способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета
Классы МПК: | G01F17/00 Способы и устройства для определения емкости резервуаров, сосудов, полостей или объема твердых тел G01F23/26 путем измерения емкости конденсаторов или индуктивности катушек, изменяющихся в присутствии жидких или сыпучих тел G01F15/02 для компенсации или коррекции изменений давления, плотности или температуры |
Автор(ы): | Фурмаков Е.Ф., Коломнин В.В., Петров О.Ф., Степанян Н.М., Маслов Ю.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Техприбор" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-08-13 публикация патента:
27.12.2003 |
До полета в память бортового вычислителя вводят значение массы Мо топлива в подвесных, крыльевых и фюзеляжных баках (соответственно, баках первой, второй и третьей очереди выработки), в т.ч. значение массы m1i топлива в каждом из подвесных баков. В полете вычисляют массу m3 топлива в фюзеляжных баках с использованием функции, зависящей от их геометрических характеристик и от уровня и характеристических параметров (температуры, статической и динамической диэлектрической проницаемости) топлива. Вычисляют массу mn израсходованного топлива в крыльевых баках с использованием функции, зависящей от характеристических параметров топлива в этих баках и измеренного мгновенного расхода. В момент сброса каждого подвесного бака уточняют значение mn. Вычисляют m2 - разность между количеством заправленного топлива (при дозаправке /М0+m/) и уточненным значением mn. При m2
m3 в качестве запаса М топлива на борту индицируют m2, а при m2<m - массу m3. Изобретение обеспечивает повышение точности измерения массы топлива при перегрузках и пространственных эволюциях самолета, а также при его дозаправке в полете. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220073/8805.gif)
Формула изобретения
1. Способ определения запаса топлива на борту самолета, при котором определяют количество топлива, заправленного в баки топливной системы самолета, в полете измеряют мгновенный расход топлива из баков топливной системы и уровни топлива в баках топливной системы, вычисляют в бортовом вычислителе количество израсходованного топлива, вычисляют количество топлива, находящегося в баках топливной системы, вычисленное количество израсходованного топлива периодически сравнивают с фиксированными количествами топлива в баках, при их несовпадении формируют компенсирующую поправку количества израсходованного топлива, а запас топлива на борту самолета вычисляют как разность между количествами заправленного и израсходованного топлива, отличающийся тем, что подразделяют баки топливной системы самолета, в зависимости от очередности расходования из них топлива, на баки первой очереди выработки - подвесные топливные баки, каждый из которых заправляют фиксированной массой топлива, баки второй очереди выработки, отвечающие условию2h3max i/Vi![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220017/8804.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220073/8805.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-16t.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-17t.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/946.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/946.gif)
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для измерения массового запаса топлива на борту маневренного самолета. Известен способ определения запаса топлива на борту самолета путем вычисления в бортовом вычислителе объемного запаса топлива в баках топливной системы самолета с использованием функции, зависящей от уровня топлива в каждом баке и геометрических характеристик бака, представляющих собой приближенное математическое описание поверхности бака в аналитической или табличной форме [Патент Российской Федерации 2156444, МПК G 01 F 23/26, опубл. 2000] . Массовый запас топлива в этом способе определяют, измеряя характеристический параметр топлива - температуру - в одном из баков топливной системы и корректируя вычисленное значение объемного запаса топлива по измеренному значению характеристического параметра. Недостатками известного способа являются, во-первых, наличие методической погрешности определения запаса топлива в единицах массы, возникающей в результате разброса температур топлива между различными баками топливной системы и невозможностью достаточно точно откорректировать величину всего объемного запаса топлива по температуре топлива, измеренной только в одном из баков топливной системы, во-вторых, - наличие значительной эволютивной погрешности определения объемного запаса топлива при маневренном полете самолета. Эволютивная погрешность, проявляющаяся при маневренном полете самолета, возникает в связи с тем, что точное определение объемного запаса топлива на основании информации об уровнях топлива в достаточно плоских баках, вертикальные размеры которых значительно меньше горизонтальных размеров, возможно лишь в условиях горизонтального полета самолета без существенных ускорений или при незначительных отклонениях от этих условий, когда граница раздела топливо-газ, так называемая "свободная поверхность", находится в плоских баках в относительно стационарном состоянии. Т.