запор
Классы МПК: | E05C9/12 с зубчатыми рейками и зубчатыми колесами |
Автор(ы): | Терсаков Б.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество бумагоделательного машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-22 публикация патента:
27.11.2003 |
Запор относится к строительству, в частности к запирающим устройствам окон, фрамуг и дверей в жилых и общественных зданиях с гарантированным достижением функционально-эксплуатационной надежности и удобства в эксплуатации запоров. Окна для выхода затворов выполнены в горизонтальной полке корпуса запора шириной, равной ширине затворов. Затворы при этом установлены на тяге посредством осей. В верхней части тяги выполнены карманы, а обоймы затворов установлены в корпусе запора горизонтальной полкой вниз. Осевое перемещение тяги выполнено по принципу реечного механизма. 1 з. п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. Запор для запирания окон, фрамуг и дверей двумя и более затворами приводом от одной ручки, содержащий П-образной формы в поперечном сечении корпус, установленную в нем подвижно в осевом направлении тягу прямоугольного сечения с подвижными затворами и установленную неразъемно в корпусе обойму привода, в которой подвижно установлен элемент привода тяги с квадратным отверстием для ручки, а в горизонтальной полке корпуса запора для выхода затворов в положение "закрыто" выполнены окна шириной, соответствующей ширине затворов, отличающийся тем, что содержит установленные в корпусе посредством заклепок обоймы затворов, а контактирующая с запорными планками левая часть каждого затвора выполнена по форме, представленной на фиг.8, причем затворы установлены на тяге посредством осей, концы которых не выступают за боковые поверхности затворов, в зоне размещения затворов и заклепок, соединяющих корпус запора с обоймами затворов, в верхней части тяги выполнены карманы, а обоймы затворов установлены в корпусе запора горизонтальной полкой вниз и образуют с корпусом в поперечном сечении прямоугольный замкнутый контур, при этом тяга фиксируется от смещения в вертикальной плоскости снизу внутренними горизонтальными поверхностями обойм затворов, а сверху - цилиндрическими поверхностями заклепок, соединяющих обоймы затворов с корпусом запора.2. Запор по п.1, отличающийся тем, что привод тяги выполнен по принципу реечного механизма, при этом на нижнем торце тяги в зоне обоймы привода выполнены зубья рейки, с которыми контактируют зубья звездочки, выполненной в форме диска, в центре которого выполнено квадратное отверстие, а с правой и левой сторон зубьев звездочки, перпендикулярно осям крайних зубьев на диске выполнены опорные поверхности-ограничители поворота звездочки при контактировании с рейкой, при этом звездочка установлена с возможностью поворота в отверстии сепаратора, в свою очередь, сепаратор со звездочкой установлены между накладками с образованием пакета, который вложен в обойму привода и соединен с ней неразъемно посредством заклепок, причем соосно квадратному отверстию звездочки в стенках обоймы привода и в накладках выполнены круглые отверстия диаметром, равным диагонали квадратного отверстия звездочки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству, в частности к запирающим устройствам окон, фрамуг и дверей в жилых и общественных зданиях. Известен запор для запирания окон, фрамуг и дверей двумя и более затворами приводом от одной ручки (GB 1 468 914 А1, 30.03.1977). Запор содержит П-образной формы в поперечном сечении корпус, установленную в нем подвижно в осевом направлении тягу прямоугольного сечения с подвижными затворами и установленную неразъемно в корпусе обойму привода, в которой подвижно установлен элемент привода тяги с квадратным отверстием для ручки, а в горизонтальной полке корпуса запора для выхода затворов в положение "закрыто" выполнены окна шириной, соответствующей ширине затворов. К недостаткам описанного запора следует отнести неудобство в эксплуатации, так как для запирания створок окна фрамугой или двери необходимо створку значительным усилием прижать к раме, чтобы деформировать эластичные уплотнения и ввести затворы поворотом ручки на 90o в окна заборных планок (вставок), т. е. запереть створку, в противном случае при повороте ручки в положение "закрыто" затворы утыкаются в кромку окна запорных планок и запереть створку без дополнительного ее прижатия к