многофункциональная присадка к смазочной композиции
Классы МПК: | C10M159/18 комплексы с металлами |
Автор(ы): | Панин А.А. (RU), Терновая Тамара Васильевна (UA), Аксенов А.Ф. (RU), Стельмах Александр Устимович (UA) |
Патентообладатель(и): | Панин Александр Андреевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-12-28 публикация патента:
20.12.2003 |
Использование: в области смазочных материалов. Сущность изобретения: в качестве многофункциональной присадки, обеспечивающей безызносную работу узла трения во времени, антиадгезионные свойства и способность повышения эффективности с ростом ее концентрации применяют вещества, выбранные из группы, включающей гидроксаматы или их смеси, диацилгидроксаматы или их смеси, -дикетонаты или их смеси, -кетоэфираты или их смеси, замещенные у межкарбонильного атома углерода -дикетонаты или -кетоэфираты, гидроксаматоэфираты 3-d-, 4-d-, 4-f-металлов или их фторированные аналоги. Технический результат - расширение диапазона рабочих нагрузок и повышение ресурса смазочной композиции. 8 табл., 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12
Формула изобретения
Применение вещества, выбранного из группы, включающей гидроксаматы или их смеси, диацилгидроксаматы или их смеси, -дикетонаты или их смеси, -кетоэфираты или их смеси, замещенные у межкарбонильного атома углерода -дикетонаты или -кетоэфираты, гидроксаматоэфираты 3-d, 4-d, 4-f -металлов или их фторированные аналоги, в качестве многофункциональной присадки к смазочной композиции, обеспечивающей безизносную работу узла трения во времени, антиадгезионные свойства и способность повышения эффективности с ростом ее концентрации.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к составам смазочных материалов, к смазочным составам, отличающимся различными добавками, а более точно касается смазочной композиции и многофункциональной присадки. Данное изобретение может быть использовано во всех отраслях машиностроения, в легко, средне и особенно тяжело нагруженных узлах трения машин и механизмов, в том числе высокоскоростных и высокоточных. От смазочных композиций требуется разделение трущихся поверхностей, обеспечение теплоотвода и снижение трения. Однако в условиях граничного трения, в которых работают практически все машины, разделение трущихся поверхностей смазкой не достигается, следствием чего является их изнашивание и разрушение смазки. Поэтому главным свойством смазочной композиции становятся обеспечение снижения износа трущихся поверхностей и разрушения смазки. На сегодняшний день существуют тысячи названий различных смазочных композиций, разработанных для использования в узко конкретных условиях работы узла трения. Универсальных смазочных композиций не существует. Специалистами всего мира признано, что наиболее эффективным методом улучшения их трибохарактеристик является введение в них различного рода присадок, названия которых также исчисляются сотнями и предназначены они также для работы в узко конкретных условиях, как и сами смазочные композиции. Присадки являются лучшим средством влияния на физико-химические и механические процессы на фрикционном контакте. Однако из-за сложности этих процессов, реализующихся в условиях трения, они считаются неуправляемыми, наука умеет на них только в незначительной степени влиять. Применяемые присадки, как правило, обладают каким-либо одним свойством: либо противоизносным, либо противозадирным, либо антиокислительным и тому подобное, поэтому для придания смазочным средам комплекса необходимых свойств применяют смеси присадок разных типов. Полифункциональные присадки, обладающие широким спектром действия, как заявляемые, неизвестны. Большинство известных противоизносных и противозадирных присадок к маслам и смазкам представляет собой сернистые, хлористые, фосфорные соединения разных видов, а также высокомолекулярные жирные кислоты, их соединения, их эфиры и соединения молибдена. При длительной работе большинство таких присадок вызывало коррозию рабочих поверхностей. Положительный эффект применяемых присадок к смазочным композициям в большинстве случаев обусловлен образованием трибополимерных структур на поверхностях трения из продуктов разрушения смазочных