колесный болт
Классы МПК: | F16B23/00 Головки болтов или винтов особой формы, приспособленные для вращения инструментом F16B35/06 головка особой формы |
Автор(ы): | Лавриненко Ю.А., Гильманов Ф.С., Кирсанов Ю.А., Хайруллин А.А., Мусин Р.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Белебеевский завод "Автонормаль" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-04 публикация патента:
20.11.2003 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям крепежных деталей, в частности к болтам крепления автомобильных колес. Колесный болт содержит резьбовой стержень с имеющей полость многогранной головкой и фланцем с прилегающим к головке цилиндрическим пояском. Полость многогранной головки выполнена цилиндрической одного диаметра, а фланец выполнен коническим. Диаметр цилиндрической полости составляет 0,650,75 размера под ключ многогранной головки, а глубина цилиндрической полости не превышает общей высоты многогранной головки и цилиндрического пояска. В результате создана простая, технологичная для массового производства конструкция колесного болта с уменьшенным весом и сниженной металлоемкостью, сохраняющего свои прочностные характеристики при монтаже и эксплуатации. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Колесный болт, содержащий резьбовой стержень с имеющей полость многогранной головкой и фланцем с прилегающим к головке цилиндрическим пояском, отличающийся тем, что полость многогранной головки выполнена цилиндрической одного диаметра, а фланец выполнен коническим, при этом диаметр цилиндрической полости составляет 0,65-0,75 размера под ключ многогранной головки, а глубина цилиндрической полости не превышает общей высоты многогранной головки и цилиндрического пояска.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям крепежных деталей, в частности к болтам крепления автомобильных колес. Известен болт, содержащий резьбовой стержень с многогранной головкой и полусферическим фланцем диаметром, равным описанному диаметру многогранника (Япония, заявка 11182522 А, кл. F 16 B 23/00, 1999). К недостаткам данной конструкции относятся большая металлоемкость и большой вес головки болта. Кроме того, отсутствие цилиндрического пояска между полусферическим фланцем и многогранной головкой может привести к повреждению монтажным инструментом наружной поверхности сопрягаемых деталей, например антикоррозионного покрытия диска колеса. Известен болт сборный, состоящий из двух частей, одна из которых выполнена в виде стержня с резьбой, переходящий в конический фланец с цилиндрическим участком на конце и прилегающим к его торцу цилиндрическим накатанным рифлением участком, на котором запрессована вторая часть болта с многогранным корпусом и фланцем с цилиндрическим участком (США, патент 5324148, кл. МКИ F 16 B 23/00, НКИ 411-396, 1994). Недостаток данной конструкции болта заключается в высокой сложности и высокой трудоемкости его изготовления. Наиболее близким к предлагаемому является болт, содержащий резьбовой стержень с многогранной головкой и полусферическим фланцем с прилегающим к головке цилиндрическим пояском (ЕР, патент 0298614, кл. F 16 B 41/00, 1991). Этот болт имеет существенный недостаток - большую металлоемкость и большой вес головки болта. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в создании простой, технологичной для массового производства конструкции колесного болта с уменьшенным весом и сниженной металлоемкостью, сохраняющего свои прочностные характеристики при монтаже и эксплуатации. Для достижения указанного технического результата у колесного болта, содержащего резьбовой стержень с многогранной головкой и фланцем с прилегающим к головке цилиндрическим пояском, согласно изобретению, многогранная головка выполнена с цилиндрической полостью, а фланец выполнен коническим, большим основанием переходящим в цилиндрический поясок, прилегающий к многогранной головке. При этом диаметр d цилиндрической полости составляет d= (0,65-0,75)S, где S - размер под ключ многогранной головки, а глубина hН, где Н - общая высота многогранной головки и цилиндрического пояска. Благодаря выполнению головки болта полупустотелой существенно уменьшается вес и металлоемкость болта, а выбор оптимальных размеров полости позволяет сохранить прочностные характеристики болта. На чертеже представлен предлагаемый колесный болт. Болт содержит резьбовой стержень 1, к которому меньшим основанием прилегает конический фланец 2. Большее основание конического фланца заканчивается цилиндрическим пояском 3, за которым следует многогранная головка 4 размером под ключ S, имеющая цилиндрическую полость с диаметром d и глубиной h, конструктивно связанной с общей высотой Н многогранной головки и цилиндрического пояска. Использование предлагаемой конструкции болта позволит уменьшить затраты на металл при его изготовлении и будет способствовать снижению веса автомобиля.Класс F16B23/00 Головки болтов или винтов особой формы, приспособленные для вращения инструментом
Класс F16B35/06 головка особой формы