paмe затруднительно. Технический результат, достигаемый при реализации данного изобретения, заключается в повышении надежности и удобства в эксплуатации запоров. Указанный технический результат достигается тем, что известный зaпop для запирания окон, фрамуг и дверей двумя и более затворами приводом от одной ручки, содержащий П-образной формы в поперечном сечении корпус, установленную в нем подвижно в осевом направлении тягу прямоугольного сечения с подвижными затворами и установленную неразъемно в корпусе обойму привода, в которой подвижно установлен элемент привода тяги с квадратным отверстием для ручки, а в горизонтальной полке корпуса запора для выхода затворов в положение "закрыто" выполнены окна шириной, соответствующей ширине затворов, согласно изобретению содержит установленные в корпусе посредством заклепок обоймы затворов, а контактирующая с запорными планками левая часть каждого затвора выполнена по форме, представленной на фиг.8, причем затворы установлены на тяге посредством осей, концы которых не выступают за боковые поверхности затворов, в зоне размещения затворов и заклепок, соединяющих корпус запора с обоймами затворов, в верхней части тяги выполнены карманы, а обоймы затворов установлены в корпусе запора горизонтальной полкой вниз и образуют с корпусом в поперечном сечении прямоугольный замкнутый контур, при этом тяга фиксируется от смещения в вертикальной плоскости снизу внутренними горизонтальными поверхностями обойм затворов, а сверху - цилиндрическими поверхностями заклепок, соединяющих обоймы затворов с корпусом запора. Привод тяги выполнен по принципу реечного механизма, при этом на нижнем торце тяги в зоне обоймы привода выполнены зубья рейки, с которыми контактируют зубья звездочки, выполненной в форме диска, в центре которого выполнено квадратное отверстие, а с правой и левой сторон зубьев звездочки, перпендикулярно осям крайних зубьев на диске выполнены опорные поверхности - ограничители поворота звездочки при контактировании с рейкой, при этом звездочка установлена с возможностью поворота в отверстии сепаратора, в свою очередь сепаратор со звездочкой установлены между накладками с образованием пакета, который вложен в обойму привода и соединен с ней неразъемно посредством заклепок, причем соосно квадратному отверстию звездочки в стенках обоймы привода и в накладках выполнены круглые отверстия диаметром, равным диагонали квадратного отверстия звездочки. В горизонтальной полке корпуса ширина окон для выхода затворов выполнена соответственно ширине затворов с минимальным гарантированным зазором поверхностей взаимного контакта, что обеспечивает стабильное перемещение всех затворов в одной плоскости, при этом контактирующая с запорными планками (вставками) часть каждого затвора выполнена образной формы в поперечном сечении, как это представлено на фиг.8. Таким образом сформирована путем пластической деформации заходная часть - носик, что исключает вероятность утыкания затвора в запорную планку (вставку) при запирании створки окна или двери и не требует дополнительных усилий для прижима створки к раме. Затворы на тяге установлены подвижно на цапфах осей, оси же с тягой контактируют по плотной или легкопрессовой посадке, при этом концы осей не выступают за боковые поверхности затворов, что позволяет максимально уменьшить в поперечном сечении зазоры между внутренними боковыми стенками обоймы затвора и наружными боковыми поверхностями самого затвора, тем самым исключить люфт в обойме затвора; в зоне размещения затворов и заклепок, соединяющих обоймы затворов с корпусом затвора, в верхней части тяги выполнены карманы, что и позволило левую часть затворов выполнить образной формы и сформировать заходную часть - носик; обоймы затворов установлены горизонтальной полкой вниз и образуют с корпусом в поперечном сечении прямоугольный замкнутый контур, при этом тяга надежно фиксируется от смещения в вертикальной плоскости снизу внутренними горизонтальными поверхностями обойм затворов, а сверху заклепками, соединяющими обоймы затворов с корпусом запора. Привод тяги выполнен по принципу речного механизма, при этом на нижнем торце тяги выполнены зубья, которые контактируют со звездочкой, выполненной в форме плоского диска с количеством зубьев, необходимым для заданного осевого перемещения тяги поворотом ручки на угол 90o; с правой и левой сторон относительно