композиций, присадок и поверхностей трения с последующим эволюционирующим разрушением и этих структур, что замедляет, но не устраняет разрушительные процессы в трибосистеме. Различные смазочные композиции (пластичные смазки, масла, топлива, спецжидкости) представляют собой либо базовую основу без присадок, либо таковую с различными пакетами присадок. Свойства смазочных материалов определяются главным образом свойствами присадок. Особенно велико число присадок к пластичным смазкам, поскольку для них не существует ограничения по растворимости. По причине ограничения по растворимости практически нет противоизносных присадок к топливам (использование которых в качестве смазочных материалов признано перспективным для создания качественно новых машин) и немного известно хороших присадок для масел. Обычно стремятся преодолеть барьер растворимости присадок с помощью поверхностно-активных веществ. Однако они сравнительно дорогие, часто приводят к расслоению смазочных композиций, существенному изменению их свойств во времени, избирательному дезактивированию компонентов композиций. Достижения по улучшению трибохарактеристик смазочных композиций в мире невелики. Патентоспособными признаются улучшения хотя бы по одному свойству на 10-20%. Это объясняется сложнейшими, всегда разрушительными физико-химическими процессами, реализующимися в условиях трения, и отсутствием кардинального решения по упорядочению и управлению этими процессами. Проблема безысносного трения уже более 200 лет не имеет решения в мире, несмотря на интенсивные научные поиски и хорошее финансирование. Испытания смазочных композиций с традиционными присадками в идентичных условиях на различных машинах трения показали максимальное снижение износа, достигаемое лишь с помощью молибденсодержащих присадок, в 2-5 раз по сравнению с базовой средой. Во времени это различие быстро снижается. Между собой товарные смазочные композиции по главным противоизносным свойствам различаются еще меньше (в 1,5-2,0 раза) и во времени это различие также снижается. Отсутствие хороших смазочных композиций, которые являются конструкционными материалами, стало тормозом для качественно нового развития машиностроения во всем мире, поэтому мир пошел по пути компьютерного контроля за состоянием работы трибосистемы, что не может привести к появлению решения указанных проблем. В сложившейся ситуации назрела необходимость в создании принципиально новых, то есть работающих по новому механизму и потому эффективных присадок к смазочным композициям, способных кардинально снижать износ и объединяющих в себе многие функции, то есть нужны эффективные присадки, способные одинаково хорошо работать в смазках, маслах, топливах, композициях, смазочно-охлаждающих жидкостях, спецжидкостях, чтобы надежно заменить то огромное количество малоэффективных присадок узконаправленного действия, в которых трудно даже ориентироваться, находить какие-либо преимущества, но на производство которых тратятся большие средства, то есть нужны унифицированные эффективные смазочные композиции широкого спектра применения. Известна присадка, улучшающая противоизносные, антифрикционные, противозадирные, антикоррозионные, антиокислительные свойства, расширяющая нагрузочный интервал (UA 10736, 25.12.1996). В качестве данной присадки применены гидроксаматы 3d-, 4d-, 4f- металлов (где гидроксамовая кислота имеет у азота атом водорода, то есть не является N-замещенной, а у карбонила - алкилы или циклический радикал), а также диацилгидроксаматы, гидроксаматопроизводные некоторых дикарооновых кислот и комплексонов, некоторых эфиров, замещенные у межкарбонильного атома углерода -дикетонаты и -кетоэфираты. Однако указанные в присадке представители классов веществ не охватывают полностью эти классы, например не включают N-замещенные гидроксаматы, аналогично гидроксаматоэфираты, не включают незамещенные -дикетонаты и -кетоэфираты и тому подобные. Поскольку новый механизм взаимодействия поверхность - среда очень чувствителен к структуре лигандов, структуре соединений, их растворимости в смазочной композиции и к структуре смазочной композиции, то есть этот механизм может осуществляться в большей или меньшей степени, то даже внутри