сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него
Классы МПК: | C22C21/08 с кремнием C22C21/18 с цинком |
Автор(ы): | Фридляндер И.Н. (RU), Колобнев Н.И. (RU), Самохвалов С.В. (RU), Хохлатова Л.Б. (RU), Каримова С.А. (RU), Давыдов В.Г. (RU), Захаров В.В. (RU), Синявский В.С. (RU), Бер Л.Б. (RU), Капуткин Е.Я. (RU), РЕНДИГС Карл-Хайнц (DE), ТЕМПУС Герхард (DE) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-12-17 публикация патента:
27.10.2003 |
Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Mg-Si-Cu-сплавам повышенной коррозионной стойкости, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в транспортном машиностроении, включая авиацию. Из предложенного сплава могут изготавливаться различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа самолетных конструкций, в том числе сварные, а также сварные топливные баки и другие элементы автомобилей и железнодорожного транспорта. Предложены сплав и изделие, выполненное из него, следующего химического состава, мас. %: магний - 0,7-1,4; цинк - 0,01-0,8; кремний - 0,6-1,2; никель - 0,005-0,5; медь - 0,6-1,4 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей скандий - 0,005-0,4; церий - 0,005-0,2, и по крайней мере один элемент из группы, содержащей хром - 0,01-0,3; марганец - 0,01-0,5; титан - 0,01-0,3; цирконий - 0,005-0,2; алюминий - остальное. Техническим результатом предложенного изобретения является создание сплава с достаточно высоким уровнем прочности и пластичности, высоким сопротивлением всем видам коррозии, включая межкристаллитную. 2 с.п. ф-лы, 2 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Сплав на основе алюминия, содержащий магний, кремний, медь и цинк, отличающийся тем, что он дополнительно содержит никель, по крайней мере один элемент из группы, содержащей скандий и церий, и по крайней мере один элемент из группы, содержащей хром, титан, марганец, цирконий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:Магний - 0,7 - 1,4
Цинк - 0,01 - 0,8
Кремний - 0,6 - 1,2
Никель - 0,005 - 0,5
Медь - 0,6 - 1,4
и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%:
Скандий - 0,005 - 0,4
Церий - 0,005 - 0,2
и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%:
Хром - 0,01 - 0,3
Марганец - 0,01 - 0,5
Титан - 0,01 - 0,3
Цирконий - 0,005 - 0,2
Алюминий - Остальное
2. Изделие из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава следующего состава, мас.%:
Магний - 0,7 - 1,4
Цинк - 0,01 - 0,8
Кремний - 0,6 - 1,2
Никель - 0,005 - 0,5
Медь - 0,6 - 1,4
и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%:
Скандий - 0,005 - 0,4
Церий - 0,005 - 0,2
и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%:
Хром - 0,01 - 0,3
Марганец - 0,01 - 0,5
Титан - 0,01 - 0,3
Цирконий - 0,005 - 0,2
Алюминий - Остальноео
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Mg-Si-Cu-сплавам повышенной коррозионной стойкости, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в транспортном машиностроении, включая авиацию. Из предложенного сплава могут изготавливаться различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа самолетных конструкций, в том числе сварные, а также сварные топливные баки и другие элементы автомобилей и железнодорожного транспорта. Известен сплав 6013Т6 системы Al-Mg-Si, дополнительно легированный медью и марганцем, который характеризуется достаточно высокой прочностью и сопротивлением расслаивающей коррозии и коррозионному растрескиванию под напряжением следующего химического состава (мас.%):Магний - 0,8-1,2
Кремний - 0,6-1,0
Медь - 0,6-1,1
Марганец - 0,2-0,8
Железо - 0,5
Хром - 0,1
Цинк - 0,25
Титан - 0,1
Алюминий - Остальное [1]
Недостатком указанного сплава является склонность к межкристаллитной коррозии, что не позволяет применять его для обшивки широкофюзеляжных самолетов. Известен сплав на алюминиевой основе системы Al-Mg-Si, который дополнительно легирован марганцем, кальцием и содержит по меньшей мере один металл из группы, включающей медь, цирконий и хром, следующего химического состава (мас.%):
Магний - 0,3-1,2
Кремний - 0,3-1,7
Марганец - 0,15-1,1
Кальций - 0,002-0,1
по меньшей мере один металл, выбранный из группы, включающей
Медь, цирконий и хром - 0,02-0,9
Алюминий - Остальное [2]
Этот сплав не склонен к межкристаллитной коррозии. Недостатком указанного сплава является недостаточно высокая прочность, что не позволяет использовать его в силовых элементах транспортного машиностроения. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является сплав 6056 системы Al-Mg-Si-Cu-Zn, дополнительно легированный марганцем, следующего химического состава (мас.%):
