дельталет для сельхозработ

Классы МПК:B64C31/028 дельтапланы; сверхлегкие летательные аппараты
B64D1/18 путем разбрызгивания, например инсектицидов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное научное конструкторско- технологическое предприятие "Парсек"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-11-05
публикация патента:

Изобретение относится к сельскохозяйственной авиации и может быть использовано для обработки сельскохозяйственных и лесных насаждений ядохимикатами. Дельталет содержит мототележку 1, крыло 3 с балансирным управлением и комплект навесного химоборудования. Подкос пилона 2 жестко соединен с гидроцилиндром 13 и шарнирно - с носовой частью мототележки 1 и верхом поворотной части 5 составного пилона. Верх неподвижной части 6 пилона выполнен в виде раструба для регулирования центровки мототележки во время полета. Изобретение направлено на повышение удобства в эксплуатации, технологичности выполнения химработ, безопасность полетов при химических работах. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Дельталет для сельхозработ, содержащий мототележку, подкос пилона, крыло с балансирным управлением, шарнирно соединенное с составным пилоном коробчатого сечения, состоящим из шарнирно сочлененных поворотной верхней и неподвижной нижней частей с механизмом их фиксации, отличающийся тем, что мототележка снабжена комплектом навесного химического оборудования с баком для вещества, установленным сзади кресла пилота, подкос пилона снабжен гидроцилиндром и шарнирно соединен с носовой частью мототележки и верхом поворотной части пилона, гидроцилиндр трубопроводами связан с гидронасосом, установленным на мототележке, а верх неподвижной части пилона выполнен в виде раструба, при этом механизм фиксации выполнен подвижно взаимосвязанным с задней стенкой поворотной части пилона и внутренней стороной задней стенки раструба.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области сельскохозяйственной авиации и может быть использовано для обработки сельскохозяйственных и лесных насаждений ядохимикатами и другими жидкими химическими веществами.

Известен дельталет для сельхозработ, содержащий мототележку, подкос пилона, крыло с балансирным управлением, шарнирно соединенное с пилоном, при этом мототележка снабжена комплектом навесного химического оборудования с баком для вещества [1,2]. Недостатком данной конструкции является необеспеченность плавного регулирования центровки мотетележки во время полета.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является дельталет [3], содержащий мототележку, подкос пилона, крыло с балансирным управлением, шарнирно соединенное с составным пилоном коробчатого сечения, состоящим из шарнирно сочлененных поворотной верхней и неподвижной нижней частей с механизмом их фиксации.

Недостатком данной конструкции является то, что при использовании дельталета в сельхозработах не обеспечена возможность плавного регулирования центровки мототележки во время полета.

Задача, решаемая изобретением, - повышение удобства эксплуатации, технологичность выполнения химработ, в итоге, безопасность полетов при химических работах, что обеспечивается регулированием центровки мототележки во время полета.

Это обусловлено тем, что по мере выработки химического вещества из бака, находящегося сзади пилота (баки, как правило, имеют емкость 110-140 л), центр тяжести дельталета смещается вперед, балансировка нарушается и пилот вынужден применять дополнительные усилия на трапецию для удержания дельталета. Возможность регулировки центровки мототележки во время полета, например, при окончании прогона и подготовке к развороту, освобождает пилота от дополнительных физических нагрузок, что повышает концентрацию его внимания на технологию химработ, а именно поддержание заданной высоты (1,5-2 м), своевременное включение-выключение гидросистемы опрыскивателей и естественным образом безопасность полета на малых высотах.