к. значительная часть топлива на маневренном самолете содержится в его плоских крыльевых баках, а полет маневренного самолета сопровождается существенными перегрузками и пространственными эволюциями, свободная поверхность топлива в крыльевых баках в процессе полета хаотически колеблется, что не дает возможности достоверно определить границу раздела жидкости и газа, точно измерить значение уровня и определить запас топлива. Указанные недостатки частично устранены в наиболее близком к предлагаемому изобретению и принятом за прототип способе определения запаса топлива на борту самолета, осуществленном в топливомерно-расходомерной системе самолета [Свидетельство на полезную модель Российской Федерации 13894, МПК 7 B 64 D 37/14, опубл. 2000]. Согласно данному способу запас топлива на борту самолета определяют не только на основании информации об уровнях топлива в баках, но и по информации о мгновенном расходе топлива из баков, для чего вычисляют в бортовом вычислителе запас топлива на борту самолета как разность между количеством топлива, заправленного в топливные баки самолета до начала полета и количеством топлива, израсходованного из этих баков в процессе полета, причем количество израсходованного топлива определяют, интегрируя в бортовом вычислителе мгновенный расход топлива в течение реального времени расходования. При этом значение запаса, вычисленное по информации о расходе топлива, считают приоритетным и индицируют его экипажу, а значение запаса, определенное по информации об уровне топлива, считают дублирующим и используют его, во-первых, для уточнения приоритетного значения запаса в условиях горизонтального полета, и, во-вторых, - для индицирования в случае недостоверности приоритетного значения, вызванной, например, отказом расходомера. Поскольку пространственные эволюции самолета не оказывают влияния на погрешность измерения мгновенного расхода топлива, известный способ позволяет с достаточной точностью контролировать запас топлива при пространственных эволюциях самолета в начальной стадии полета. Однако по мере увеличения продолжительности полета погрешность измерения запаса топлива по расходу постоянно возрастает и к концу полета становится значительной в связи с накоплением в реальном времени ошибки интегрирования мгновенного расхода. Для парирования этой нарастающей во времени ошибки в известном способе непрерывно сравнивают два значения запаса топлива: значение, вычисленное на основе измерения мгновенного расхода топлива, и значение, полученное на основе измерения текущего уровня топлива в баке, и, при неравенстве между собой этих значений, соответствующим образом непрерывно корректируют величину мгновенного расхода топлива. Кроме того, в известном способе в условиях горизонтального полета периодически сравнивают текущее значение запаса топлива, вычисленное по информации о мгновенном расходе топлива, с одним из фиксированных значений запаса топлива, полученным в момент достижения уровнем топлива в баке одной из заранее установленных величин, и при неравенстве между собой этих значений периодически формируют дополнительную поправку к величине мгновенного расхода топлива. Данный способ парирования ошибки интегрирования мгновенного расхода позволяет обеспечить необходимую точность измерения объемного запаса топлива при относительно низкой маневренности самолета, характеризуемой небольшими углами крена и тангажа, не превышающими![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/177.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/177.gif)
2hmaxi 3/Vi
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220017/8804.gif)
где hmaxi - наибольшая высота i-го бака,
Vi - его объем,
и баки третьей очереди выработки, отвечающие условию
2hmaxi 3/Vi>1,
до полета определяют и вводят в память бортового вычислителя фиксированные значения масс топлива, содержащихся в каждом из баков первой очереди выработки, и паспортные значения плотности топлива, заправленного в баки второй и третьей очередей выработки, в процессе полета измеряют мгновенный расход топлива из баков первой и второй очередей выработки и характеристические параметры израсходованного топлива, уровни топлива и характеристические параметры топлива в баках третьей очереди выработки, а также мгновенный расход топлива и характеристические параметры топлива, дозаправленного в баки второй очереди выработки, вычисляют в бортовом вычислителе массу m3 топлива в баках третьей очереди выработки с использованием функции, зависящей от уровней топлива в баках, геометрических характеристик баков и характеристических параметров топлива в этих баках, массу израсходованного топлива в баках второй очереди выработки с использованием функции, зависящей от мгновенного расхода топлива и характеристических параметров топлива в этих баках, определяют моменты опорожнения каждого из баков первой очереди выработки, массу израсходованного топлива, вычисленную по информации о мгновенном расходе топлива, периодически сравнивают с фиксированными массами топлива в опорожненных баках первой очереди выработки и при их несовпадении между собой формируют компенсирующую поправку в каждый из моментов опорожнения баков первой очереди выработки, непрерывно сравнивают вычисленные массы m2 и m3 топлива, и в случае, когда