крайних зубьев, перпендикулярно их осям выполнены опорные поверхности - ограничители поворота звездочки относительно рейки (тяги); звездочка установлена в отверстии сепаратора, толщина которого больше на величину гарантированного торцевого зазора толщины звездочки. В центре звездочки выполнено квадратное отверстие для приводной ручки. В свою очередь сепаратор со звездочкой установлены между накладками, в которых соосно квадратному отверстию звездочки выполнены круглые отверстия диаметром, равным диагонали квадратного отверстия звездочки. Пакет, состоящий из накладок, сепаратора и установленной в нем звездочки, вставлен в обойму привода, при этом зубья звездочки вводятся в зацепление с рейкой и соединены с обоймой привода неразъемно посредством двух заклепок. На боковых стенках обоймы привода соосно квадратному отверстию звездочки и круглым отверстиям накладок выполнены отверстия, соответствующие диагонали квадратного отверстия и диаметру круглых отверстий накладок, что исключает затирание звездочки по наружной цилиндрической поверхности с поверхностью взаимного контакта сепаратора, так как квадрат приводной ручки, введенный в квадратное отверстие звездочки, поворачивается при открывании и закрывании запора в круглых отверстиях обоймы привода и накладок. Все детали запора изготавливаются из холоднокатаного стального сортопроката методом штамповки, за исключением заклепок и осей. На фиг.1 изображен общий вид запора в осевом разрезе;на фиг.2 изображен вид запора сверху с обрывом правой части;
на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1;
на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.1;
на фиг.5 - разрез В-В на фиг.1;
на фиг.6 - разрез Г-Г на фиг.1;
на фиг.7 изображена деталь-затвор;
на фиг.8 - то же, вид с левого торца на фиг.7;
на фиг.9 изображена деталь-звездочка. Запор для запирания окон, фрамуг и дверей двумя и более затворами, приводом от одной ручки содержит корпус 1, установленные в нем неразъемно обойму 2 привода и подвижно в осевом направлении тягу 3. На тяге установлены затворы 4 подвижно на осях 5. В корпусе запора установлены обоймы 6 затворов, которые соединены с корпусом запора посредством заклепок 7. В обойму 2 привода вложен пакет, содержащий накладки 8 и размещенный между накладками сепаратор 9, в отверстии которого размещена звездочка 10, контактирующая с зубьями рейки 11, выполненными на нижней торцевой поверхности 12 тяги 3, при этом обойма 2 привода и вложенный в нее пакет, состоящий из двух накладок 8 и сепаратора 9, соединены между собой заклепками 13. В корпусе 1, на его верхней горизонтальной полке выполнены окна 14 прямоугольной формы для выхода затворов 4 в положение "закрыто", в контакт с запорной планкой (вставкой) 15. В тяге 3 в зоне затворов 4 и заклепок 7 выполнены карманы 16. Обоймы 6 затворов установлены горизонтальной полкой 17 вниз и образуют по всей своей длине с корпусом 1 замкнутый контур прямоугольного сечения. Левая часть затворов 4 выполнена образной формы, таким образом вверху сформирована заходная часть - носик 18, а торцевая ее поверхность выполнена радиусной (фиг.7). Звездочка 10 выполнена в форме диска, на котором выполнены зубья 19 и правая 20 и левая 21 опорные поверхности, в центре звездочки выполнено квадратное отверстие 22. Запор работает следующим образом:
При запирании створки окна, фрамуги или двери, в которой установлены запоры описанной конструкции с приводной ручкой, створка затворяется плотно до контакта с рамой, в которой установлены запорные планки (вставки) 15, и далее поворотом приводной ручки звездочка 10 посредством реечного зацепления перемещает тягу 3 влево. При этом затворы 4, скользя по цилиндрическим поверхностям заклепок 7, поворачиваются вокруг своих осей 5 и сначала носиком 18, а затем полностью входят в контакт с запорными накладками (вставками) 15. Опорные поверхности 20, 21 звездочки 10 ограничивают угол поворота звездочки, исключая вероятность разрушения реечного зацепления механизма приводной рейки 3. Процесс отпирания запора производится в обратной последовательности.
Класс E05C9/12 с зубчатыми рейками и зубчатыми колесами
запор роликовый - патент 2236528 (20.09.2004) | |
окно, дверь или т.п. с исполнительным механизмом - патент 2154724 (20.08.2000) | |
приводной механизм для дверей и окон - патент 2040685 (25.07.1995) | |
замок - патент 2040684 (25.07.1995) |