде, т.е. крайние секции 6 эллипсоида 5 располагаются симметрично относительно трубопровода, а средняя секция 7 находится перпендикулярно оси трубопровода. С помощью гидроцилиндра 10 перекрывающее устройство перемещается за пределы отверстия 4 в сторону предполагаемого стока нефтепродукта, а при подаче агента в гидроцилиндры 8 крайние секции принимают рабочее положение. Охлаждающий агент подается в циркуляционную полость по гибкому шлангу 14 и 15, соединенному с подводящим трубопроводом, расположенным в полом штоке 16. Циркуляция жидкости обеспечивает замерзание продукта в зазоре между эллипсоидом 5 и стенкой трубопровода 1 и по стыкам крайних и среднего сегментов. Таким образом, в трубопроводе осуществляется создание пробки с помощью механического устройства и замерзающей жидкости. Использование предлагаемого изобретения позволит повысить надежность перекрытия, облегчить монтаж устройства за счет уменьшения диаметра вырезаемого отверстия в трубопроводе, а также избежать ослабления стенки трубопровода за счет охрупчивания металла в месте создания пробки из замерзающей жидкости.Класс F16L55/103 путем временного замораживания части жидкости в трубе