лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины

Классы МПК:F03B3/12 лопатки; роторы, несущие лопатки 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):ОАО "Энергомашкорпорация"
Приоритеты:
подача заявки:
2003-02-04
публикация патента:

Конструкция лопасти рабочего колеса может быть использована при создании радиально-осевых гидротурбин. Лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, имеющая криволинейную форму, содержит входную и выходную кромки, присоединена торцовыми поверхностями к ободу и ступице, имеет входную кромку, выполненную прямолинейной, параллельной оси вращения рабочего колеса, причем в декартовой системе координат, ось Z которой совпадает с осью вращения рабочего колеса, а ось Х лежит в меридиональной плоскости, содержащей выходную кромку лопасти, координаты средней линии х", у" и толщины d" лопасти в плоскости сечения, пересекающей координатную плоскость XOZ по оси Х и расположенной под углом 68° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 2219368

координаты средней линии х", у" и толщины d" лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,085 D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X, и расположенной под углом 62° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 2219368

координаты средней линии х", у" и толщины d" лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,175 D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X, и расположенной под углом 55° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 2219368

где D1 - номинальный диаметр рабочего колеса,

x", у" - координаты средней линии сечения в координатной плоскости сечения X"OY", причем ось X" параллельна оси Х и проходит через выходную кромку лопасти, ось Y" соответствует линии пересечения координатной плоскости YOZ и плоскости, секущей лопасть. Конструкция лопасти позволяет повысить КПД турбины и улучшить ее кавитационные характеристики. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, имеющая криволинейную форму, содержащая входную и выходную кромки и присоединяемая торцовыми поверхностями к ободу и ступице, отличающаяся тем, что входная кромка выполнена прямолинейной, параллельной оси вращения рабочего колеса, причем в декартовой системе координат, ось Z которой совпадает с осью вращения рабочего колеса, а ось Х лежит в меридиональной плоскости, содержащей выходную кромку лопасти, координаты средней линии х", у" и толщины а" лопасти в плоскости сечения, пересекающей координатную плоскость XOZ по оси Х и расположенной под углом 68° к плоскости XOZ, определяются соотношениями

лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 2219368

координаты средней линии х", у" и толщины а" лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,085 D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X, и расположенной под углом 62° к плоскости XOZ, определяются соотношениями

лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 2219368

координаты средней линии х", у" и толщины d" лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,175D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X, и расположенной под углом 55° к плоскости XOZ, определяются соотношениями

лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 2219368

где D1 - номинальный диаметр рабочего колеса;

х", у" - координаты средней линии сечения в координатной плоскости сечения X"OY",

причем ось X" параллельна оси Х и проходит через выходную кромку лопасти, ось Y" соответствует линии пересечения координатной плоскости YOZ и плоскости, секущей лопасть.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при создании радиально-осевых гидротурбин.

Известна лопасть рабочего колеса гидромашины (патент US 340120) слегка искривленной формы, имеющая входную и выходную кромки, и прикрепленная верхней и нижней торцовыми поверхностями к верхнему и нижнему дискам рабочего колеса. Недостатком указанной конструкции является несоответствие геометрии входного элемента лопасти натекающему потоку, что приводит к обтеканию лопасти с большой неравномерностью скорости жидкости и соответственно с большими потерями энергии. Кроме того, указанная лопасть обладает низкими кавитационными характеристиками, что является следствием неоптимальности течения жидкости между лопастями рабочего колеса.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является лопасть рабочего колеса по патенту US 147351, имеющая входную и выходную кромки, и прикрепленная верхней и нижней торцовыми поверхностями к криволинейным поверхностям ступицы и обода. Недостатком указанной конструкции является большая неравномерность течения жидкости, выходящей с рабочего колеса, что приводит к значительным потерям энергии в выходном элементе гидромашины и соответственно снижению общей эффективности ее работы.

Техническим результатом заявляемого изобретения является создание формы лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, согласованной с набегающим потоком жидкости и обеспечивающей равномерное течение жидкости выходящей с рабочего колеса. Улучшение условий обтекания лопасти приводит к повышению КПД и улучшению кавитационных характеристик гидротурбины.

В данном изобретении решается задача улучшения условий обтекания лопасти путем создания ее новой формы, характеризующейся новыми соотношениями параметров.

Технический результат достигается тем, что лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, имеющая криволинейную форму, содержащая входную и выходную кромки и присоединяемая торцовыми поверхностями к ободу и ступице, имеет входную кромку, выполненную прямолинейной, параллельной оси вращения рабочего колеса, причем в декартовой системе координат, ось Z которой совпадает с осью вращения рабочего колеса, а ось Х лежит в меридиональной плоскости, содержащей выходную кромку лопасти, координаты средней линии х", у" и толщины d" лопасти в плоскости сечения, пересекающей координатную плоскость XOZ по оси Х и расположенной под углом 68° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

x"/D1 = 0,188+0,1433(y"/D1) +1,3206(y"/D1)2;

d"/D1 = 0,0045+0,0626(у"/7D1) + 0,7235(y"/D1)2-2,451(y"/D1)3;