Магний - 0,6-1,2
Кремний - 0,7-1,3
Медь - 0,5-1,1
Цинк - 0,1-0,7
Марганец - 0,4-1,0
Цирконий - 0,07-0,2
Железо - <0,5
Указанный сплав не склонен к коррозионному растрескиванию, а также к межкристаллитной и расслаивающей коррозии. Недостатком сплава являются пониженные прочностные свойства, что делает нецелесообразным применение его для силовых элементов самолетных конструкций (обшивки и стрингерного набора фюзеляжа). Наличие анизотропии пластических характеристик и пониженной технологической пластичности не позволяет применять этот сплав для изготовления автомобильных корпусных деталей сложного рельефа. Этот сплав широко используется главным образом в виде прессованных профилей и панелей, в строительных конструкциях. Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава с высоким уровнем прочности и пластичности, в сочетании с высоким сопротивлением всем видам коррозии, включая межкристаллитную коррозию, для авиационной техники и других видов транспортного машиностроения. Для решения этой задачи предлагается сплав на основе алюминия, содержащий магний, кремний, медь и цинк, отличающийся тем, что он дополнительно содержит никель, по крайней мере один элемент из группы, содержащей скандий и церий, и по крайней мере один элемент из группы, содержащей хром, титан, марганец, цирконий, при следующем соотношении компонентов (мас.%):
Магний - 0,7-1,4
Кремний - 0,6-1,2
Медь - 0,6-1,4
Цинк - 0,01-0,8
Никель - 0,005-0,5
по крайней мере один элемент из группы, содержащей
Скандий - 0,005-0,4
Церий - 0,005-0,2
и по крайней мере один элемент из группы, содержащей
Хром - 0,01-0,3
Титан - 0,01-0,3
Марганец - 0,01-0,5
Цирконий - 0,005-0,2
Алюминий - Остальное
Дополнительное введение никеля и по крайней мере одного элемента из группы, содержащей скандий и церий, в предложенный состав сплава, обеспечивает получение в листах высокой прочности, пластичности, высокого сопротивления межкристаллитной и расслаивающей коррозии и отсутствие склонности к коррозионному растрескиванию. Повышение прочности и сопротивления всем видам коррозии обеспечивается за счет гетерогенизации структуры с равномерным по объему расположением зерен образовавшихся дисперсных интерметаллидов алюминия с никелем, скандием и церием. Повышение пластичности и сопротивления межкристаллитной коррозии достигается в результате нейтрализации церием примесей железа, изменяя иглообразную форму железосодержащих интерметаллидов в округлую, и измельчения зеренной структуры. Введение по крайней мере одного элемента из группы, содержащей хром, титан, марганец, цирконий, позволяет измельчить зеренную структуру, что приводит к дополнительному повышению прочности и пластичности. Из предложенного сплава могут быть изготовлены обшивка и стрингерный набор фюзеляжа самолетов, включая широкофюзеляжные транспортные и пассажирские, сварные конструкции железнодорожных вагонов, легковых и грузовых автомобилей и другие изделия. Предложенный сплав может применяться для изготовления речных и морских судов, а также гидросамолетов, учитывая высокую коррозионную стойкость. Пример осуществления
Из сплавов, химический состав которых приведен в табл.1, отливали слитки диаметром 70 мм. Плавка металла осуществлялась в электрической печи. После гомогенизации из слитков прессовались полосы сечением 1565 мм. Заготовки из полос прокатывали на листы толщиной 4 мм в горячую, затем - в холодную до толщины 2,2 мм. Свойства холоднокатаных листов после закалки с охлаждением в воде и искусственного старения приведены в табл.2. Как видно из полученных результатов, предложенный состав сплава позволил повысить прочность, пластичность при сохранении высокого сопротивления межкристаллитной коррозии (МКК), высокого сопротивления коррозионному растрескиванию КР) и расслаивающей коррозии (РСК). Аналогичные результаты получены на прессованных полуфабрикатах, на поковках и штамповках. Применение заявленных сплавов в виде листов, плит, прессованных профилей и панелей, поковок и штамповок для обшивки и внутреннего силового набора фюзеляжа самолетных конструкций, конструкций автомобильного и железнодорожного транспорта, речных и морских судов, включая обшивки и стрингерный набор, лонжероны, топливные баки и другие, позволяет снизить трудоемкость их изготовления за счет применения сварки и повысить надежность эксплуатации изделий. Список литературы
1. Патент США 4589932. 2. Патент РФ 2163939. 3. Труды Международной конференции по алюминиевым сплавам - ICAA 7, Шарлоттесвил, США, 2000, с.1613-1618.