заявленных классов веществ, если они не заявлены полностью, можно подобрать структуры, которые будут реализовывать этот новый механизм наилучшим образом. Кроме того, данная присадка не была нацелена на использование ранее неизвестных свойств, то есть недостаточно обеспечивает безадгезионную и безысносную работу узла трения во времени и, как следствие, недостаточно улучшает известные противоизносные, антифрикционные, противозадирные, антикоррозионные, антиокислительные свойства смазочной композиции, то есть не достигает предельно возможного значительного повышения ресурса смазочной композиции и рабочих поверхностей трущихся сопряжений машин и механизмов и повышения функционального качества машин,Известна смазочная композиция, содержащая основу (UA 10736, 25.12.1996), которая содержит дополнительно присадку. В качестве присадки применены гидроксаматы 3d-, 4d-, 4f-металлов (где гидроксамовая кислота имеет у азота атом водорода, то есть не является N-замещенной, а у карбонила - алкилы или циклический радикал), а также диацилгидроксаматы, гидроксаматопроизводные некоторых дикарбоновых кислот и комплексонов, некоторых эфиров, замещенные у межкарбонильного атома углерода -дикетонаты и -кетоэфираты. Однако данная смазочная композиция не была нацелена на использование новых свойств, то есть недостаточно обеспечивает безадгезионную и безызносную работу узлов трения во времени и поэтому не способна работать в широком диапазоне нагрузок вплоть до предела текучести металла и, как следствие, обладает не самыми высокими известными противоизносными, противозадирными, антифрикционными, антикоррозионными и антиокислительными свойствами, то есть не достигает предельно возможного значительного повышения ресурса смазочной композиции и рабочих поверхностей трущихся сопряжений машин и механизмов и повышения функционального качества машин. В основу изобретения положена задача создания смазочных композиций и присадок к ним, позволяющих за счет более полной реализации нового механизма взаимодействия поверхность - среда в условиях трения и за счет использования ранее неизвестных в мире свойств заявляемых веществ и композиций, а именно повышения эффективности смазочной композиции с увеличением концентрации присадки, когда становится возможным практически безызносное и безадгезионное трение, снизить температуру на фрикционном контакте и существенно снизить изнашивание и трение поверхностей, что приводит к еще большему улучшению известных противоизносных, противозадирных, антифрикционных, антиокислительных, антикоррозионных свойств смазочных композиций, расширению нагрузочного интервала, а также обеспечению безысносной работы узла трения во времени, что позволяет создать многоцелевые смазочные композиции с высокими противоизносными, противозадирными, антифрикционными, антиадгезионными, антикоррозионными, антиокислительными свойствами, способные работать длительно практически безысносно в широком диапазоне нагрузок вплоть до предела текучести металла, что означает значительное повышение ресурса смазочных материалов и рабочих поверхностей трущихся сопряжений машин и механизмов и повышение функционального качества машин. Поставленная задача решается тем, что многофункциональная присадка, улучшающая противоизносные, антифрикционные, противозадирные, антиадгезионные, антикоррозионные, антиокислительные свойства смазочной композиции, обеспечивающая безысносную работу узла трения во времени, расширяющая нагрузочный интервал смазочной композиции, обладающая способностью повышения эффективности смазочной композиции с ростом ее концентрации, представляет собой вещества, выбранные из группы гидроксаматов или их смесей, диацилгидроксаматов или их смесей, -дикетонатов или их смесей, -кетоэфиратов или их смесей, замещенных у межкарбонильного атома углерода -дикетонатов или -кетоэфиратов, гидроксаматоэфиратов 3d-, 4d-, 4f-металлов или их фторированных аналогов. Также поставленная задача решается тем, что смазочная композиция, содержащая основу, согласно изобретению дополнительно содержит присадку при концентрации присадки более 0,01 мас.