m2
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220073/8805.gif)
индицируют запас топлива на борту самолета, равный значению массы m2:
М=m2,
а в случае, когда
m2<m,
индицируют запас топлива на борту самолета, равный значению массы m3:
М=m3. В частности, массу m2 топлива, вычисленную по информации о мгновенном расходе топлива, определяют в бортовом вычислителе с использованием функциональной зависимости
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-2t.gif)
где М0 - масса топлива, заправленного в баки топливной системы самолета до полета,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
I - топливный индекс,
N - число двигателей на самолете,
t0 - время начала расходования топлива,
t - текущее время,
qn(t) - мгновенный расход топлива, потребляемого n-м двигателем,
m - масса дозаправленного в полете топлива, определяемая в бортовом вычислителе на основе выражения
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-3t.gif)
где tx - момент начала дозаправки,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220004/916.gif)
q(t) - мгновенный расход дозаправляемого топлива,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-4t.gif)
где
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
К - число баков третьей очереди выработки,
F[hi;
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
bi - массив коэффициентов, численно задающих функцию
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
I = f(T;
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
где T,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
Т - температура топлива,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-5t.gif)
где
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/946.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/946.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
При осуществлении способа все топливные баки топливной системы самолета подразделяют, в зависимости от очередности выработки из них топлива, на три группы: баки первой очереди выработки - подвесные топливные баки 11, баки второй очереди выработки - крыльевые топливные баки 7, удовлетворяющие требованию малой высоты бака:
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-6t.gif)
где hmaxi - наибольшая высота i-го крыльевого бака,
Vi - объем i-го крыльевого бака,
k - конструкционная постоянная, зависящая от пространственной сосредоточенности i-го крыльевого бака,
и баки третьей очереди выработки - фюзеляжные топливные баки 3, не удовлетворяющие требованию малой высоты бака:
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-7t.gif)
с условием, что расходование топлива из баков каждой последующей очереди выработки начинают только после опорожнения всех баков предыдущей очереди. Численное значение постоянной k устанавливают, исходя из степени сосредоточенности рассматриваемого топливного бака по сравнению с баком канонической формы - кубическим или сферическим. Поскольку для баков кубической формы постоянная k равна единице:
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-8t.gif)
а для сферического бака мало отличается от нее:
kсф
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/8776.gif)
то значение k=1 принимают в качестве образцового значения. При этом для более низких, по сравнению с кубическим, баков, очевидно, kнизк<1, а для более высоких - kвыс>1. В частности, для крыльевых баков, расположенных у основания крыла, kкр.осн
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/8776.gif)
k=0,5. В этом случае требование малой высоты бака принимает вид
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-9t.gif)
До начала полета определяют массу топлива m1i в каждом из подвесных баков 11 и вводят в перепрограммируемую память блока 18 через его вспомогательный вход Вх Ч.У. числовые уставки, соответствующие номерам подвесных баков 11 и массам заправленного в каждый из них топлива, вводят в перепрограммируемую память второго вычислителя 16 через его вспомогательный вход Вх
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-10t.gif)
где L - число подвесных баков 11. В перепрограммируемую память первого вычислителя 15 через его вспомогательный вход Вх
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
В полете маневренного самолета расходуют топливо в первую очередь из подвесных баков 11 через расходную магистраль 13 баков 11 и перепускную и расходную магистрали 9 и 6 соответственно баков 7. При этом мгновенный расход и характеристические параметры топлива измеряют соответственно с помощью датчиков 5 и 2, установленных в магистрали 6, и подают полученную информацию на основные входы второго вычислителя 16. В вычислителе 16 вычисляют массу m2 топлива как разность между заправленной массой М0 и израсходованной массой mn топлива:
m2=M0-mn. В случае, когда число двигателей на самолете составляет более одного и равно числу N, массу m2 топлива вычисляют в соответствии с выражением:
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-11t.gif)
