способ сборки корпуса судна
Классы МПК: | B63B9/06 способы строительства корпусов |
Автор(ы): | Салыкин О.М., Козлов В.А., Виноградов В.А. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие Научно- исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-12-30 публикация патента:
27.11.2003 |
Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта, касаясь сборки корпусов судов из частей, стыкуемых и соединяемых на плаву. Сущность способа сборки корпуса судна заключается в том, что части корпуса судна изготавливают отдельно на стапелях. Затем кромки стыкуемых частей корпуса причерчивают и по этим кромкам обрезают припуск. Далее устанавливают устройства и приспособления для стыковки. Спускают части корпуса судна на воду и производят их стыковку на плаву. При этом перед причерчиванием кромок стыкуемых частей корпуса судна выполняют следующие рабочие операции: определяют осадку каждой части корпуса, производят расчет балластировки для приведения их к одинаковой осадке, выполняют расчет упругих линий частей корпуса на плаву и устанавливают доковые опоры в соответствии с расчетными упругими линиями частей корпуса на плаву с учетом балластировки. Технический результат реализации изобретения заключается в значительном снижении нарушения взаимной ориентации частей судна после спуска их на воду и стыковки, что достигается посредством поддержания практически неизменными результатов взаимного положения частей корпуса судна на стапеле и на воде. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ сборки корпуса судна, заключающийся в том, что части корпуса судна изготавливают отдельно на стапелях, причерчивают и обрезают припуск по кромкам стыкуемых частей корпуса, устанавливают устройства и приспособления для стыковки, спускают части корпуса на воду и производят их стыковку на плаву, отличающийся тем, что перед причерчиванием кромок стыкуемых частей корпуса судна определяют осадку каждой части корпуса, делают расчет балластировки для приведения их к одинаковой осадке, выполняют расчет упругих линий частей корпуса на плаву, устанавливают доковые опоры в соответствии с расчетными упругими линиями частей корпуса на плаву с учетом балластировки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии судостроения (судоремонта) и касается сборки корпуса судна (плавучего сооружения) из отдельных блоков. Известен способ сборки корпуса судна (1), при котором части корпуса судна изготавливают отдельно на стапелях, устанавливают постели по отношению друг к другу с дифферентом, причерчивают и обрезают припуск по кромкам стыкуемых частей корпуса, устанавливают в сборочное устройство и сваривают по стыкам и пазам. Недостаток известного способа заключается в том, что он не учитывает деформации при сбросе судна на воду и не пригоден для сборки крупногабаритных конструкций. Известен способ сборки корпуса судна (2), при котором части корпуса изготавливают отдельно, причерчивают и обрезают припуск по кромкам стыкуемых частей корпуса, устанавливают устройства и приспособления для стыковки, спускают части корпуса на воду и производят их стыковку на плаву. Указанный способ наиболее близок к заявляемому, поэтому принят в качестве прототипа. Недостатком прототипа является изменение положения упругой линии судна на плаву по отношению к упругой линии на стапеле, что приводит к увеличению напряжений в стыковом шве и нарушению общей ориентации. Суть заявляемого технического решения заключается в том, что в известном способе, при котором части корпуса судна изготавливают отдельно на стапелях, причерчивают и обрезают припуск по кромкам стыкуемых частей корпуса, устанавливают устройства и приспособления для стыковки, спускают части корпуса на воду и производят их стыковку на плаву, перед причерчиванием кромок стыкуемых частей корпуса судна определяют осадку каждой части корпуса, делают расчет балластировки для приведения к одинаковой осадке, выполняют расчет упругих линий частей корпуса на плаву, устанавливают доковые опоры в соответствии с расчетными упругими линиями частей корпуса на плаву с учетом балластировки. Сравнительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показывает, что заявляемое техническое решение обладает рядом признаков, не совпадающих с прототипом, а именно, перед причерчиванием кромок стыкуемых частей корпуса судна определяют осадку каждой части корпуса, делают расчет балластировки для приведения к одинаковой осадке, выполняют расчет упругих линий частей корпуса на плаву, устанавливают доковые опоры в соответствии с расчетными упругими линиями частей корпуса на плаву с учетом балластировки, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию изобретения "Новизна". Сравнение заявляемого изобретения с другими техническими решениями показало, что приведение упругой линии судна на стапеле в соответствие с упругой линией на плаву широко применяется, например, при центровке линии вала, однако в заявляемом изобретении определяется не упругая линия судна и не упругая линия отдельной его части на плаву, а приведенная упругая линия, т.е. упругая линия отдельно взятой части с учетом ее балластировки. Таким образом можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "Изобретательский уровень". На чертеже схематично изображены части корпуса судна на стапеле. Сборка корпуса судна (плавучего сооружения) осуществляется следующим образом: после окончания формирования частей корпуса на стапеле определяют осадку блока 1 и блока 2, делают расчет балластировки для приведения блоков к одинаковой осадке, выполняют расчет упругой линии 3 блока 1 и упругой линии 4 блока 2 на плаву. По результатам расчетов доковые опоры 5 блока 1 и доковые опоры 6 блока 2 перемещают до тех пор, пока упругие линии каждого блока не займут положение, соответствующее их упругим линиям на плаву, или производят пересадку на установленные в соответствии с расчетом другие доковые опоры. После приведения упругих линий 3 и 4 к расчетным выполняют причерчивание и обрезают монтажный припуск по кромкам стыкуемых блоков, устанавливают устройства и приспособления для стыковки, затем блоки раздельно спускают на воду и производят их стыковку на плаву. Заявляемый способ значительно снижает нарушение взаимной ориентации блоков после спуска на воду и стыковки, поскольку результаты взаимного положения частей корпуса на стапеле и на воде практически не изменяются. Источники информации1. А.С. 1024352, МКИ В 63 В 9/06. 2. А.С. 1156953, МКИ В 63 В 9/00.
Класс B63B9/06 способы строительства корпусов