устройство для транспортировки объекта и надувное вместилище для использования в нем
Классы МПК: | B64D25/08 аварийные средства для покидания самолета B64D1/14 устройства для смягчения удара при соприкосновении с землей B60N2/42 для защиты человека от чрезмерных перегрузок, например аварийные или безопасные сиденья |
Автор(ы): | Чекаев А.М. |
Патентообладатель(и): | Чекаев Анатолий Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-02-28 публикация патента:
27.11.2003 |
Изобретения относятся соответственно к транспортным средствам и средствам для изоляции объектов от воздействий окружающей среды. Устройство содержит вместилище 1, средство для размещения объекта 2, направляющие опоры, первое надувное вместилище, первую камеру, вторую камеру, люки 8, консоль, основной трос и дополнительные тросы. В устройстве предусмотрен механизм перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки, выполненный в виде, обеспечивающем выгрузку по траектории, имеющей излом. Надувное вместилище включает первое днище и прикрепленную к нему первую камеру или совокупность камер, выполненную с возможностью ее развертывания с образованием боковых стенок. Дополнительно введена прикрепленная к боковым стенкам вторая камера или совокупность камер, выполненная с возможностью ее развертывания после формирования боковых стенок с образованием второго днища. Технический результат - повышение оперативности выгрузки объекта и вероятности сохранности в аварийных ситуациях. 2 c. и 17 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Устройство для транспортировки объекта, включающее вместилище, установленное во вместилище средство для размещения объекта и связанный с ним механизм перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки, отличающееся тем, что механизм перемещения средства для размещения объекта выполнен в виде, обеспечивающем выгрузку по траектории, имеющей излом, при любой пространственной ориентации вместилища.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вместилище выполнено в виде воздушного транспортного средства.3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что механизм перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки содержит одну или более направляющих, размещенных вдоль траектории выгрузки, и прикрепленную к средству для размещения объекта опору, сопряженную с направляющей с возможностью перемещения по ней.4. Устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что механизм перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки содержит привод, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска.5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что введен дополнительный привод, установленный на средстве для размещения объекта или в точке излома или резкого поворота траектории выгрузки.6. Устройство по п.4 или 5, отличающееся тем, что привод содержит последовательно соединенные первый блок подачи газа с органом управления, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска, и первое надувное вместилище, выполненное с возможностью его развертывания вдоль траектории выгрузки.7. Устройство по любому из пп.1-6, отличающееся тем, что средство для размещения объекта снабжено последовательно соединенными вторым блоком подачи газа с органом управления, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска, и вторым надувным вместилищем, выполненным с возможностью его развертывания с образованием замкнутой или незамкнутой оболочки, охватывающей средство для размещения объекта.8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что второе надувное вместилище содержит первое днище, прикрепленную к нему первую камеру или совокупность камер, выполненную с возможностью ее развертывания с образованием боковых стенок, и прикрепленную к боковым стенкам вторую камеру или совокупность камер, выполненную с возможностью ее развертывания с образованием второго днища, а второй блок подачи газа с органом управления имеет второй выход, соединенный со входом второй камеры, и выполнен в виде, обеспечивающем подачу газа на его второй выход через некоторый промежуток времени после подачи газа на первый.9. Устройство по любому из пп.6-8, отличающееся тем, что блок подачи газа с органом управления содержит емкость со сжатым газом, перекрытую первым клапаном, вход управления первым клапаном является входом запуска, а выход первого клапана – выходом блока подачи газа с органом управления.10. Устройство по любому из пп.6-8, отличающееся тем, что блок подачи газа с органом управления выполнен в виде газогенератора, вход запуска которого является входом запуска блока подачи газа с органом управления.11. Устройство по п.9, отличающееся тем, что блок подачи газа с органом управления содержит вторую емкость со сжатым газом, перекрытую вторым клапаном, вход управления вторым клапаном соединен со входом управления первым клапаном, а выход второго клапана является вторым выходом блока подачи газа с органом управления.12. Устройство по п.10, отличающееся тем, что блок подачи газа с органом управления содержит второй газогенератор, вход запуска которого соединен со входом запуска первого газогенератора.13. Устройство по любому из пп.1-12, отличающееся тем, что средство для размещения