сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него

Классы МПК:C22C21/08 с кремнием
C22C21/18 с цинком
Автор(ы):, , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2001-12-17
публикация патента:

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Mg-Si-Cu-сплавам повышенной коррозионной стойкости, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в транспортном машиностроении, включая авиацию. Из предложенного сплава могут изготавливаться различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа самолетных конструкций, в том числе сварные, а также сварные топливные баки и другие элементы автомобилей и железнодорожного транспорта. Предложены сплав и изделие, выполненное из него, следующего химического состава, мас. %: магний - 0,7-1,4; цинк - 0,01-0,8; кремний - 0,6-1,2; никель - 0,005-0,5; медь - 0,6-1,4 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей скандий - 0,005-0,4; церий - 0,005-0,2, и по крайней мере один элемент из группы, содержащей хром - 0,01-0,3; марганец - 0,01-0,5; титан - 0,01-0,3; цирконий - 0,005-0,2; алюминий - остальное. Техническим результатом предложенного изобретения является создание сплава с достаточно высоким уровнем прочности и пластичности, высоким сопротивлением всем видам коррозии, включая межкристаллитную. 2 с.п. ф-лы, 2 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Сплав на основе алюминия, содержащий магний, кремний, медь и цинк, отличающийся тем, что он дополнительно содержит никель, по крайней мере один элемент из группы, содержащей скандий и церий, и по крайней мере один элемент из группы, содержащей хром, титан, марганец, цирконий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Магний - 0,7 - 1,4

Цинк - 0,01 - 0,8

Кремний - 0,6 - 1,2

Никель - 0,005 - 0,5

Медь - 0,6 - 1,4

и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%:

Скандий - 0,005 - 0,4

Церий - 0,005 - 0,2

и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%:

Хром - 0,01 - 0,3

Марганец - 0,01 - 0,5

Титан - 0,01 - 0,3

Цирконий - 0,005 - 0,2

Алюминий - Остальное

2. Изделие из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава следующего состава, мас.%:

Магний - 0,7 - 1,4

Цинк - 0,01 - 0,8

Кремний - 0,6 - 1,2

Никель - 0,005 - 0,5

Медь - 0,6 - 1,4

и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%:

Скандий - 0,005 - 0,4

Церий - 0,005 - 0,2

и по крайней мере один элемент из группы, содержащей, мас.%:

Хром - 0,01 - 0,3

Марганец - 0,01 - 0,5

Титан - 0,01 - 0,3

Цирконий - 0,005 - 0,2

Алюминий - Остальноео

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Mg-Si-Cu-сплавам повышенной коррозионной стойкости, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в транспортном машиностроении, включая авиацию. Из предложенного сплава могут изготавливаться различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа самолетных конструкций, в том числе сварные, а также сварные топливные баки и другие элементы автомобилей и железнодорожного транспорта.

Известен сплав 6013Т6 системы Al-Mg-Si, дополнительно легированный медью и марганцем, который характеризуется достаточно высокой прочностью и сопротивлением расслаивающей коррозии и коррозионному растрескиванию под напряжением следующего химического состава (мас.%):

Магний - 0,8-1,2

Кремний - 0,6-1,0

Медь - 0,6-1,1

Марганец - 0,2-0,8

Железо - сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него, патент № 22150550,5

Хром - сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него, патент № 22150550,1

Цинк - сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него, патент № 22150550,25

Титан - сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него, патент № 22150550,1

Алюминий - Остальное [1]

Недостатком указанного сплава является склонность к межкристаллитной коррозии, что не позволяет применять его для обшивки широкофюзеляжных самолетов.

Известен сплав на алюминиевой основе системы Al-Mg-Si, который дополнительно легирован марганцем, кальцием и содержит по меньшей мере один металл из группы, включающей медь, цирконий и хром, следующего химического состава (мас.%):

Магний - 0,3-1,2

Кремний - 0,3-1,7

Марганец - 0,15-1,1

Кальций - 0,002-0,1

по меньшей мере один металл, выбранный из группы, включающей

Медь, цирконий и хром - 0,02-0,9

Алюминий - Остальное [2]

Этот сплав не склонен к межкристаллитной коррозии. Недостатком указанного сплава является недостаточно высокая прочность, что не позволяет использовать его в силовых элементах транспортного машиностроения.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является сплав 6056 системы Al-Mg-Si-Cu-Zn, дополнительно легированный марганцем, следующего химического состава (мас.%):

Магний - 0,6-1,2

Кремний - 0,7-1,3

Медь - 0,5-1,1

Цинк - 0,1-0,7

Марганец - 0,4-1,0

Цирконий - 0,07-0,2

Железо - <0,5
Указанный сплав не склонен к коррозионному растрескиванию, а также к межкристаллитной и расслаивающей коррозии. Недостатком сплава являются пониженные прочностные свойства, что делает нецелесообразным применение его для силовых элементов самолетных конструкций (обшивки и стрингерного набора фюзеляжа). Наличие анизотропии пластических характеристик и пониженной технологической пластичности не позволяет применять этот сплав для изготовления автомобильных корпусных деталей сложного рельефа. Этот сплав широко используется главным образом в виде прессованных профилей и панелей, в строительных конструкциях.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава с высоким уровнем прочности и пластичности, в сочетании с высоким сопротивлением всем видам коррозии, включая межкристаллитную коррозию, для авиационной техники и других видов транспортного машиностроения.

