способ бессажного сжигания топлива
Классы МПК: | F23L7/00 Подача в топку негорючих жидкостей или газов, кроме воздуха, например кислорода, водяного пара |
Автор(ы): | Вигриянов М.С., Саломатов В.В., Алексеенко С.В. |
Патентообладатель(и): | Институт теплофизики СО РАН, Вигриянов Михаил Степанович, Саломатов Владимир Васильевич, Алексеенко Сергей Владимирович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-11 публикация патента:
20.12.2003 |
Изобретение относится к теплоэнергетике, а именно к технологии бессажного сжигания топливного сырья. Бессажное сжигание топлива осуществляется путем отдельной подачи в горелочное устройство топлива с воздухом и перегретого водяного пара. По получении сажного пламени в это пламя подается перегретый водяной пар и идет прогревание горелочного устройства. После прогрева подачу воздуха в горелочное устройство перекрывают полностью или частично и перегретый водяной пар производит газификацию углерода (сажи) в синтез-газ. Полученный синтез-газ выводится из горелочного устройства для последующего догорания. Изобретение позволяет обеспечить высокую эффективность горения топлива без образования сажи. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ бессажного сжигания топлива, включающий подачу перегретого водяного пара, топлива и воздуха в горелочное устройство, отличающийся тем, что перегретый водяной пар и топливо с воздухом подают в горелочное устройство отдельно, по получении сажного пламени струю перегретого водяного пара подают в сажное пламя, прогревают горелочное устройство и перекрывают подачу воздуха полностью или частично, водяной пар производит газификацию углерода (сажи) в синтез-газ, полученный синтез-газ выводят из горелочного устройства для последующего догорания.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к технологии бессажного сжигания топливного сырья.Известен способ бессажного сжигания топлива с помощью паровых форсунок, заключающийся в подаче топлива самотеком, а пара под давлением. Топливо и пар перемешиваются в форсунке и далее смесь топлива и пара сгорает в факеле. Топливо, в частности мазут, перед подачей в форсунку подогревают до температуры 85-115С, а пар подают под давлением 5-15 кг/см2 и более, при этом температура пара выше 150С.Водяной пар при высокой температуре диссоциируется на кислород и водород 2H2O2H2+O2,и чем выше температура пара, тем выше степень диссоциации.Углерод топлива соединяется с кислородом воды, при этом топливо газифицируется, превращаясь в раскаленные газы - окись углерода и водород С+Н2О=СО+Н2, которые сгорают в кислороде атмосферного воздуха, превращаясь в диоксид углерода и воду.2СО+О2=2СО22Н2+О2=2Н2ОЭффект диссоциации воды позволяет повысить эффективность сгорания топлива за счет дополнительного кислорода, поэтому паровые форсунки создают бессажный факел [1].В данном способе пар, имеющий более высокую температуру, перемешивается с относительно холодным топливом. Температура пара при этом снижается, и чтобы пошел процесс диссоциации, необходимо поднять температуру пара, для чего требуется тратить часть химического тепловыделения и отсюда температура факела снижается.Чем ниже температура пара, тем ниже степень диссоциации, а отсюда низкая эффективность сгорания топлива, которая в данном случае определяется количеством кислорода в смеси.Известен также способ бессажного сжигания топлива при помощи эмульсионных горелок, заключающийся в том, что топливо (мазут) и вода под давлением подаются в эмульгатор. Полученная эмульсия подается насосом в форсунку, куда под давлением одновременно подается воздух. Смесь эмульсии (вода - мазут) и воздуха сгорает в факеле. Капли воды, взвешенные в мазуте, имеют температуру, превышающую температуру кипения, и при выбросе струи происходит вторичное распыливание.Образующийся при термической диссоциации воды кислород реагирует с углеродом и окисляет его в окись углерода [2].Однако, несмотря на то, что по сравнению с вышеупомянутым способом сжигания, распыление топлива более эффективнее, но и здесь пар снижает свою температуру, перемешиваясь с топливом, поэтому и степень диссоциации воды уменьшается и как следствие хуже эффективность горения топлива.Наиболее близким к заявляемому способу бессажного сжигания топлива является способ сжигания, заключающийся в одновременной подаче в горелочное устройство топлива, воздуха и перегретого водяного пара.Топливо, воздух и перегретый водяной пар перемешиваются все вместе в горелочном устройстве, при этом воду, необходимую для получения пара, подают в определенном соотношении к расходу воздуха. Полученный пар перемешивают с воздухом и перегревают.Влажность поступающего в горелочное устройство воздуха не должна превышать 90% для исключения возможности конденсации пара до его контакта с топливом [3].Однако в этом способе сжигания топлива, так же как и в предыдущих способах, происходит перемешивание перегретого пара и топлива, что снижает температуру пара, а значит снижается степень диссоциации, а отсюда ухудшается эффективность горения топлива.В основу изобретения положена задача создания способа сжигания топлива, обеспечивающего высокую эффективность его горения без образования сажи.Поставленная задача решается тем, что в способе бессажного сжигания топлива, включающем подачу перегретого водяного пара, топлива и воздуха в горелочное устройство, согласно изобретению перегретый водяной пар и топливо с воздухом подаются в горелочное устройство отдельно, после получения сажного пламени струя перегретого водяного пара согласно изобретению подается в сажное пламя, устройство прогревается, после прогрева согласно изобретению перекрывается подача воздуха полностью или частично, водяной пар производит газификацию углерода (сажи) в синтез-газ и полученный синтез-газ выводят из горелочного устройства для последующего догорания.