танк

Классы МПК:F41H7/02 сухопутные, например танки
A62C3/00 Предупреждение пожаров, сдерживание огня или тушение пожаров на особых объектах или местностях
G08B17/10 включение сигнализации при наличии дыма или газов 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1992-07-22
публикация патента:

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к оборудованию танков системами пожаротушения. Сущность изобретения заключается в том, что система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны боевого отделения и отделения управления находятся одновременно в зоне видимости не менее двух оптических датчиков. Баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон с возможностью выброса огнетушащего состава непосредственно в эти зоны и на днище корпуса танка. Реализация изобретения позволяет повысить пожарозащищенность и живучесть танка и безопасность экипажа. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Танк, содержащий боевое отделение и отделение управления, внутри которых размещены топливные баки, систему пожаротушения, отличающийся тем, что система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны боевого отделения и отделения управления находятся одновременно в зоне видимости не менее двух оптических датчиков, а баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон с возможностью выброса огнетушащего состава непосредственно в эти зоны и на днище корпуса танка.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к военно-гусеничным машинам, а более конкретно к танкам с системами пожаротушения.

Известен танк, содержащий боевое отделение и отделение управления, внутри которых размещены топливные баки, боеукладки, вращающийся транспортер автомата заряжания с размещенными в транспортере боеприпасами, сиденья операторов и систему пожаротущения танка Т-62 (Военное издательство МО СССР, Москва, 1978 г., стр. 463, 464, 465).

Указанный танк является наиболее близким предлагаемому по техническим решениям и назначению и выбран в качестве прототипа.

Недостатком этого танка является низкая пожарозащищенность из-за малоэффективной системы пожаротушения вследствие инерционности примененных в ней датчиков обнаружения пожара (термодатчиков), реагирующих только на температурный перепад при непосредственном воздействии на них пламени. Поэтому не во всех случаях термодатчики сразу выдают сигнал о возникновении очага пожара на срабатывание системы пожаротушения. Сигнал о пожаре выдается термодатчиком лишь при значительном развитии пожара и с запаздыванием на время, при котором могут возгореться боеприпасы. Кроме того, подача огнетушащего состава от баллонов по системе разводящих трубопроводов через ниппельные отверстия в них также приводит к запаздыванию подачи огнетушащего состава (до 10. . .12 с) в пожароопасные зоны. Такое запаздывание сигнала от термодатчиков о пожаре и подачи огнетушащего состава в объемы танка приводит к возгоранию боекомплекта (который не тушится ни одним известным огнетушащим составом), взрыву боекомплекта и безвозвратной потере экипажа и танка.

Целью предлагаемого изобретения является повышение пожарозащищенности и живучести танка, а также безопасности экипажа за счет повышения надежности работы и быстродействия системы пожаротушения танка.

Указанная цель достигается тем, что в танке система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны (топливные баки, боекомплект, подогреватель, днище) находятся одновременно в зоне видимости двух-трех оптических датчиков, дублирующих друг друга в случаях боевых или других повреждений или отказов самих датчиков и электропроводки к ним, при этом датчики оптическим приемным устройством направлены и на днище корпуса танка, где в основном происходит возгорание топлива при боевых повреждениях танка.

Для этой же цели баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон таким образом, что из баллонов огнетушащий состав выбрасывается непосредственно без дросселирования в трубопроводах вниз на днище, и быстро распространяясь в виде газа, в первоначальный момент создает в нижней части боевого отделения и отделения управления огнетушащие концентрации и, тем самым, локализует и тушит все возможные очаги пожара.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что новым в заявляемом техническом решении является установка в системе пожаротушения танка нескольких датчиков пожаротушения, надежно контролирующих все пожароопасные зоны, а также направление выхода огнетушащего состава из баллонов на днище, без его разводки по трубопроводам. Это способствует быстрому обнаружению очага пожара и заполнению огнетушащим составом пожароопасных зон в первую очередь в нижней части танка и надежному тушению в танке любого очага пожара. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа и позволяющее достигнуть поставленной цели, не были выявлены, и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия".

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, т.к. оно может быть использовано в промышленности.

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлено взаимное расположение оптических датчиков и баллонов с огнетушащим составом относительно пожароопасных зон боевого отделения и отделения управления танка, а на фиг.2 - установка в качестве примера датчика и его обзорность (телесный угол обзорности примерно 120o), а также установка баллона с расположением его выходного отверстия для огнетушащего состава относительно днища корпуса танка.