Для решения этой задачи предлагается сплав на основе алюминия, содержащий магний, кремний, медь и цинк, отличающийся тем, что он дополнительно содержит никель, по крайней мере один элемент из группы, содержащей скандий и церий, и по крайней мере один элемент из группы, содержащей хром, титан, марганец, цирконий, при следующем соотношении компонентов (мас.%):

Магний - 0,7-1,4

Кремний - 0,6-1,2

Медь - 0,6-1,4

Цинк - 0,01-0,8

Никель - 0,005-0,5

по крайней мере один элемент из группы, содержащей

Скандий - 0,005-0,4

Церий - 0,005-0,2

и по крайней мере один элемент из группы, содержащей

Хром - 0,01-0,3

Титан - 0,01-0,3

Марганец - 0,01-0,5

Цирконий - 0,005-0,2

Алюминий - Остальное

Дополнительное введение никеля и по крайней мере одного элемента из группы, содержащей скандий и церий, в предложенный состав сплава, обеспечивает получение в листах высокой прочности, пластичности, высокого сопротивления межкристаллитной и расслаивающей коррозии и отсутствие склонности к коррозионному растрескиванию.

Повышение прочности и сопротивления всем видам коррозии обеспечивается за счет гетерогенизации структуры с равномерным по объему расположением зерен образовавшихся дисперсных интерметаллидов алюминия с никелем, скандием и церием. Повышение пластичности и сопротивления межкристаллитной коррозии достигается в результате нейтрализации церием примесей железа, изменяя иглообразную форму железосодержащих интерметаллидов в округлую, и измельчения зеренной структуры.

Введение по крайней мере одного элемента из группы, содержащей хром, титан, марганец, цирконий, позволяет измельчить зеренную структуру, что приводит к дополнительному повышению прочности и пластичности.

Из предложенного сплава могут быть изготовлены обшивка и стрингерный набор фюзеляжа самолетов, включая широкофюзеляжные транспортные и пассажирские, сварные конструкции железнодорожных вагонов, легковых и грузовых автомобилей и другие изделия. Предложенный сплав может применяться для изготовления речных и морских судов, а также гидросамолетов, учитывая высокую коррозионную стойкость.

Пример осуществления

Из сплавов, химический состав которых приведен в табл.1, отливали слитки диаметром 70 мм. Плавка металла осуществлялась в электрической печи. После гомогенизации из слитков прессовались полосы сечением 15сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него, патент № 221505565 мм. Заготовки из полос прокатывали на листы толщиной 4 мм в горячую, затем - в холодную до толщины 2,2 мм. Свойства холоднокатаных листов после закалки с охлаждением в воде и искусственного старения приведены в табл.2.

Как видно из полученных результатов, предложенный состав сплава позволил повысить прочность, пластичность при сохранении высокого сопротивления межкристаллитной коррозии (МКК), высокого сопротивления коррозионному растрескиванию сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него, патент № 2215055КР) и расслаивающей коррозии (РСК). Аналогичные результаты получены на прессованных полуфабрикатах, на поковках и штамповках.

Применение заявленных сплавов в виде листов, плит, прессованных профилей и панелей, поковок и штамповок для обшивки и внутреннего силового набора фюзеляжа самолетных конструкций, конструкций автомобильного и железнодорожного транспорта, речных и морских судов, включая обшивки и стрингерный набор, лонжероны, топливные баки и другие, позволяет снизить трудоемкость их изготовления за счет применения сварки и повысить надежность эксплуатации изделий.

Список литературы

1. Патент США 4589932.

2. Патент РФ 2163939.

3. Труды Международной конференции по алюминиевым сплавам - ICAA 7, Шарлоттесвил, США, 2000, с.1613-1618.

Класс C22C21/08 с кремнием

алюминиевая лента с высоким содержанием марганца и магния -  патент 2522242 (10.07.2014)
al-mg-si-полоса для применений с высокими требованиями к формуемости -  патент 2516214 (20.05.2014)
содержащие магний высококремниевые алюминиевые сплавы, используемые в качестве конструкционных материалов, и способ их изготовления -  патент 2463371 (10.10.2012)
алюминиевый сплав и его применение в способах литья под давлением -  патент 2453622 (20.06.2012)
высокопрочный алюминиевый сплав и способ его получения -  патент 2451097 (20.05.2012)
деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия -  патент 2410458 (27.01.2011)
высокопрочный деформируемый сплав на основе алюминия и изделие из него -  патент 2394113 (10.07.2010)
криогенный деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия -  патент 2343218 (10.01.2009)
сплав на основе алюминия и изделия из него -  патент 2327756 (27.06.2008)
способ производства высокоустойчивого к повреждениям алюминиевого сплава -  патент 2326181 (10.06.2008)

Класс C22C21/18 с цинком

улучшенные алюминиево-медно-литиевые сплавы -  патент 2497967 (10.11.2013)
изделие из алюминиевого сплава с высокой стойкостью к повреждениям, в частности, для применений в авиационно-космической промышленности -  патент 2477331 (10.03.2013)
способ производства продуктов из алюминиевых сплавов серии аа2000 -  патент 2443798 (27.02.2012)
сплавы серии 2000 с повышенными характеристиками стойкости к повреждениям для аэрокосмического применения -  патент 2418877 (20.05.2011)
деформируемый сплав на основе алюминия и изделие из него -  патент 2385359 (27.03.2010)
изделие из алюминиевого сплава с высокой стойкостью к повреждениям, в частности, для применений в авиационно-космической промышленности -  патент 2353700 (27.04.2009)
сплав на основе алюминия и изделия из него -  патент 2327758 (27.06.2008)
сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него -  патент 2299256 (20.05.2007)
сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него -  патент 2278179 (20.06.2006)
сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него -  патент 2237098 (27.09.2004)
Наверх