устройство для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья транспортного средства
Классы МПК: | B60N2/22 с регулируемой спинкой |
Автор(ы): | Захаров В.В., Слёзка В.Ф., Егоров Ю.П. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-11-23 публикация патента:
20.11.2003 |
Изобретение относится к сиденьям, в частности к устройствам для регулирования относительного положения подушки и спинки сидений транспортных средств. Устройство содержит подвижный кронштейн, поддерживаемый неподвижным кронштейном с помощью оси, обеспечивающей вращение одного кронштейна относительно другого, и механизм фиксирования. Механизм фиксирования выполнен в виде вновь введенной тяги, шарнирно установленной с образованием силового плеча относительно оси и размещенной в установленном в неподвижный кронштейн шарнире с возможностью регулирования ее перемещения в поперечном оси направлении. При этом тяга может быть выполнена в виде ходового винта, рейки с проточками, штока гидро- или пневмоцилиндра с поршнем. Полость цилиндра разделена на две камеры, сообщенные между собой каналом, в котором размещено запорное устройство, например пробковый кран. Технический результат - упрощение устройства за счет снижения трудоемкости изготовления и упрощения технологии изготовления его элементов, расширение возможности автоматизации управления приводом рабочих элементов устройства за счет возможности использования аккумуляторных батарей автомобиля, или его пневмо- или гидросистемы. 6 з.п.ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Устройство для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья, содержащее подвижной кронштейн, поддерживаемый неподвижным кронштейном с помощью поперечной оси, обеспечивающей вращение одного кронштейна относительно другого, и механизм фиксирования, отличающееся тем, что механизм фиксирования выполнен в виде вновь введенной тяги, размещенной в установленном в неподвижный кронштейн шарнире с возможностью регулирования ее перемещения в поперечном упомянутой оси направлении с образованием силового плеча относительно той же оси посредством шарнира подвижного кронштейна. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяга выполнена в виде ходового винта, сопряженного с гайкой (резьбой) шарнира неподвижного кронштейна. 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что тяга выполнена в виде ходового винта с возможностью управления посредством электросистемы автомобиля через встроенный в привод тяги электродвигатель. 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяга выполнена в виде рейки с проточками и выступами, сопряженными с элементами подпружиненного фиксатора, установленного в шарнире неподвижного кронштейна. 5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что фиксатор выполнен в виде пластины с пазом переменного сечения, где большее сечение взаимодействует с тягой, а меньшее - с проточкой тяги в момент фиксации в пазу шарнира неподвижного кронштейна. 6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяга выполнена в виде штока с поршнем, размещенного в цилиндре, размещенном на шарнире неподвижного кронштейна, причем емкость цилиндра разделена поршнем на две камеры, сообщенные между собой каналом, в котором размещено запорное устройство, например пробковый кран с жиклером. 7. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что камеры в цилиндре, разделенные поршнем, соединены с магистралью додачи рабочего тела, например масла, подключенной к системе подачи рабочего тела, например к масляной системе высокого давления или к компрессору двигателя автомобиля, управляемой, например, через распределитель.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сиденьям, в частности к устройствам для регулирования относительного положения подушки и спинки сидений транспортных средств. Известен шарнир автомобиля (см. а.с. СССР 358222), содержащий подвижный кронштейн спинки, шарнирно связанный осью с неподвижным кронштейном сиденья, стопор для закрепления кронштейна спинки относительно кронштейна сиденья в наклонном положении и рукоятку управления, смонтированную на хвостовике оси шарнира, при этом стопор выполнен в виде жестко закрепленной на одном из кронштейнов зубчатой шестерни с внутренним зацеплением, взаимодействующей с шестерней наружного зацепления, жестко связанной с другим кронштейном и установленной на эксцентрике оси шарнира, имеющем эксцентриситет, равный по меньшей мере высоте зуба шестерен. Кроме этого, подвижный кронштейн спинки снабжен жестко связанной с ним шайбой, перекрывающей поверхность шестерни с внутренним зацеплением, с которой жестко соединена шайба, опирающаяся через обоймы, образующие полость для размещения упругого кольца, на хвостовик оси шарнира. К тому же эксцентрик оси шарнира установлен в отверстии втулки, охватываемой жестко связанной с ней шестерней с наружным зацеплением. Недостатком этого устройства является сложность вследствие наличия дополнительных осей и дополнительных кронштейнов. Известно устройство (см. патент СССР 1041026) для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья, содержащее подвижный кронштейн, поддерживаемый первым неподвижным кронштейном с помощью регулирующей оси с эксцентриковым участком, и второй неподвижный кронштейн, жестко соединенный с первым неподвижным кронштейном, причем