объекта снабжено средством для снижения нагрузки на объект при падении на поверхность планеты и/или средством обеспечения плавучести.14. Устройство по любому из пп.1-13, отличающееся тем, что введен механизм открывания выхода из вместилища, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска.15. Устройство по любому из пп.1-14, отличающееся тем, что оно снабжено средством для предотвращения столкновения средства для размещения объекта после его выгрузки с элементами воздушного транспортного средства, размещенными вне его фюзеляжа.16. Устройство по п.15, отличающееся тем, что средство для предотвращения столкновения средства для размещения объекта после его выгрузки с элементами воздушного транспортного средства, размещенными вне его фюзеляжа, содержит размещенные вдоль фюзеляжа воздушного транспортного средства консоль, первый конец которой шарнирно соединен с первой точкой фюзеляжа воздушного транспортного средства, основной трос, соединяющий второй конец консоли со второй точкой фюзеляжа воздушного транспортного средства, и дополнительные тросы, связывающие консоль с основным тросом, а также механизм поворота консоли на заданный угол, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска, первая и вторая точки фюзеляжа воздушного транспортного средства и плоскость поворота консоли выбраны таким образом, что плоскость, заданная первой и второй точками фюзеляжа воздушного транспортного средства и вторым концом консоли, отделяет область пространства, в которой находятся элементы воздушного транспортного средства, размещенные вне фюзеляжа, с которыми возможно столкновение средства для размещения объекта после его выгрузки, от области пространства, в которой производится выгрузка средства для размещения объекта.17. Надувное вместилище, включающее первое днище и прикрепленную к нему первую камеру или совокупность камер, выполненную с возможностью ее развертывания с образованием боковых стенок, отличающееся тем, что введена прикрепленная к боковым стенкам вторая камера или совокупность камер, выполненная с возможностью ее развертывания после формирования боковых стенок с образованием второго днища.18. Надувное вместилище по п.17, отличающееся тем, что оно выполнено с возможностью развертывания с образованием замкнутой оболочки.19. Надувное вместилище по п.17 или 18, отличающееся тем, что вторая камера или совокупность камер выполнена в виде надувного свода, прикрепленного к боковым стенкам не менее чем в двух точках.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для транспортировки объектов и средствам для изоляции размещенных в них объектов от воздействий окружающей среды и может быть использовано, в частности, в средствах передвижения по земле, воде, воздуху и в космосе, преимущественно, невосполнимых или обладающих особой ценностью объектов, например, людей и/или дорогостоящих грузов. Изобретение относится также к устройствам для защиты от воздействий окружающей среды, в частности, к развертываемым надувным вместилищам. Известно устройство для транспортировки и/или хранения объекта, представляющее собой вместилище, выполненное в виде, обеспечивающем возможность выгрузки из него объекта [1]. Известно надувное вместилище содержащее два днища и прикрепленную к ним камеру, выполненную с возможностью ее развертывания с образованием боковых стенок [2, 3]. Известное устройство для транспортировки объекта не обеспечивает возможности оперативной выгрузки объекта(ов) при любой пространственной ориентации вместилища. Известное надувное вместилище не обеспечивает возможности охвата им объекта в процессе развертывания. Технический результат от использования предлагаемого устройства для транспортировки объекта заключается в повышении оперативности выгрузки объекта и вероятности их сохранности в аварийных и других опасных ситуациях. Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для транспортировки объекта, включающем вместилище, установленное во вместилище средство для размещения объекта и связанный с ним механизм перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки, механизм перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки выполнен в виде, обеспечивающем вызрузку по траектории, имеющей излом. Указанный технический результат достигается также тем, что вместилище выполнено в виде транспортного средства, например воздушного. Указанный технический результат достигается также тем, что механизм перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки содержит одну или более направляющих, размещенных вдоль траектории выгрузки, и прикрепленную к средству для размещения объекта опору, сопряженную с направляющей с возможностью перемещения по ней при любой пространственной ориентации вместилища. Указанный технический результат достигается также тем, что механизм перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки содержит привод, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска. Указанный технический результат достигается также тем, что введен дополнительный привод, установленный на средстве для размещения объекта или в точке излома или резкого поворота траектории выгрузки. Указанный технический результат достигается также тем, что привод содержит последовательно