%. Основа может быть выполнена в виде пластичной смазки, масла, топлива, спецжидкости, смазочно-охлаждающей жидкости. Основа может содержать используемые товарные присадки. Заявляемое техническое решение позволяет создавать многоцелевые смазочные материалы с высокими противоизносными, противозадирными, антифрикционными, антиадгезионными, антикоррозионными, антиокислительными свойствами, способные работать в широком диапазоне нагрузок вплоть до предела текучести металла и длительно обеспечивать практически безысносную работу узлов трения во времени. Все это означает возможность значительного сокращения номенклатуры используемых смазочных композиций и присадок к ним, значительное повышение ресурса смазочных композиций и трущихся деталей и повышение функционального качества машин, а также открывает возможность создания качественно новых машин и механизмов. Данное изобретение может быть использовано во всех отраслях машиностроения в легко, средне и особенно тяжело нагруженных узлах трения машин и механизмов, в том числе высокоскоростных и высокоточных. В дальнейшем изобретение поясняется конкретным примером выполнения и чертежами. Фиг.1 изображает зависимость износа от длительности трения в среде керосина ТС-1 с различными присадками согласно изобретению;
фиг. 2 изображает зависимость изменения изнашивания поверхности трения с ростом концентрации известных лучших присадок в керосине ТС-1 согласно изобретению;
фиг.3 изображает зависимость изменения изнашивания поверхностей трения в керосине ТС-1 с ростом концентрации заявляемых присадок согласно изобретению;
фиг.4 изображает зависимость изменения интенсивности изнашивания поверхностей трения во времени в дизельном топливе ДЛ согласно изобретению. Многофункциональная присадка, улучшающая противоизносные, антифрикционные, противозадирные, антиадгезионные, антикоррозионные, антиокислительные свойства смазочной композиции, обеспечивающая безысносную работу узла трения во времени, расширяющая нагрузочный интервал смазочной композиции, обладающая способностью повышения эффективности смазочной композиции с ростом ее концентрации, представляет собой вещества, выбранные из группы гидроксаматов или их смесей, диацилгидроксаматов или их смесей, -дикетонатов или их смесей, -кетоэфиратов или их смесей, замещенных у межкарбонильного атома углерода -дикетонатов или -кетоэфиратов, гидроксаматоэфиратов 3d-, 4d-, 4f-металлов или их фторированных или других замещенных аналогов или производных. Заявляемые соединения и аналогичные им хорошо известны в литературе. В науке такие соединения и лиганды изучались с целью использования их в качестве аналитических реагентов и экстрагентов металлов, для разделения близких по свойствам элементов, в качестве катализаторов или ингибиторов химических превращений веществ, а также биологически активных веществ. Известны случаи синергизма при использовании смеси соединений. В качестве примера можно привести следующие работы. 1. А. Т. Пилипенко, О.С. Зульфигаров. Гидроксамовые кислоты. М.: Наука, 1989. 2. В.М. Пешкова, Н.В. Мельчакова. Аналитические реагенты -дикетоны. М.: Наука, 1968. 3. Сб. Строение, свойства и применение -дикетонатов металлов. М.: Наука, 1978. 4. Патент США 3794473. Применение -дикетонатов в качестве антидетонационных присадок к топливам. 5. А. Н. Несмеянов, Н. А. Несмеянов. "Начала органической химии", М., 1969. Испытания заявляемых смазочных композиций проводили по противоизносным, противозадирным, антифрикционным, антикоррозионным, антиокислительным свойствам, по способности расширять нагрузочный интервал и обеспечивать безысносную работу узлов трения во времени. Смазочная композиция, содержащая основу, дополнительно содержит присадку, представляющую собой вещество, описанное выше, при концентрации присадки от 0,01 практически до 100 мас.