мотор-компрессор
Классы МПК: | F25B31/02 агрегатов двигатель-компрессор |
Автор(ы): | Линберг А.Ф. |
Патентообладатель(и): | Линберг Александр Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-05-30 публикация патента:
27.12.2003 |
Мотор-компрессор содержит компрессор с электродвигателем, установленные в цилиндрическом корпусе с загерметизированными торцами. В каждой торцевой расточке корпуса установлен диск с канавкой, образованной диском и надетым на него кольцом и заполненной шевронным или эластомерным уплотнением. Диск фиксирован от выталкивания внутренним давлением сухарями или плоской кольцевой пружиной, введенной в канавку торцевой расточки. Каждый торец цилиндрического корпуса может быть закрыт крышкой с патрубком, снабженным резиновым колпачком. Использование изобретения позволит обеспечить возможность применения герметичного мотора-компрессора для высоких давлений при облегчении монтажа и демонтажа электродвигателя и компрессора. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Мотор-компрессор, содержащий компрессор с электродвигателем, установленные в цилиндрическом корпусе с загерметизированными торцами, отличающийся тем, что в каждой торцевой расточке корпуса установлен диск с канавкой, образованной диском и надетым на него кольцом и заполненной шевронным или эластомерным уплотнением, причем диск фиксирован от выталкивания внутренним давлением сухарями или плоской кольцевой пружиной, введенными в канавку торцевой расточки.2. Мотор-компрессор по п.1, отличающийся тем, что каждый торец цилиндрического корпуса закрыт крышкой с патрубком, снабженным резиновым колпачком.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к герметичным конструкциям и узлам, предназначенным для использования в парокомпрессионных холодильных машинах, преимущественно с использованием рабочих веществ с низкими критическими температурами (например, оксид углерода). Известны полугерметичные бессальниковые компрессоры, в которых несущей конструкцией является общий литой корпус компрессора с электродвигателем, закрытый торцовыми крышками на болтах (см. "Фирма "Символ" представляет", "Холодильная техника", 4, 2000, с. 24). Основными существенными недостатками известной конструкции являются неприемлемость для эксплуатации с рабочими веществами с низкими критическими температурами и, соответственно, высокими рабочими давлениями из-за плохой работы на растяжение литейных материалов (чугун, алюминиевые сплавы и т.п.), а также необходимость использовать под болтовые соединения мощные фланцы. Известны также герметичные моторы-компрессоры, в которых электродвигатель и компрессор составляют единую несущую конструкцию, установленную в тонкостенную герметичную стальную оболочку (см. патент США 4529575). Основным существенным недостатком такой конструкции является невозможность использования тонкостенной оболочки для высоких давлений. Ближайшим аналогом заявленного изобретения является мотор-компрессор, содержащий компрессор с электродвигателем, установленные в цилиндрическом корпусе с загерметизированными торцами (см. Криницкий Д.Г., Бурданов Н.Г. Новые разработки в области винтовых и спиральных компрессоров, "Холодильная техника", 9, 2000, с. 12). Основным и существенным недостатком известного технического решения является отсутствие в случае возникшей необходимости возможности демонтажа электродвигателя или компрессора при использовании в качестве рабочего тела диоксида углерода, когда при равных объемах обечайки агрегатная мощность будет в 4-5 раз более, чем для фреона 134а, что очень важно для машин такой мощности. Техническим результатом настоящего изобретения является сочетание возможности применения герметичного мотора-компрессора для высоких давлений и облегчение монтажа и демонтажа электродвигателя и компрессора. Технический результат достигается тем, что в моторе-компрессоре, содержащем компрессор с электродвигателем, установленные в цилиндрическом корпусе с загерметизированными торцами, согласно изобретению, в каждой торцевой расточке корпуса установлен диск с канавкой, образованной диском и надетым на него кольцом и заполненной шевронным или эластомерным уплотнением, причем диск фиксирован от выталкивания внутренним давлением сухарями или плоской кольцевой пружиной, введенными в канавку торцевой расточки. Каждый торец цилиндрического корпуса может быть закрыт крышкой с патрубком, снабженным резиновым колпачком. Из патентно-технической литературы, а также из практики эксплуатации холодильной техники на дату подачи заявки неизвестно об аналогичной заявляемой герметичной конструкции мотора-компрессора. Представленная новая совокупность существенных признаков в формуле изобретения при реализации на практике решает поставленную задачу и позволяет достичь нового положительного результата. При этом каждый из новых существенных признаков влияет на реализацию поставленной задачи и в совокупности с известными существенными признаками обеспечивает полную реализацию поставленной в изобретении задачи. Предлагаемая конструкция мотора-компрессора испытана на стенде в научно-исследовательской лаборатории теплофизики ОАО "АКМА" (Астраханский завод кузнечно-прессового оборудования). Изобретение поясняется чертежом общего вида с показанными в разрезе концевыми уплотнениями. На нижней торцевой расточке цилиндрического корпуса 1 установлен диск 2 с канавкой, образованной диском и надетым на него кольцом 3 и заполненной шевронным или эластомерным уплотнением 4, зафиксированный от выталкивания внутренним давлением сухарями или плоской кольцевой пружиной, введенными в канавку торцевой расточки. Для контроля герметичности уплотнений каждый торец цилиндрического корпуса 1 может быть закрыт крышкой 6 с патрубком 7, снабженным резиновым колпачком 8. Мотор-компрессор работает следующим образом: в рабочем состоянии цилиндрический корпус 1 испытывает избыточное давление, стремящееся вытолкнуть наружу диск 2, фиксируемый от выталкивания внутренним давлением сухарями или плоской кольцевой пружиной 5, заведенными в канавку торцевой расточки, а шевронное или эластомерное уплотнение 4, зажатое в канавке диска 2, образованной диском и надетым на него кольцом 3, герметизирует стык "диск-расточка". В случае нарушения герметичности уплотнений резиновый колпачок 8, надетый на патрубок 7 крышки 6, раздувается, сигнализируя о разгерметизации. Использование предлагаемой конструкции мотора-компрессора позволит поднять ныне существующий мощностной предел использования герметичных моторов-компрессоров до 15 кВт установленной мощности и даже более, обеспечив компактность, малую металлоемкость и удобство монтажа и демонтажа мотора и компрессора.Класс F25B31/02 агрегатов двигатель-компрессор