В связи с тем, что в заявляемом способе бессажного сжигания топлива подача перегретого водяного пара и топлива с воздухом осуществляется отдельно, что позволяет поджечь топливо, которое будет гореть в устройстве сажным пламенем в кислороде воздуха, а перегретый водяной пар пронизывает не относительно холодное топливо, как у прототипа, а горячие газы сажного пламени, благодаря чему температура пара повышается, начинается процесс диссоциации воды, что добавляет в пламя кислород.Поток пара увлекает за собой сажное пламя, и оно подсасывает воздух из воздухоподводов, что повышает температуру пламени, а также температуру пара.После прогрева горелочного устройства, в котором температура пара достигает такого значения, что хватает кислорода для окисления углерода (сажа), воздухоподводы перекрывают полностью или частично, поскольку воздух начинает мешать процессу газификации углерода. Он, во-первых, охлаждает пламя, а во-вторых, содержит 79% балластных газов, которые препятствуют соединению углерода с кислородом.Полученный в горелочном устройстве синтез - газ имеет достаточно большую температуру, чтобы эффективно догореть в атмосферном воздухе.Горелочные устройства могут быть самых разнообразных конструкций, это зависит от вида горючего сырья, так сжигание газов, керосина и дизельного топлива можно производить в устройствах такой конструкции, которая указана в описании в качестве примера.Сжигание отработанных масел, мазута, сырой нефти лучше производить в вихревых горелочных устройствах для жидкого топлива, куда вместо воздуха должен подаваться перегретый водяной пар.На чертеже схематично изображена одна из конструкций горелочного устройства для бессажного сжигания топлива.Устройство содержит корпус 1, выполненный в виде стакана, паровую форсунку 2, которая вмонтирована в дно корпуса 1, воздухоподводящие отверстия 3, выполненные в корпусе 1, топливопровод 4, установленный в нижней части корпуса 1, паропровод 5, соединенный с паровой форсункой 2, зону поджига 6, в которую подается топливо.Способ бессажного сжигания топлива осуществляется следующим образом. По топливопроводу 4 подается дизельное топливо в зону поджига 6, где оно поджигается и горит сажным пламенем в кислороде воздуха, который подсасывается через отверстия 3.Далее подают водяной пар с давлением 2 кг/см2 и температурой 150С, который истекает из форсунки 2 вверх в виде струи, пронизывающей сажное пламя, и увлекает за собой это пламя. Образованный поток начинает сильнее подсасывать воздух через отверстия 3 и температура факела увеличивается.После разогрева устройства до красного свечения корпуса 1, отверстия 3 перекрывают (не показано) и горелочное устройство продолжает работать без доступа воздуха. Воздух перекрывается по двум причинам, во-первых, воздух начинает охлаждать перегретый пар, а, во-вторых, воздух содержит 79% балластных газов, которые мешают процессу окисления углерода.При давлении пара ниже 2 кг/см2 и температуре ниже 120С наблюдается неустойчивое горение, факел уменьшается и дымит, потому что не хватает кислорода, но стоит незначительно приоткрыть отверстие 3, устойчивое горение восстанавливается, факел ярко-красного цвета и сажи визуально не наблюдается.При увеличении давления пара и его температуры наблюдается уменьшение длины факела и светлее его свечение, шум также увеличивается.При давлении пара от 7 до 10 кг/см2 и температуре пара выше 300С наблюдается голубое свечение пламени, что свидетельствует об эффективном сгорании окиси углерода. Окись углерода дает голубое свечение пламени.Таким образом, в предлагаемом изобретении топливо подается в горелочное устройство отдельно, любым способом, горит при атмосферном давлении в кислороде воздуха. Принудительная подача воздуха здесь не требуется, поскольку поток пара производит засасывание воздуха через воздухоподводы (это нужно в начальной стадии процесса).Пар здесь также подается отдельно, через паровую форсунку под давлением. Далее происходит перемешивание перегретого пара не с относительно холодным топливом, как у прототипа, а горячими газами сажного пламени.Температура пара повышается не только от имеющейся температуры пламени, но и от увеличивающейся температуры пламени за счет подсоса воздуха.Температура пара повышается, повышается степень диссоциации (т.е. добавляется кислород), что приводит к усилению окислительных процессов.В горелочном устройстве происходит газификация углерода (сажи) в парах воды, обеспечивая высокую эффективность горения топлива без образования сажи.Предлагаемый способ бессажного сжигания топлива может найти применение в горелках различного назначения, в качестве отопительных устройств, сушилок и т.д., а также в качестве устройств для утилизации oтходов, имеющих способность гореть сажным пламенем.Нужно заметить, что для реализации этого способа требования к чистоте топлива чрезвычайно низки, поэтому здесь может сгорать керосин, дизтопливо и др., прошедшие технологическое использование (например, мойка деталей).Источники информации1. Смирнов В.П. Котельные установки. Государственное энергетическое издательство. М., Л., 1959, 116 с.2. Щукин А.А. Промышленные печи и газовое хозяйство заводов. М., Энергия, 1973, 66 с. (рис.3-31).3. РСТ № 93/01449, F 23 L 7/00, 1994.Класс F23L7/00 Подача в топку негорючих жидкостей или газов, кроме воздуха, например кислорода, водяного пара