тормоз навоя ткацкого станка

Классы МПК:D03D49/08 тормоза ткацких навоев 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Ивановская государственная текстильная академия
Приоритеты:
подача заявки:
2001-11-22
публикация патента:

Изобретение относится к области текстильного машиностроения и касается тормоза навоя ткацкого станка, содержащего тормозное средство, примыкающее под действием пружин к тормозной пластине, выполненное в виде двух конических шестерен, посредством шлицевого соединения связанных с двумя тормозными дисками, при этом конические шестерни входят в зацепление с коническим зубчатым колесом, которое кинематически соединено с ткацким навоем. Данный тормоз позволяет более точно отпускать основу, обеспечивая ее оптимальное натяжение. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Тормоз навоя ткацкого станка, содержащий тормозное средство, примыкающее под действием пружин к тормозной пластине, отличающийся тем, что тормозное средство выполнено в виде двух конических шестерен, посредством шлицевого соединения связанных с двумя тормозными дисками, при этом конические шестерни входят в зацепление с коническим зубчатым колесом, которое кинематически соединено с ткацким навоем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к текстильному машиностроению, может быть использовано на ткацких станках для выравнивания натяжения нитей основы в процессе работы ткацкого станка и снижения их обрывности.

Известен тормоз навоя ткацкого станка, содержащий тормозную шайбу, жестко закрепленную на одном валу с ткацким навоем, которую охватывает тормозная лента, прижимающаяся к ней под действием пружины [1].

За прототип принято устройство ткацкого станка для подачи нитей основы в зону формирования ткани под действием собственного натяжения нитей основы, содержащее навой с зубчатым колесом, которое входит в зацепление с шестерней, связанной с тормозным диском. По сторонам диска расположены примыкающие к нему тормозные колодки, соединенные с пружиной, которая в процессе ткачества регулируемым образом поджимает колодки к диску, обеспечивая натяжение основы, сматываемой с навоя [2].

Техническим результатом изобретения является обеспечение точного соответствия отпуска основных нитей вращению товарного регулятора за счет повышения надежности работы тормозного средства.

Указанный технический результат достигается тем, что в тормозе навоя ткацкого станка, содержащем тормозное средство, примыкающее под действием пружин к тормозной пластине, согласно изобретению тормозное средство выполнено в виде двух конических шестерен, посредством щлицевого соединения связанных с двумя тормозными дисками, при этом конические шестерни входят в зацепление с коническим зубчатым колесом, которое кинематически соединено с ткацким навоем.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлена кинематическая схема тормоза навоя ткацкого станка.

Ткацкий навой 1 через зубчатое колесо 2, шестерню 3, коническое зубчатое колесо 4 связан с коническими зубчатыми шестернями 5, 6, имеющими удлиненные ступицы 7, 8, которые могут вращаться в подшипниках 9, 10 корпуса ткацкого станка. В ступицах с торцевой части выполнены шлицевые отверстия 11, 12, в которые входят шлицевые валики 13, 14 с тормозными дисками 15, 16, примыкающими к тормозной пластине 17. Одним концом тормозные диски соединены с пружинами 18, 19, другим концом пружины прижимаются к бортикам колец 20, 21, с противоположной стороны к бортикам колец подходят пальцы 22, 23 упорных дисков 24, 25, расположенных внутри ступицы конических шестерен. В упорные диски 24, 25 упираются регулировочные винты 26, 27, которые могут поворачиваться по резьбе кронштейнов 28, 29. Для предотвращения осевого смещения конических шестерен между ними и кронштейнами установлены упорные подшипники 30, 31.

Устройство работает следующим образом. Под действием натяжения нитей основы ткацкий навой 1 стремится повернуться и через цилиндрическое зубчатое колесо 2 и шестерню 3 повернуть коническое зубчатое колесо 4, которое способно повернуть конические шестерни 5 и 6 в различных направлениях. Поскольку конические шестерни 5, 6 через шлицевое соединение связаны с тормозными дисками 15, 16, а те, в свою очередь, контактируют с тормозной пластиной 17, возникают два разнонаправленных тормозных момента. Чем больше тормозные моменты, тем большее усилие со стороны основных нитей должно возникать для того, чтобы повернуть ткацкий навой, соответственно чему увеличивается натяжение нитей основы и наоборот.

Сила прижатия тормозных дисков 15, 16 к тормозной пластине 17 зависит от сжатия пружин 18, 19. Поскольку пружины упираются в бортики колец 20, 21, а те, в свою очередь, упираются в пальцы 22, 23 упорных дисков 24, 25, то при смещении последних можно изменять сжатие пружин. Смещения упорных дисков 24, 25 можно добиться, поворачивая регулировочные винты 26, 27, поскольку они соприкасаются с упорными дисками. При вворачивании регулировочных винтов происходит увеличение силы сжатия пружин и, соответственно, увеличение тормозных моментов. При вывертывании винтов действие пружин ослабляется.

Источники информации

1. Гордеев В.А., Волков П.В. Ткачество. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984, 485 с., с. 363.

2. Патент 4485849. Сматывание ткацкого навоя. Публикация 04.12.84, США.

Наверх