соединенные первый блок подачи газа с органом управления, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска, и первое надувное вместилище, выполненное с возможностью его развертывания вдоль траектории выгрузки. Указанный технический результат достигается также тем, что средство для размещения объекта снабжено последовательно соединенными вторым блоком подачи газа с органом управления, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска, и вторым надувным вместилищем, выполненным с возможностью его развертывания с образованием замкнутой или незамкнутой оболочки, охватывающей средство для размещения объекта. Указанный технический результат достигается также тем, что второе надувное вместилище содержит первое днище, прикрепленную к нему первую камеру или совокупность камер, выполненную с возможностью ее развертывания с образованием боковых стенок, и прикрепленную к боковым стенкам вторую камеру или совокупность камер, выполненную с возможностью ее развертывания с образованием второго днища, а второй блок подачи газа с органом управления имеет второй выход, соединенный со входом второй камеры, и выполнен в виде, обеспечивающем подачу газа на его второй выход через некоторый промежуток времени после подачи газа на первый. Указанный технический результат достигается также тем, что блок подачи газа с органом управления содержит емкость со сжатым газом, перекрытую первым клапаном, вход управления первым клапаном является входом запуска, а выход первого клапана - выходом блока подачи газа с органом управления. Указанный технический результат достигается также тем, что блок подачи газа с органом управления выполнен в виде газогенератора, вход запуска которого является входом запуска блока подачи газа с органом управления. Указанный технический результат достигается также тем, что блок подачи газа с органом управления содержит вторую емкость со сжатым газом, перекрытую вторым клапаном, вход управления вторым клапаном соединен со входом управления первым клапаном, а выход второго клапана является вторым выходом блока подачи газа с органом управления. Указанный технический результат достигается также тем, что блок подачи газа с органом управления содержит второй газогенератор, вход запуска которого соединен со входом запуска первого газогенератора. Указанный технический результат достигается также тем, что средство для размещения объекта снабжено средством для снижения нагрузки на объект при падении, поверхность планеты и/или средством обеспечения плавучести. Указанный технический результат достигается также тем, что введен механизм открывания выхода из вместилища, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска. Указанный технический результат достигается также тем, что оно снабжено средством для предотвращения столкновения средства для размещения объекта после его выгрузки с элементами воздушного транспортного средства, размещенными вне его фюзеляжа. Указанный технический результат достигается также тем, что средство для предотвращения столкновения средства для размещения объекта после его выгрузки с элементами воздушного транспортного средства, размещенными вне его фюзеляжа, содержит размещенные вдоль фюзеляжа воздушного транспортного средства консоль, первый конец которой шарнирно соединен с первой точкой фюзеляжа воздушного транспортного средства, основной трос, соединяющий второй конец консоли со второй точкой фюзеляжа воздушного транспортного средства, и дополнительные тросы, связывающие консоль с основным тросом, а также механизм поворота консоли на заданный угол, вход запуска которого соединен с выходом блока запуска, первая и вторая точки фюзеляжа воздушного транспортного средства и плоскость поворота консоли выбраны таким образом, что плоскость, заданная первой и второй точками фюзеляжа воздушного транспортного средства и вторым концом консоли, отделяет область пространства, в которой находятся элементы воздушного транспортного средства, размещенные вне фюзеляжа, с которыми возможно столкновение средства для размещения объекта после его выгрузки, от области пространства, в которой производится выгрузка средства для размещения объекта. Технический результат от использования предлагаемого надувного вместилища заключается в обеспечении возможности охвата им объекта в процессе развертывания. Указанный технический результат достигается тем, что в надувное вместилище, включающее первое днище и прикрепленную к нему первую камеру или совокупность камер, выполненную с возможностью ее развертывания с образованием боковых стенок, введена прикрепленная к боковым стенкам вторая камера или совокупность камер, выполненная с возможностью ее развертывания после формирования боковых стенок с образованием второго днища. Указанный технический результат достигается также тем, что надувное вместилище выполнено с возможностью развертывания с образованием замкнутой оболочки. Указанный технический результат достигается также тем, что вторая камера или совокупность камер выполнена в виде надувного свода, прикрепленного к боковым стенкам не менее чем в двух точках. На фиг.1 изображена схема размещения и выведения объектов из устройства для транспортировки и/или хранения объекта, выполненного в виде