Указанная задача выполняется за счет того, что в известном дельталете для сельхозработ, содержащем мототележку, подкос пилона, крыло с балансирным управлением, шарнирно соединенное с составным пилоном коробчатого сечения, состоящим из шарнирно сочлененных поворотной верхней и неподвижной нижней частей с механизмом их фиксации, мототележка снабжена комплектом навесного химического оборудования с баком для вещества, установленным сзади пилота, подкос пилона снабжен гидроцилиндром и шарнирно соединен с носовой частью мототележки и верхом поворотной части пилона, гидроцилиндр трубопроводами связан с гидронасосом, установленным на мототележке, а верх неподвижной части пилона выполнен в виде раструба, при этом механизм фиксации выполнен подвижно взаимосвязанным с задней стенкой поворотной части пилона и внутренней стороной задней стенки раструба.

Приведенные выше признаки являются существенными и в своей совокупности позволяют решить задачу изобретения.

Введение комплекта навесного химоборудования с баком для вещества, установленным сзади пилота, обеспечивает возможность проведения химработ.

Шарнирное соединение подкоса пилона с носовой частью мототележки и верхом поворотной части пилона обеспечивает изменение угла наклона подкоса пилона при различных положениях поворотной части пилона.

Снабжение подкоса пилона гидроцилиндром позволяет изменять длину подкоса пилона и, соответственно, угол наклона поворотной части пилона, что приводит к смещению крыла вперед и смещению центра тяжести.

Введение гидронасоса, связанного трубопроводами с гидроцилиндром, позволяет управлять последним, втягивая его подвижную часть (шток), тем самым смещая вперед центр масс дельталета.

Выполнение верхнего конца неподвижной части пилона в виде раструба обеспечивает, во-первых, возможность хода верхней поворотной части пилона, во-вторых, возможность размещения механизма фиксации и, в-третьих, позволяет сохранить устройство работоспособным в случае отказа гидросистемы.

Выполнение механизма фиксации подвижно взаимосвязанным с задними стенками поворотной части пилона - снаружи, а раструба его неподвижной части - внутри, во-первых, позволяет фиксировать сам механизм, а во-вторых, обеспечивает постоянную жесткую фиксацию поворотной части пилона при любом угле наклона, что повышает надежность соединения и обеспечивает безопасность полета в случае отказа гидросистемы, так как поворотная часть пилона не имеет возможности возврата в исходное положение.

Предложенное конструктивное решение обеспечивает широкий диапазон и плавность регулирования центровки мототележки по мере смещения центра масс, которое происходит при расходе химического вещества во время выполнения химработ, а совокупность признаков, характеризующих заявленный объект, обуславливает появление такого технического результата, который обеспечивает решение задачи изобретения.

Анализ уровня техники показывает, что не известен дельталет для сельхозработ, которому присущи признаки, идентичные всем существенным признакам данного изобретения, что свидетельствует о его неизвестности и, следовательно, новизне.

Что касается признаков, отличающих предложенный объект от ближайших аналогов, то хотя некоторые признаки и обнаружены в других известных решениях, однако не известно влияние этих признаков на указанный выше технический результат, что позволяет сделать заключение о соответствии предложенного решения изобретательскому уровню.

Наконец, при осуществлении изобретения действительно реализуется наличие предложенного объекта, что свидетельствует о промышленной применимости изобретения.

На фиг. 1 изображен вид сбоку на дельталет для сельхозработ, на фиг.2 - вид сверху, крыло не показано. На фиг.3-5 в виде выносного элемента I на фиг. 1 показаны варианты выполнения механизма фиксации шарнирного сочленения составного пилона: на фиг.3 - с помощью эксцентрика, на фиг.4 - с помощью скользящего клина, на фиг.5 - с помощью скользящего ролика.