%. Верхний предел концентрации присадки ограничивается лишь разумными требованиями, например, к вязкости композиции. В смазочной композиции основа может быть выполнена в виде пластичной смазки, масла, топлива, спецжидкости, смазочно-охлаждающей жидкости. Также основа может содержать дополнительно используемые товарные присадки. Износ при трении скольжения определяли на четырехшариковой машине трения ЧМТ-3, реализующей скольжение стального шара по трем неподвижным стальным шарам при условиях: осевая нагрузка 40 кгс, частота вращения верхнего шара по трем неподвижным нижним шарам 1460 об/мин, длительность трения по ГОСТ 9490 1 час. При необходимости длительность трения увеличивалась до двух, трех и пяти часов. Показателем износа служил диаметр износа на шарах ДИ. Выборочно проведены испытания масел и этих масел с заявляемыми веществами на международно признанном стенде Lubrimetr RFL (RFL Optimol Test System), реализующем линейный контакт при скольжении валика по двум неподвижным роликам. Нагрузка составляла 3,75 кН, время испытаний 90 минут. Длительные испытания (200 часов) с периодическим анализом среды проводили на машине трения МТ-5, реализующей скольжение поверхность по поверхности при возвратно-поступательном движении в дизельном топливе ДЛ при максимально возможной на этой машине нагрузке 40 МПа. Коррозионную стойкость определяли по отношению площади, пораженной коррозией, к общей площади поверхности образца. Испытания проводили путем помещения образцов в термовлагокамеру Г-4, в которой поддерживалась 100% влажность и происходило периодическое выпадение росы на металлические поверхности. Противозадирные свойства оценивали на машине трения ЧШМ по величине критической нагрузки Рк. Антифрикционные свойства оценивали по снижению коэффициента трения относительно его значения для прототипа. Антиокислительные свойства среды определяли по температуре начала окисления методом сканирующей калориметрии. Испытания пар качения на долговечность проводили ускоренным методом с форсированием по нагрузке на общеизвестной установке СПЗ-12М, позволяющей одновременно испытывать 12 образцов при нагрузке до 5000 МПа и скорости перемещения 0,8 м/с. Оценкой долговечности была наработка до появления на рабочих поверхностях прогрессирующего выкрашивания. Расширение нагрузочного интервала определяли путем повышения нагрузки до появления схватывания за время испытаний. Результаты испытаний представлены ниже в таблицах 1-8. Анализ полученных результатов подтверждает в 2-5 раз большую эффективность по противоизносным свойствам относительно прототипа и на 20-50% улучшение остальных заявляемых свойств. При обработке металлов (резание, шлифование, сверление и другие) наблюдаются такие же молекулярные механизмы взаимодействия поверхность - среда, как и в трении, но при существенно больших нагрузках. Поэтому заявляемые вещества эффективны и в смазочно-охлаждающих жидкостях, применяемых при обработке металлов. Проведенные нами испытания в резании, шлифовании, ультразвуковой обработке и сверлении металлов показали, что при наличии в смазочно-охлаждающих жидкостях заявляемых веществ повышается работоспособность режущего инструмента, улучшается качество обрабатываемой поверхности и стружки, повышается достижимый класс чистоты поверхности и ресурс смазочно-охлаждающей жидкости, поскольку эти вещества обладают помимо других антиокислительными и бактерицидными свойствами. Возможность использования заявляемых веществ в композициях, содержащих поверхностно-активные вещества, требует предварительного изучения, поскольку реализуемые в данном случае трибопроцессы очень чувствительны к структуре веществ и доступности рабочих поверхностей к взаимодействию со средой, но иногда применение поверхностно-активных веществ оправдано. На фиг. 1 изображена зависимость износа от длительности трения в среде керосина ТС-1 с различными присадками. На графике обозначено: t - время, час; И - износ, мкм. Также на фиг.1 изображены:
кривая 1 - зависимость износа от длительности трения в среде керосина ТС-1 с товарной присадкой Dura lube 5%,
кривая 2 - зависимость износа от длительности трения в среде керосина ТС-1 с товарной присадкой Dura lube 2%,
кривая 3 - зависимость износа от трения в той же среде с присадкой фриктол 14%,
кривая 4 - с присадкой фриктол 6%,
кривая 5 - с присадкой фриктол 1%,
кривая 6 - зависимость износа от трения в той же среде керосина ТС-1 с модификатором РФ 6%,
кривая 7 - с модификатором РФ 2%,
