карданный шарнир
Классы МПК: | F16D3/26 шарниры Гука или другие соединения с эквивалентным промежуточным органом, к которому каждая из полумуфт присоединяется шарнирно или с возможностью скольжения |
Автор(ы): | Пастухов А.Г., Сигаев А.М., Тимашов Е.П., Швец А.В., Чехунов О.А. |
Патентообладатель(и): | Белгородская государственная сельскохозяйственная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-03-26 публикация патента:
27.10.2003 |
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов силовых передач. Карданный шарнир содержит сборные вилки, состоящие из фланцев и съемных проушин, и крестовину с шипами, установленными в съемных проушинах посредством подшипников. Новым является то, что съемные проушины каждой вилки установлены на фланцах вилок с возможностью перемещения в направлении продольной оси соответствующей пары противоположных шипов. Для фиксации, взаимного сближения или удаления съемных проушин предусмотрен вспомогательный механизм, выполненный, например, в виде реверсивной винтовой передачи. Техническим результатом является повышение ремонтопригодности и унификации карданных шарниров. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Карданный шарнир, содержащий сборные вилки, состоящие из фланцев и съемных проушин, и крестовину с шипами, установленными в съемных проушинах посредством подшипников, отличающийся тем, что съемные проушины каждой вилки установлены на фланцах вилок с возможностью перемещения в направлении продольной оси соответствующей пары противоположных шипов, при этом для фиксации, взаимного сближения или удаления съемных проушин предусмотрен вспомогательный механизм. 2. Карданный шарнир по п.1, отличающийся тем, что вспомогательный механизм выполнен в виде реверсивной винтовой передачи.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединительным элементам валов силовых передач, и может быть использовано в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственных машинах. Известен карданный шарнир [1], содержащий сборные вилки, состоящие из фланцев и съемных проушин, и крестовину с шипами, установленными в проушинах посредством подшипников. Существенным недостатком данного шарнира является неподвижное жесткое соединение съемных проушин и фланца вилки, препятствующее выполнению разборочно-сборочных работ при замене крестовины без отделения съемных проушин от фланца вилки и не позволяющее применять с одними и теми же карданными вилками крестовины близких типоразмеров. Задача предлагаемого изобретения - повышение ремонтопригодности и степени унификации карданных шарниров. Решение указанной задачи достигается тем, что проушины каждой вилки установлены на фланцах вилок с возможностью перемещения в направлении продольной оси соответствующей пары противоположных шипов, при этом для фиксации, взаимного сближения или удаления съемных проушин предусмотрен вспомогательный механизм, выполненный в виде реверсивной винтовой передачи. На чертеже представлен заявляемый карданный шарнир. На шипах крестовины 1 расположены подшипники 2, установленные в съемных проушинах 3 и 4. Последние посредством вспомогательных элементов 5, например, Т-образной формы закреплены на фланцах 6 и 7 карданных вилок 8 и 9 путем размещения вспомогательных элементов 5 в ответных пазах 10 фланцев 6 и 7. Упомянутые ответные пазы 10 расположены в фланцах 6 и 7 параллельно продольной оси соответствующей пары противоположных шипов крестовины 1 с возможностью осуществления перемещения в них пар противоположных проушин 3 и 4 с целью их взаимного сближения или удаления. При этом для перемещения упомянутых пар проушин 3 и 4 предусмотрен вспомогательный механизм 11, устанавливающий пары противоположных проушин 3 и 4 на определенном расстоянии. Вспомогательный механизм 11 может быть выполнен, например, в виде реверсивной винтовой передачи. Сборку карданного шарнира осуществляют следующим образом. Пары проушин 3 и 4 устанавливают на фланцы 6 и 7 вилок 8 и 9 путем введения вспомогательных элементов 5 в ответные пазы 10. Приводя в действие механизм 11, фиксируют каждую пару проушин 3 и 4 на расстоянии, достаточном для размещения между ними крестовины 1 в сборе с подшипниками 2. После установки упомянутой крестовины 1 с помощью механизма 11 сближают каждую пару проушин 3 и 4 таким образом, чтобы подшипники 2 были установлены в отверстиях проушин 3 и 4. При работе карданного шарнира крутящий момент от ведущей вилки 8, образованной фланцем 6 и проушинами 3, передается посредством подшипников 2 и крестовины 1 на ведомую вилку 9, образованную фланцем 7 и проушинами 4. Предлагаемая конструкция карданного шарнира с унифицированными вилками позволяет выполнять установку крестовины в сборе с подшипниками без отделения съемных проушин от фланца вилки и применять в шарнирах с одними и теми же карданными вилками крестовины близких типоразмеров. Использование предлагаемого технического решения позволит повысить ремонтопригодность и степень унификации карданных шарниров. Источник информации1. Малаховский Я.Э., Лапин А.А., Веденеев Н.К. Карданные передачи. / Под ред. д-ра техн. наук проф. А.А. Липгарта. - М.: Машгиз, 1962. - 156 с. (фиг. 24).
Класс F16D3/26 шарниры Гука или другие соединения с эквивалентным промежуточным органом, к которому каждая из полумуфт присоединяется шарнирно или с возможностью скольжения
шарнирная муфта (варианты) - патент 2526313 (20.08.2014) | |
карданный механизм - патент 2499918 (27.11.2013) | |
шарнирно-поршневой механизм - патент 2405939 (10.12.2010) | |
муфта шарнирная - патент 2377452 (27.12.2009) | |
система фиксации для подшипниковых втулок в вилке карданного шарнира - патент 2329416 (20.07.2008) | |
способ повышения надежности карданных шарниров - патент 2234008 (10.08.2004) | |
шарнирная муфта - патент 2221938 (20.01.2004) | |
карданный шарнир - патент 2220338 (27.12.2003) | |
карданный вал наземных транспортных средств - патент 2212345 (20.09.2003) | |
карданный шарнир - патент 2205304 (27.05.2003) |