Дельталет для сельхозработ (фиг.1, 2) содержит мототележку 1, подкос пилона 2, крыло 3 с балансиром 4. Крыло 3 шарнирно соединено (не показано) с составным пилоном коробчатого сечения, состоящим из поворотной 5 верхней и неподвижной 6 нижней частей. Комплект навесного химоборудования в общем случае состоит из установленного на мототележке сзади кресла 7 пилота бака 8 для химвещества с насосом 9 и штанг 10 с разбрызгивателями 11. Гидронасос 12 может быть установлен или в задней части мототележки 1, или, например, под креслом пилота, и с помощью трубопроводов (не показаны), прокладка которых зависит от конструкции мототележки 1 и выполняется в любом удобном месте, связан с гидроцидиндром 13. Гидроцилиндр 13 может быть установлен как в нижней части подкоса пилона 2, так и в его верхней части. При любом из этих вариантов или подвижный шток гидроцилиндра 13, или его корпус имеют жесткую связь с подкосом пилона 1, составляя с ним единое целое, и с помощью нижнего 14 и верхнего 15 шарниров, которые могут быть выполнены широко известным способом в виде серег с проушинами, связанными съемными пальцами, крепится к передней части мототележки 1 и верху поворотной части 5 пилона. При необходимости быстрой сборки-разборки дельталета возможно выполнение шарнирных связей подкоса пилона 2 в виде также широко известных, по более дорогих, шаровых сочленений. Верх неподвижной части 6 пилона выполнен в виде раструба 16, передняя стенка 17 которого (фиг.3-5) выполнена под углом, обеспечивающим максимально необходимый наклон поворотной части 5 пилона. Угол зависит от высоты пилона, от расстояния между центром посадки пилота и баком для химвещества, от емкости бака, от веса мототележки и т.д., т.е. определяется исходя из теоретического центра масс конкретно для каждого конструктивного решения устройства в целом. Механизм фиксации поворотной части 5 пилона, размещенный между ее задней стенкой 18 и внутренней стороной 19 задней стенки раструба 16, может быть выполнен в различных вариантах:

- в виде поворачивающегося вокруг закрепленной между стенками раструба 17 оси 20 эксцентрика 21 (фиг.3, а);

- в виде опускающегося по мере наклона поворотной части пилона клина 22 (фиг.4);

- в виде ролика 23 (фиг.5), ось которого скользит в пазах, выполненных в боковых стенках раструба.

И эксцентрик 21, и клин 22, и ролик 23 могут быть снабжены пружинами натяжения (не показаны), вторые концы которых закрепляются ниже фиксирующих элементов на неподвижной части 6 пилона.

При любых вариантах выполнения механизма фиксации взаимодействие его с задней стенкой 18 поворотной части 5 пилона и внутренней стороной 19 задней стенки раструба 16 может происходить через фрикционные прокладки. Наклон поворотной части 5 пилона во всех случаях происходит вокруг съемной оси 24 шарнирного сочленения частей пилона (фиг.3, б).

Устройство работает следующим образом.

Во время полета при проведении опрыскивания по мере расходования химвещества из бака 8, расположенного сзади мототележки 1, центр тяжести дельталета смещается вперед. Включением гидронасоса 12 пилот производит втягивание штока гипроцилиндра 13, жестко соединенного с подкосом пилона 2. Поворотная часть 5 пилона смещается вперед и центр тяжести дельталета выравнивается. При наклоне поворотной части 5 пилона зазор между ее задней стенкой 18 и внутренней стороной стенки 19 раструба 16 увеличивается и фиксирующий элемент 21-23 (варианты использования) смещается вниз, тем самым обеспечивая жесткость пилона. Для приведения дельталета в транспортировочное положение вынимаются пальцы, фиксирующие шарниры 14, 15, и ось 24 шарнирного соединения частей пилона.

Источники информации

1. Ж. "Самолеты мира", 1, 1998 г., с.24-26, дельталет "Поиск-06СХ" (аналог).

2. Ж. "Авиация общего назначения", 7, 1997 г., с.28, дельталет "Поиск-06СХ" (аналог).

3. Международная заявка (РСТ) WO 95/07216, МПК В 64 С 31/028. "Сверхлегкий летательный аппарат и крыло летательного аппарата с мягкой обшивкой" (прототип).

Класс B64C31/028 дельтапланы; сверхлегкие летательные аппараты

Класс B64D1/18 путем разбрызгивания, например инсектицидов

Наверх