музыкальный инструмент с фиксированной высотой звуков и с равномерно-темперированным звукорядом
Классы МПК: | G10C9/00 Особые способы, устройства и инструменты для изготовления и обслуживания фортепьяно |
Автор(ы): | Трусов В.Н. |
Патентообладатель(и): | Трусов Владимир Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-05-16 публикация патента:
27.11.2003 |
Музыкальный инструмент с фиксированной высотой звуков и с равномерно-темперированным звукорядом для повышения качества звучания содержит звукоряд, выполненный из 22 ступеней. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Музыкальный инструмент с фиксированной высотой звуков и с равномерно-темперированным звукорядом, отличающийся тем, что звукоряд содержит 22 ступени с отношением частоты настройки любой из них к частоте настройки соседней ступени, расположенной ниже по звукоряду, равным 22 1/22.2. Музыкальный инструмент по п.1, отличающийся тем, что погрешность настройки любой ступени составляет не более 6 центов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для получения звука, в частности к музыкальным инструментам с фиксированной высотой звуков, таких как фортепьяно или гитара. Известны музыкальные инструменты с фиксированной высотой звуков и с равномерно-темперированным 12-ступенчатым звукорядом, что выражается в делении октавы на двенадцать подобных друг другу интервалов-полутонов, границы которых называются ступенями звукоряда, при этом отношение частоты настройки любой ступени к частоте настройки соседней ступени, расположенной ниже по звукоряду, есть число постоянное и равно 21/12 или 100 центам (см. "Музыкальный энциклопедический словарь", М;, 1990, статьи "Строй", "Темперация")- прототип. К недостаткам известных музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков и с 12-ступенчатым равномерно-темперированным звукорядом относится то, что в используемом звукоряде функциональная зона музыкального интервала, т. е. спектр звуковых интервалов, передающих ему свои функции, составляет всего 50 центов относительно фиксированной частоты настройки музыкального интервала. В то же время зона интонирования музыкального интервала, т.е. спектр звуковых интервалов, до частот которых слуховое восприятие может смещать фиксированную частоту его настройки, составляет приблизительно 30 центов относительно фиксированной частоты настройки музыкального интервала (см. "Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог", М., 1980, с. 89-98). Такое различие между функциональной зоной музыкального интервала и его зоной интонирования приводит к образованию "зоны мертвых звуковых интервалов", в качестве которых не могут быть услышаны музыкальные интервалы из-за ограниченной способности человеческого слухового восприятия к звуковысотному интонированию, и их количество составляет около 45% от всех звуковых интервалов, объединяемых октавой. Технический результат, на решение которого направлено изобретение, состоит во включении "мертвых звуковых интервалов" в сферу слухового восприятия при обеспечении наибольшей индивидуальности музыкальных ступеней, на которые делится октава, за счет увеличения числа ступеней в октаве и, тем самым, уменьшения функциональных зон музыкальных интервалов до пределов зоны интонирования двух соседних музыкальных интервалов. Указанный технических результат достигается тем, что в музыкальном инструменте с фиксированной высотой звуков и с равномерно-темперированным звукорядом, звукоряд содержит 22 ступени с отношением частоты настройки любой из них к частоте настройки соседней ступени, расположенной ниже по звукоряду, равным 221/22. А также тем, что погрешность настройки любой ступени составляет не более 6 центов. В таком звукоряде функциональная зона музыкального интервала составляет приблизительно 27 центов относительно его фиксированной настройки, что меньше зоны интонирования. При этом обеспечивается высокая степень индивидуальности каждого музыкального интервала, состоящая в том, что ширина спектра общих звуковых интервалов, принадлежащих зонам интонирования двух соседних музыкальных интервалов, составляет около 5,5 центов. На чертеже представлена схема реализации музыкального инструмента на примере гитары. Гитара включает нижний порожек 1, расположенный на подставке 2, крепящейся на деке 3, и верхний порожек 4, расположенный в верхней части грифа 5. На грифе 5 расположены ладовые пластины 6, над которыми натягиваются струны (не показаны). В соответствии с патентуемым изобретением, расстояние от верхнего порожка 4 до ладовых пластин 6 определяется в зависимости от расстояния между верхним 1 и нижним 4 порожками и может быть найдено из следующей зависимости:где lm - расстояние от верхнего порожка до ладовой пластины;
m - номер ладовой пластины;
L - расстояние между верхним и нижним порожками. При реализации патентуемого изобретения, например, в клавишных инструментах с фиксированной высотой звуков, оно характеризуется наличием в октаве двадцати двух клавиш, каждая из которых связана через клавишный механизм со своим источником звука или комплектом источников звука, настроенных в унисон. Расположение клавиш относительно друг друга определяется требованием удобства для исполнителя.
Класс G10C9/00 Особые способы, устройства и инструменты для изготовления и обслуживания фортепьяно