термопластичный состав для маркировки дорожного полотна

Классы МПК:C09D167/02 полиэфиры, получаемых из дикарбоновых кислот и диоксисоединений
E01F9/04 разметка поверхности дорог; бордюрные камни или дорожные кромки, специально предназначенные для информирования водителей или пешеходов, например освещаемые
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Морозов Владимир Викторович,
Крылов Владимир Кузьмич,
Кузнецов Владимир Дмитриевич,
Михайлова Татьяна Викторовна,
Бубнова Берта Григорьевна,
Мустафина Ольга Владимировна,
Широкова Зоя Андреевна,
Милехин Юрий Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
2002-08-22
публикация патента:

Изобретение используется в качестве материала для маркировки дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием. Состав, помимо пленкообразующего - твердой полиэфирной смолы, содержащей в своем составе до 55 мас.% терефталевой кислоты, с температурой размягчения не ниже 70oС, пластификатора - полиэфира с кислотным числом 0-80 мг/КОН на основе алифатических двухосновных кислот не менее 4 и (С25)-алифатических гликолей, диоксида титана, антиседиментационной добавки, стеклянных микрошариков, минерального наполнителя, включает в себя один или несколько синтетических восков. Сочетание компонентов в определенном соотношении позволяет повысить стойкость к загрязнению и снизить водопоглощение термопластичного состава для разметки дорог. 1 с.п. ф-лы, 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Термопластичный состав для маркировки дорожного полотна, включающий пленкообразующее вещество - твердую полиэфирную смолу, содержащую до 55 мас. % терефталевой кислоты, с температурой размягчения не ниже 70oС, пластификатор - сложный полиэфир на основе (С4- и более) алифатических двухосновных кислот (С25)-алифатических гликолей с кислотным числом 0-80 мг/КОН, диоксид титана, антиседиментационную добавку, стеклянные микрошарики и минеральный наполнитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит один или несколько синтетических восков в количестве 0,02-1,50 мас. ч. на 100 мас. ч. следующего состава, мас. %:

Указанная полиэфирная смола - 15-30

Указанный пластификатор - 2,0-8,0

Диоксид титана - 4,0-10,0

Антиседиментационная добавка - 3,0-10,0

Стеклянные микрошарики - 0-30

Минеральный наполнитель - Остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к составам для маркировки дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

Известны составы для маркировки дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием с различным типом пленкообразующего, определяющим основные технические показатели материала, включающие также пигменты, наполнители и другие целевые добавки.

Так в патенте Австралии АИ-В-33-909/33, МКИ5 С 09 D 001/08, 005/10, 007/12, С 04 В 024/126 в качестве полимерного модификатора использованы полиакрилаты, сополимеры акрилатов со стиролом. Подобное связующее использовано в патенте Японии (заявка 496976, МКИ5 С 09 D 4/02, С 09 D 5/00). В патенте РФ 2074872, МКИ6 С 09 D 167/02, а также в патентах РФ 2083374, МКИ6 В 32 В 5/16, Е 01 F 9/00, 2113579, МПК 6 Е 01 F 9/04 в качестве полимерной основы применяются полиуретан и смесь его с полиэфирной смолой.

В других отечественных разработках термопластичных маркировочных составов в качестве пленкообразующего используются различные твердые полиэфирные смолы (патент РФ 2074921 С1, Е 01 F 9/04) либо полиэфирные смолы, содержащие до 55% терефталевой кислоты (патент РФ 2167901, С 09 D 167/02) в сочетании с пластификатором и включающие в себя пигмент, наполнитель, а также антиседиментационную и светотехническую добавки.

Наиболее близким аналогом является состав на основе твердой полиэфирной смолы, содержащей в своем составе до 55% терефталевой кислоты, включающий пластификатор-полиэфир на основе алифатических двухосновных кислот и гликолей, пигмент, наполнитель, антиседиментационную и светотехническую добавки.

Недостатком данного состава RU 2167901, который является наиболее близким к заявленному, является низкая стойкость к загрязнению, твердость, повышенное водопоглощение.

Изобретение решает задачу по улучшению эксплуатационных характеристик дорожно-разметочного покрытия (ДРП), а именно, повышает твердость (температуру размягчения), стойкость к загрязнению и снижает водопоглощение.