координаты средней линии х", у" и толщины d" лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,085D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X и расположенной под углом 62° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

x"/D1 = 0,243-0,1594(y"/D1) +1,584(y"/D1)2;

d"/D1 = 0,0053+0,0678(y"/D1) +0,5826 (y"/D1)2-2,0013(y"/D1)3;

координаты средней линии х", у" и толщины d" лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,175D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X и расположенной под углом 55° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

x"/D1 = 0,349-0,6003(y"/D1) +1,4409 (y"/D1)2+1,0113(y"/D1)з;

d"/D1 = 0,0071+0,0562 (y"/D1) +0,4965(y"/D1)2-1,5670(y"/D1)з,

где D1 - номинальный диаметр рабочего колеса;

х", у" - координаты средней линии сечения в координатной плоскости сечения X"OY", причем ось X" параллельна оси Х и проходит через выходную кромку лопасти, ось Y" соответствует линии пересечения координатной плоскости YOZ и плоскости, секущей лопасть.

Сущность настоящего изобретения иллюстрируется чертежами, на которых показаны:

на фиг.1 - вид лопасти рабочего колеса в проекции на координатную плоскость YOZ декартовой системы координат, ось Z которой совпадает с осью вращения рабочего колеса, а ось Х лежит в меридиональной плоскости, содержащей выходную кромку лопасти, и положение плоскостей, секущих лопасть; на фиг.2 - вид лопасти в плане, т.е. в проекции на координатную плоскость XOY; на фиг.3 - вид вдоль нормали на плоскость сечения В - В.

Лопасть рабочего колеса радиально - осевой гидротурбины по изобретению имеет криволинейную форму, содержит прямолинейную входную кромку 4 и выходную кромку 5 и присоединяется торцовыми поверхностями 6 и 7 к ободу и ступице. Заявляемые соотношения параметров, характеризующие форму лопасти, получены в результате выполнения большого объема расчетных исследований по отработке соответствия входного элемента лопасти набегающему потоку и созданию формы лопасти, обеспечивающей равномерное течение жидкости за рабочим колесом, которое позволяет свести к минимуму потери энергии в выходном элементе гидротурбины.

Форма лопасти задана набором профилей, соответствующих пересечению тела лопасти наклонными плоскостями, показанными на фиг.1. Профиль каждого сечения в соответствии с фиг. 3 задан координатами х", у" средней линии 8 и диаметрами d" окружностей, вписанных в профиль. Плоскости сечений 1, 2 и 3 (фиг.1) заданы координатами zi (i = 1, 2, 3) точки пересечения плоскости с осью Z и углами лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 22193681 между плоскостью и координатной плоскостью XOZ. Координаты средних линий и толщины сечений лопасти задаются следующими соотношениями:

Сечение 1:

лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 2219368

лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, патент № 2219368

где D1 - номинальный диаметр рабочего колеса;

х", у" - координаты средней линии сечения в координатной плоскости сечения X"OY", причем ось X" параллельна оси Х и проходит через выходную кромку лопасти, ось Y" соответствует линии пересечения координатной плоскости YOZ и плоскости, секущей лопасть (фиг.1).

Нами проведены сравнительные исследования проточной части гидротурбины диаметром D1=lм с заявляемой формой лопасти и проточной части гидротурбины близкой быстроходности [1, стр.23] на режиме, соответствующем коэффициенту быстроходности ns=115. В результате применения проточной части с заявляемой формой лопасти КПД гидротурбины повышается с 89% до 92%.

Таким образом, использование данного изобретения приводит к увеличению выработки электроэнергии за счет повышения КПД.

Литература

1. Справочник по гидротурбинам, под ред. Н.Н. Ковалева. Л., Машиностроение, 1984 г.

Класс F03B3/12 лопатки; роторы, несущие лопатки 

гидроэлектрическая энергосистема и турбина в трубе -  патент 2526604 (27.08.2014)
колесо типа френсис для гидравлической машины, гидравлическая машина, содержащая такое колесо, и способ сборки такого колеса -  патент 2509227 (10.03.2014)
турбинная установка и электростанция -  патент 2502890 (27.12.2013)
рабочее колесо для непосредственно соединенной тихоходной малой гидротурбины диагонального типа, применяемой в гидродинамической энергосберегающей охлаждающей башне -  патент 2492351 (10.09.2013)
рабочее колесо гидравлической машины, гидравлическая машина, содержащая такое рабочее колесо, и установка преобразования энергии, оснащенная такой гидравлической машиной -  патент 2479746 (20.04.2013)
способ и устройство преобразования энергии морских волн в электроэнергию посредством различия в коэффициентах формы, определяющих гидравлическое сопротивление -  патент 2438036 (27.12.2011)
погружная гидроэнергетическая турбина с камерами плавучести -  патент 2432490 (27.10.2011)
турбины с отводящим проходом для удаления посторонних предметов -  патент 2430263 (27.09.2011)
лопаточный аппарат рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины -  патент 2422670 (27.06.2011)
гидравлическая турбина -  патент 2369770 (10.10.2009)
Наверх