самолета; на фиг. 2 - устройство для транспортировки и/или хранения объекта; на фиг.3 - схема перемещения средства для размещения объекта по траектории выгрузки; на фиг. 4 - средство для предотвращения столкновения средства для размещения объекта после его выгрузки с элементами воздушного транспортного средства в рабочем положении; на фиг. 5 - надувное вместилище, развернутое вокруг средства для размещения объекта с образованием замкнутой оболочки. Устройство для транспортировки и/или хранения объекта содержит вместилище 1, средство для размещения объекта 2, направляющие 3, опоры 4, первое надувное вместилище 5, первую камеру 6, вторую камеру 7, люки 8, консоль 9, основной трос 10, дополнительные тросы 11, парашютную систему 12. Первое надувное вместилище 5 может быть выполнено в виде одного или нескольких мягких тонкостенных рукавов, имеющих форму усеченного конуса, что обеспечивает возможность их складывания и размещения в малом объеме, и в исходном состоянии размещено в сложенном виде в начале нижней части направляющей 3, в верхней, более широкой, части которой размещены опоры 4, входящие в зацепление с ее краями. Взаимодействие свободных концов рукавов со средством для размещения объекта 2 осуществляется через соединенный с ними подпятник с зубом, входящим в зацепление с днищем средства для размещения объекта 2. Первая камера может быть выполнена в виде совокупности соединенных друг с другом боковыми поверхностями тороидальных рукавов, охватывающих средство для размещения объекта 2, один из которых прикреплен к первому днищу, и в исходном состоянии размещена в сложенном виде под первым днищем. Вторая камера может быть выполнена в виде газоопорного надувного свода [4], край которого соединен с верхним краем первой камеры. Первый блок подачи газа и второй блок подачи газа могут быть выполнены в виде газогенераторов [5] , размещенных внутри надувного вместилища или камеры, или баллонов со сжатым газом. Второй блок подачи газа может быть установлен на средстве для размещения объекта. Механизм открывания выхода (двери или люка) из вместилища может быть выполнен с использованием пирозамков. Устройство работает следующим образом. В аварийной или другой опасной ситуации с блока запуска, представляющего собой, например, обычный выключатель, поступает команда на запуск первого блока подачи газа, второго блока подачи газа, механизма открывания выхода из вместилища и механизма поворота консоли на заданный угол. При этом начинается заполнение газом первой камеры 6, а после ее заполнения и формирования, таким образом боковых стенок оболочки, - второй камеры 7 с образованием второго днища в виде надувного свода. Параллельно происходит заполнение газом первого надувного вместилища 5, уложенного в направляющую 3, и его развертывание (удлиннение) вдоль траектории выгрузки. При этом один конец первого надувного вместилища 5, взаимодействуя со средством для размещения объекта 2, перемещает его по направляющей 3 и отодвигает от места закрепления другого конца в направлении двери или специально предусмотренного для аварийной выгрузки выхода, например, люка 8, закрепленного посредством пирозамков, и выводит за пределы вместилища 1. При необходимости перемещения средства для размещения объекта 2 по траектории выгрузки, имеющей излом или резкий поворот, возможно использование аналогичного дополнительного привода, установленного в точке излома или непосредственно на средстве для размещения объекта 2. Установка нескольких средств для размещения объекта 2 друг за другом на одной направляющей обеспечивает возможность их выгрузки с помощью одного привода, взаимодействующего с ближайшим к нему средством для размещения объекта 2. В результате запуска механизма поворота консоли на заданный угол консоль 9, поворачиваясь, натягивает основной трос 10 и дополнительные тросы 11, в результате чего образуется плоская амортизирующая конструкция, при взаимодействии с которой средства для размещения объекта 2 изменяется траектория его движения, что исключает возможность прямого столкновения с внешними элементами воздушного транспортного средства. При использовании устройства на воздушных или водных транспортных средствах средство для размещения объекта 2 выполняют замкнутым или герметичным, снабжают парашютной системой 12, средством обеспечения плавучести, средствами обеспечения сохранности объекта, например, жизнедеятельности, а его оболочку выполняют из прочного огнестойкого материала. Литература1. US патент 2390230, 1942. 2. Б.Е. Чертеж. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. -М.: Машиностроение, 1997, с.с.258, 259. 3. Новости космонавтики, 5, 2000, с.с.63-67. 4. Большой энциклопедический словарь. Политехнический. -М.: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 1998, статьи "Пневматические строительные конструкции", "Свод". 5. Большой энциклопедический словарь. Политехнический. -М.: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 1998, статьи "Гидрокс", "Кардокс".
Класс B64D25/08 аварийные средства для покидания самолета
Класс B64D1/14 устройства для смягчения удара при соприкосновении с землей
Класс B60N2/42 для защиты человека от чрезмерных перегрузок, например аварийные или безопасные сиденья