Указанные цели достигаются путем ввода синтетических восков различной природы (монтановых, полиолефиновых и др.) полярных и неполярных.

Воски снижают водопоглощение, а при использовании в составе по изобретению, кроме того, повышают стойкость термопластичного материала к загрязнению; одновременно улучшают скорость истечения и повышают температуру размягчения и твердость материала.

Адгезия частиц пыли определяется площадью контакта частиц с поверхностью, которая в свою очередь зависит от упругих свойств материала, изменяющихся в зависимости от температуры окружающего воздуха. Увеличение температуры размягчения (Тр) - повышение твердости термопластика приводит к снижению адгезии к его поверхности частиц загрязнителей.

Исследованы различные добавки с высокой Тр=100-145oС. Жирные кислоты, например, приводят к нежелательному снижению температуры размягчения, а синтетические воски даже повышают.

Стойкость ДРП к грязеудержанию с синтетическими восками оценивалась при температурах 30, 40, 50, 60oС.

Таким образом, повышением твердости поверхности ДРП с одновременным увеличением ее гидрофобности можно обеспечить значительное улучшение стойкости ДРП к грязеудержанию.

Установлено также, что ввод синтетических восков как полярных, так и неполярных снижает водопоглощение термопластика более чем в 2 раза.

Предложенный термопластичный состав для маркировки дорожного полотна, включающий пленкообразующее вещество - твердую полиэфирную смолу, содержащую до 55 мас. % терефталевой кислоты с температурой размягчения не ниже 70oС, пластификатор - сложный полиэфир на основе (С4 и более)- алифатических двухосновных кислот и (С35)-алифатических гликолей с кислотным числом от 0 до 80 мг/КОН, диоксид титана, антиседиментационную добавку, стеклянные микрошарики и минеральный наполнитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит один или более синтетических восков в количестве 0,02-1,50 мас.ч. на 100 мас. ч. следующего состава, мас.ч.:

Указанная полиэфирная смола - 15-30

Указанный пластификатор - 2,0-8,0

Диоксид титана - 4,0-10,0

Антиседиментационная добавка - 3,0-10,0

Стеклянные микрошарики - 0-30

Минеральный наполнитель - Остальное

Получение используемой твердой полиэфирной смолы и пластификатора описано, например, в RU 2167901.

В качестве антиседиментационной добавки может быть использован каолинит и др.

В качестве минерального наполнителя может быть использован кварцевый песок, кварц, дробленое стекло, карбонаты и др.

В качестве синтетического воска может использоваться, например, синтетические: монтановый, полиолефиновый, амидный и др. воски и их смеси.

Изобретение иллюстрируется примерами, а конкретные составы приведены в таблице.

Пример

Берут навески компонентов для конкретного выбранного состава ДРП (см. таблицу), смешивают и плавят при перемешивании и температуре 180-200oС в течение 5 часов. Полученная смесь дорожно-разметочного покрытия используется для нанесения на асфальт и для приготовления образцов.

Класс C09D167/02 полиэфиры, получаемых из дикарбоновых кислот и диоксисоединений

способ получения полиуретдионовых смол -  патент 2514926 (10.05.2014)
эпоксиполиэфирная лакокрасочная композиция -  патент 2472830 (20.01.2013)
способ нанесения покрытия на металлические ленты -  патент 2470971 (27.12.2012)
комбинированные связующие средства на основе полиакрилатных дисперсий -  патент 2468046 (27.11.2012)
композиция для закрепления обмоточных изделий -  патент 2459848 (27.08.2012)
синтез полиэфирных привитых поли(мет)акрилатных сополимеров -  патент 2434901 (27.11.2011)
радиационноотверждаемые композиции -  патент 2425058 (27.07.2011)
полиэфирная композиция для защитного покрытия -  патент 2381243 (10.02.2010)
термопласт для разметки автомобильных дорог и аэродромов -  патент 2378308 (10.01.2010)
повышение стойкости к органическим кислотам в металлах с полимерным покрытием -  патент 2357993 (10.06.2009)

Класс E01F9/04 разметка поверхности дорог; бордюрные камни или дорожные кромки, специально предназначенные для информирования водителей или пешеходов, например освещаемые

Наверх