линия 8 - с веществом ГА 12 2 - 50%. На кривых 1 - 8 имеются различные графические элементы в виде точек, звездочек и так далее, которые предназначены для маркировки своей кривой и соответствуют экспериментально полученным значениям износа поверхности во времени. На фиг.2 изображена зависимость изменения изнашивания поверхности трения с ростом концентрации известных лучших присадок в керосине ТС-1 на машине трения ПТЛК. На графике обозначено:
С - концентрация присадки, мас.%,
И - износ, мкм. Также на фиг. 2 изображена:
кривая 9 - зависимость изменения изнашивания поверхности трения с присадкой - фриктол,
кривая 10 - то же, но с присадкой - модификатор РФ,
кривая 11 - то же, но с присадкой Dura lube. На фиг.3 изображена зависимость изменения изнашивания поверхностей трения в керосине ТС-1 в аналогичных условиях, что и на фиг.2, с ростом концентрации заявляемых присадок. На графике обозначено: И - износ, мкм, С - концентрация присадок, мас.%. Также на фиг.3 изображено:
кривая 12 - зависимость изменения изнашивания поверхностей трения при заявляемой присадке ГА 12,
кривая 13 - то же, с присадкой ТДГ,
кривая 14 - то же, с присадкой Г2К,
кривая 15 - то же, с присадкой БТПГК,
кривая 16 - то же, с присадкой ТПГК, МДУ. На фиг.4 изображена зависимость изменения интенсивности изнашивания поверхностей трения во времени на машине трения МТ-5 при максимально возможной нагрузке 40 МПа в дизельном топливе ДЛ. На фиг. 4 обозначено: t - время, час, I 10-9 - интенсивность изнашивания. Также на графике обозначено:
кривая 17 - зависимость изменения интенсивности изнашивания поверхностей трения подвижного образца,
кривая 18 - то же, но неподвижного образца,
кривая 19 - то же, но подвижного образца с присадкой НМ-60, 0,8%,
кривая 20 - то же, но с неподвижным образцом с присадкой НМ-60 0,8%. Изнашивание трущихся поверхностей в смазочных композициях, содержащих все известные присадки, с увеличением их концентрации возрастает (фиг.1 и фиг. 2). Поэтому для использования рекомендуется некоторая компромиссная концентрация, за пределы которой выходить нельзя. Такое свойство известных присадок приводит к тому, что с их помощью нет возможности существенно улучшить, например, противоизносные свойства смазочной композиции. Заявляемые вещества сохраняют высокую эффективность в широком диапазоне концентраций (см. фиг.1 и фиг.2), причем с увеличением их концентрации трибосистема работает практически безысносно. Для всех известных в мире присадок характерен рост интенсивности изнашивания поверхностей с увеличением времени трения (фиг.1), поэтому во все ГОСТ введено определенное время испытаний на испытательных машинах, например 1 час. Из фиг. 1 следует, что результаты испытаний заявляемых веществ за это время будут сильно занижены и могут вообще мало отличаться от известных, если не задать концентрацию присадок, при которой трибосистема работает практически безысносно. Однако с увеличением времени испытаний разительная разница в эффективности смазочных композиций, содержащих заявляемые вещества, и традиционных проявляется всегда (фиг.1) и с увеличением времени испытаний растет. Результаты длительных испытаний в дизельном топливе ДЛ представлены на фиг. 4: наблюдается практически безысносная работа узла трения в течение 200 часов испытаний. Возможность безысносной работы заявляемых смазочных композиций означает, что заявляемые вещества обладают и антиадгезионными свойствами, поскольку основной вклад в трение и износ вносит адгезионная составляющая силы трения. Это же следует из таблицы 2. При больших в 3 - 6 раз нагрузках вопреки всем классическим представлениям коэффициент трения падает почти в 2 раза и температура на поверхностях трения снижается. Свойства: антиадгезионность, безысносностъ во времени и повышение эффективности с ростом концентрации заявляемых присадок у смазочных композиций, в мире неизвестны и открывают новые перспективы для машиностроения. Кроме того, заявляемые присадки многофункциональны и способны одинаково хорошо работать в смазках, маслах, топливах, спецжидкостях и смазочно-охлаждающих жидкостях, что позволяет их в значительной степени унифицировать, то есть создавать многоцелевые смазочные композиции. Положительный эффект достигается путем реализации с помощью заявляемых веществ и содержащих их смазочных композиций новых физико-химических механизмов взаимодействия поверхность - среда (обменных, автоколебательных во времени), приводящих к образованию в условиях трения необычных самовосстанавливающихся структур, которые подавляют разрушительные процессы на поверхностях трения и в смазочной среде. В заявке приведены результаты испытаний соединений общей формулы МАп, где М - 3d-, 4d-, 4f- металлы, п = 2 - 4, А - соответствует 21 типу лигандов, представляющих все заявляемые их классы, во всех содержащих их смазочных композициях и по всем заявляемым их свойствам. Структуры используемых лигандов, их названия и краткие обозначения приведены ниже. Использованные в качестве примера лиганды и их краткие обозначения. -Дикетоны:
метилэтилметоксиметилундекандион МДУ
метоксициклогексилпентандион МЦГПД
-гексафторацетилацетон ГФА
метилэтилметоксипропилметилундекандион МПДУ
5. Смесь МДУ + МЦГПД 1:1 2ДК
-Кетоэфиры:
н-нонилацетоацетат НАА
бутилбензоилацетоацетат ББА
. нонилпропилацетоацетат НПА
Гидроксамовые и диацилгидроксамовые кислоты:
тридецилгидроксамовая кислота ТДГ
дикапрингидроксамовая кислота Г2К
диметилбензгидроксамовая кислота ДМБГК
трипропилгидроксамовая кислота ТПГК
N-бутилтрипропилгидроксамовая кислота БТПГК
трипропилдиацилгидроксамовая кислота ТП2А
7. Смесь гидроксамовых кислот (ГК), полученная из промышленно производимой смеси -разветвленных монокарбоновых кислот фракции С8-C14 ГА12. 8. Смесь ГК, полученная из промышленно-производимой смеси -разветвленных монокарбоновых кислот фракции С7 - С15 ГА11. 9. Смесь диацилгидроксамовых кислот (диацил ГК), полученная из промышленных -разветвленных монокарбоновых кислот фракции C8 -С14 Г2А12. 10. Смесь диацил ГК, полученная из промышленной смеси -разветвленных монокарбоновых кислот фракции С7 - С15 Г2А11. 11. Смесь N - бутилзамещенных ГК, полученная из промышленных -разветвленных монокарбоновых кислот фракции C8 -С14 БГА12. 12. Смесь N-бутилзамещенных ГК, полученная из промышленных -разветвленных монокарбоновых кислот фракции С7 - С15 БГА11. 13. Октиловый эфир оксалатометилгидроксамовой кислоты ЭОГК
Ниже для лучшего понимания изобретения приведены примеры приготовления смазочных композиций с заявляемыми присадками. Пример 1. Необходимо получить смазочную композицию: смазка "Эра" с присадкой Nd ГА123, с массовым соотношением 0,1: 1. Взвешиваем 10 г присадки и 100 г смазки, смешиваем, нагреваем смесь до 50 - 60oС и продолжаем перемешивание до полного растворения присадки. Пример 2. Для получения заявляемой смазочной композиции используют основу - масло ХФ-12-16 и заявляемую присадку с массовым соотношением 0,5: 1. Взвешиваем 5 г присадки и 10 г масла, смешиваем и продолжаем перемешивание при нагревании до 50-60oС до полного растворения присадки. Пример 3. Смазочная композиция: "Эра" с присадкой с массовым соотношением 0,01:1. Взвешиваем 1 г присадки и 100 г смазки и перемешиваем до растворения, как в примере 1. Пример 4. Необходимо получить смазочную композицию: основа - масло и присадка с их массовым соотношением 0,005:1. Взвешиваем 0,5 г присадки и 100 г масла ХФ-12-16, смешиваем и продолжаем перемешивать при нагревании до 50-60oС до полного растворения присадки. Пример 5. Смазочная композиция состоит из топлива с присадкой с массовым соотношением 0,001:1. Взвешиваем 0,1 г присадки и 100 г керосина ТС-1, смешиваем и продолжаем перемешивание при нагревании до 50-70oС до полного растворения присадки. Таким образом, данное изобретение позволяет создать присадки, улучшающие противоизносные, антифрикционные, противозадирные, антиадгезионные, антикоррозионные, антиокислительные свойства смазочных композиций, обеспечивающие безысносную работу узла трения во времени и расширяющие нагрузочный интервал. Также данное изобретение позволяет на основе заявляемой присадки создать многоцелевые смазочные материалы с высокими противоизносными, противозадирными, антифрикционными, антиадгезионными, антиокислительными, антикоррозионными свойствами, способные работать в широком диапазоне нагрузок вплоть до предела текучести металла и обеспечивающих безызносную работу узлов трения во времени, что означает значительное повышение ресурса смазочной композиции и рабочих поверхностей трущихся сопряжений машин и механизмов и повышение функционального качества машин.
Класс C10M159/18 комплексы с металлами