подвижный кронштейн снабжен шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом, отличающимся числом зубьев по меньшей мере на один от числа зубьев шестерни и связанным посредством шпилек, установленных в его отверстиях, с неподвижными кронштейнами, в котором зубчатое колесо установлено на эксцентриковом участке оси, шпильки вмонтированы в отверстия зубчатого колеса, причем концы по крайней мере некоторых шпилек жестко связаны с обоими неподвижными кронштейнами, а подвижный кронштейн расположен между ними, при этом кронштейны снабжены элементами для их относительного направленного поворота. Эти элементы выполнены в виде выступов, которые расположены на подвижном кронштейне и установлены с возможностью перемещения в кольцеобразном пазу в одном из неподвижных кронштейнов, при этом подвижный кронштейн прикреплен к спинке, а неподвижный - к подушке сиденья. Это устройство устраняет часть недостатков аналога по а.с. 358222, например оно проще по конструкции, но имеет следующие недостатки:- сложность и высокая трудоемкость изготовления, обусловленная наличием шестерен и необходимостью их изготовления и установки;
- ограниченная возможность автоматизации привода устройства из-за наличия эксцентрика, установить который можно только сбоку. Устройство по патенту СССР 1041026 взято за прототип, т.к. имеет с предлагаемым решением наибольшее количество общих признаков. Задачей предлагаемого решения является упрощение устройства за счет снижения трудоемкости изготовления и упрощения технологии изготовления его элементов и расширение возможности автоматизации управления приводом рабочих элементов устройства за счет возможности использования аккумуляторных батарей автомобиля или его пневмо- или гидросистемы. Поставленная задача выполняется тем, что в известном устройстве, содержащем подвижный кронштейн, поддерживаемый неподвижным кронштейном с помощью оси, обеспечивающей вращение одного кронштейна относительно другого, и механизм фиксирования, механизм фиксирования выполнен в виде вновь введенной тяги, шарнирно установленной с образованием силового плеча относительно оси и размещенной в установленном в неподвижный кронштейн шарнире с возможностью регулирования ее перемещения в поперечном оси направлении. При этом тяга может быть выполнена в виде ходового винта, рейки с проточками, штока гидро- или пневмоцилиндра с поршнем. Кроме этого, полость цилиндра разделена на две камеры, сообщенные между собой каналом, в котором размещено запорное устройство, например пробковый кран. На фиг.1 изображен главный вид устройства с тягой в виде ходового винта, разрез;
на фиг.2 - сечение А-А фиг.1;
на фиг.3 - сечение Б-Б фиг.1;
на фиг. 4 - главный вид устройства с тягой в виде рейки с проточками, разрез;
на фиг.5 - сечение А-А фиг.4;
на фиг.6 - главный вид устройства с тягой в виде штока пневмо- или гидроцилиндра, разрез. Предлагаемое устройство для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья содержит подвижный кронштейн 1, поддерживаемый неподвижным кронштейном 2 с помощью поперечной оси 3, обеспечивающей вращение одного кронштейна относительно другого, и механизм фиксирования, выполненный в виде тяги 4. Тяга 4 шарнирно установлена в шарнире 5 кронштейна 1 с образованием силового плеча L относительно поперечной оси 3 и с возможностью регулирования ее перемещения в поперечном оси 3 направлении шарнира 6, установленном в неподвижном кронштейне 2. Тяга 4 может быть выполнена в виде ходового винта, сопряженного с гайкой (резьбой) шарнира 6 неподвижного кронштейна 2. Тягой 4 в виде ходового винта можно управлять посредством электросистемы автомобиля через встроенный в привод тяги 4 электродвигатель (не показано). Тяга 4 может быть выполнена в виде рейки с проточками 7 и выступами 8, сопряженными с элементами фиксатора 9, установленного в шарнире 6 неподвижного кронштейна 2, подпружиненного пружиной 10. Фиксатор 9 может быть выполнен в виде пластины с пазом 11 переменного сечения, большее из сечений взаимодействует с тягой 4, а меньшее сечение взаимодействует с проточкой 7 тяги 4 в момент фиксации в пазу шарнира 6. Тяга 4 может быть выполнена в виде штока 12 гидро- или пневмоцилиндра 13 с поршнем 14, при этом цилиндр 13 укреплен на шарнире 6 неподвижного кронштейна 2. Емкость цилиндра 13 разделена поршнем 14 на две камеры 15 и 16, сообщенные между собой каналом 17, в котором размещено запорное устройство 18, например пробковый кран 19 с жиклером 20. Камеры 15 и 16 могут быть соединены с магистралью подачи рабочего тела (например, масла), подключенную к масляной системе М высокого давления или к компрессору двигателя (автомобиля), управляемой, например, через распределитель (не показано). Устройство работает следующим образом. Водитель, сидя на сиденье и приводя в движение (вращение или прямолинейное движение) тягу 4, осуществляет установку спинки сиденья относительно подушки на требуемый для него угол , а отключив привод тяги или убрав руку с привода, фиксирует спинку в заданном положении. Использование предлагаемого решения позволит снизить трудоемкость изготовления остова сиденья и создаст возможность автоматизации управления приводом рабочих элементов устройства за счет использования электрической энергии автомобиля или его гидро- или пневмосистемы.
Класс B60N2/22 с регулируемой спинкой