Предлагаемый танк содержит отделение 1 управления, где установлено сиденье 2 механика-водителя, расположены левый 3 и правый 4 топливные баки, передний топливный бак-стеллаж 5 с уложенными в нем боеприпасами, в левой и правой части отделения два оптических датчика 6 и баллон 7 с огнетушащим составом, установленном на ограждении отделения управления. В боевом отделении 8 расположены вращающийся транспортер 9 автомата заряжания с уложенными в нижней его части боеприпасами, подогреватель 10 охлаждающей жидкости двигателя, средний топливный бак-стеллаж 11 с боеприпасами, баллон 12 с огнетушащим составом, установленный в передней правой части боевого отделения у бака-стеллажа 5 и восемь оптических датчиков 6, которые установлены:

- один - на правом борту;

- три - на левом борту;

- четыре - в задней части крыши корпуса танка.

При возникновении пожара в отделении управления 1 в районе сиденья 2 механика-водителя, в одной из наиболее пожароопасных зон, сигнал на срабатывание системы пожаротушения выдают и левый и правый оптические датчики 6, а огнетушащий состав из баллона 7 выбрасывается непосредственно вниз на днище и в эту зону.

При возникновении пожара в боевом отделении 8:

- пожароопасная зона в районе между передним баком-стеллажом 5 и вращающимся транспортером 9 контролируется тремя датчиками 6;

- датчиком на левом борту;

- двумя датчиками правого борта.

Пожар тушится баллоном 7 или 12;

- пожароопасная зона в районе вращающегося транспортера 9, подогревателя 10 и среднего бака-стеллажа 11 контролируется тремя датчиками 6;

- пожароопасная зона в районе среднего бака-стеллажа 11 контролируется четырьмя датчиками 6;

- пожароопасная зона вокруг вращающегося транспортера контролируется всеми датчиками, установленными в боевом отделении, а пожар тушится баллонами 7 или 12.

Таким образом, при возникновении пожара в любом районе отделения управления или боевого отделения пожар обнаруживается сразу несколькими датчиками, выдающими сигнал на срабатывание того или другого баллона с огнетушащим составом, что обеспечивает гарантированное и быстрое тушение пожара.

Танк с системой пожаротушения повышенной надежности и быстродействия прошел межведомственные испытания, в том числе снарядным обстрелом с пробитием брони, показал положительные результаты и будет передан в серийное производство.

Класс F41H7/02 сухопутные, например танки

устройство для измерения количества топлива, израсходованного двигателем внутреннего сгорания при эксплуатации военной гусеничной машины -  патент 2529753 (27.09.2014)
способ стрельбы комплекса вооружения боевой машины по цели и система для его осуществления, способ определения экспериментальной зависимости угловой скорости линии визирования -  патент 2529241 (27.09.2014)
устройство для предупреждения выхода из строя (аварий) силовой установки и трансмиссии военной гусеничной машины -  патент 2529119 (27.09.2014)
способ повышения эффективности наблюдения из бмп-2 -  патент 2529117 (27.09.2014)
бронированная бескапотная кабина с противоминной защитой -  патент 2517935 (10.06.2014)
способ удаления пороховых газов из обитаемых отделений военных гусеничных машин -  патент 2498197 (10.11.2013)
механизм установки гранатомета на боевую машину -  патент 2479816 (20.04.2013)
способ демонтажа анкерной плиты бронированной ремонтно-эвакуационной машиной и быстросъемное грузозахватное устройство для реализации способа -  патент 2458312 (10.08.2012)
гусеничный движитель -  патент 2446073 (27.03.2012)
способ изготовления беговой дорожки в погоне с загрузочным окном для тел качения опорно-поворотного устройства башни танка -  патент 2439468 (10.01.2012)

Класс A62C3/00 Предупреждение пожаров, сдерживание огня или тушение пожаров на особых объектах или местностях

Класс G08B17/10 включение сигнализации при наличии дыма или газов 

система и способ оповещения о пожаре и воспламеняющемся газе -  патент 2517309 (27.05.2014)
датчик дыма -  патент 2510532 (27.03.2014)
оптический датчик дыма -  патент 2509369 (10.03.2014)
комбинированный способ обработки и передачи сигналов оптическим промышленным газоанализатором в установку пожарной сигнализации опасного промышленного объекта и комплекс для его реализации -  патент 2509368 (10.03.2014)
устройство дистанционного мониторинга работы газового оборудования и утечек бытового газа в многоквартирных домах -  патент 2486595 (27.06.2013)
система контроля расхода и утечек бытового газа в многоквартирных домах -  патент 2473971 (27.01.2013)
комбинированный узел датчика дыма и источника света и грузовой отсек воздушного судна, содержащий этот узел -  патент 2467398 (20.11.2012)
адаптация моментов выборки схемы выборки и хранения оптического детектора дыма -  патент 2461886 (20.09.2012)
извещатель пожарный дымовой оптико-электронный -  патент 2450361 (10.05.2012)
датчик дыма и грузовой отсек воздушного судна, снабженный этим датчиком -  патент 2444791 (10.03.2012)
Наверх