Значения mn в соотношении (1) находят из выражения
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-12t.gif)
где
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
t0 - время начала расходования топлива,
t - текущее время,
qn(t) - мгновенный расход топлива n-м двигателем, а
I - топливный индекс. Топливный индекс представляет собой поправочный коэффициент к паспортному значению плотности топлива, зависящий от измеренных значений характеристических параметров топлива в баках топливной системы. Топливный индекс вычисляют в бортовом вычислителе в соответствии с функциональной зависимостью
I = f(T;
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
где T,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
Т - температура топлива,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220017/8804.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220073/8805.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220017/8804.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220017/8804.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220017/8804.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220073/8805.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/8811.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
в связи с чем результаты измерений проницаемости
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/8776.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
что и определяет выбор ранее приведенного значения
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220053/969.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220073/8805.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-13t.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/946.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220023/949.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/177.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220020/177.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220004/916.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220004/916.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220004/916.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220004/916.gif)
m2
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220073/8805.gif)
передают с выхода блока 20 на вход Вх М индикатора 21 информацию о массовом запасе топлива на борту самолета, равном величине m2:
М=m2,
а в случае, когда
m2<m,
передают информацию о массовом запасе, равном величине m3:
М=m3. Для вычисления массы m3 топлива измеряют с помощью датчиков 1 уровни топлива в каждом из фюзеляжных баков 3 и с помощью датчиков 2 - характеристические параметры топлива в каждом из этих баков. Количество топлива в i-м фюзеляжном баке вычисляют в первом вычислителе 15 на основе функциональной зависимости
mi =
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
где
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
hi - уровень топлива в баке,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
bi - массив коэффициентов, численно задающих функцию
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220078/981.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-14t.gif)
где К - число фюзеляжных баков. При дозаправке самолета топливом в полете из летающего танкера через топливную магистраль 8 измеряют мгновенный расход q(t) и характеристические параметры дозаправляемого топлива с помощью датчиков 5 и 2 соответственно, установленных в магистрали 8, и вводят через вспомогательный вход Вх
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220403/2220403-15t.gif)
где
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220009/961.gif)
I - топливный индекс,
tх - момент начала дозаправки,
![способ определения массового запаса топлива на борту маневренного самолета, патент № 2220403](/images/patents/248/2220004/916.gif)
q(t) - мгновенный расход дозаправляемого топлива. Вычисленное в вычислителе 17 значение массы m дозаправленного топлива подают с выхода этого вычислителя на вход Вх m второго вычислителя 16, где суммируют с хранящимся в памяти последнего значением массы М0 топлива, заправленного до полета, вводят полученную сумму (m+М0) в перепрограммируемую память вычислителя 16 вместо ранее хранившейся в ней величины М0 и в дальнейшем полете используют эту сумму при вычислении в вычислителе 16 массы топлива m2, определяемой по информации о расходе топлива через магистраль 6. Предложенный способ дает возможность определять массовый запас топлива на борту маневренного самолета:
а) в начальной стадии полета - по информации об измеренных значениях мгновенного расхода расходуемого топлива и характеристических параметров топлива с периодической коррекцией вычисленного значения запаса топлива в моменты сбрасывания подвесных баков, с пренебрежимо малыми значениями методической погрешности определения массового запаса топлива, вызванной ошибкой интегрирования мгновенного расхода топлива и эволютивной погрешностью измерения;
б) в промежуточной стадии полета - по информации об измеренных значениях мгновенного расхода топлива, расходуемого из крыльевых баков, и характеристических параметров этого топлива, а также мгновенного расхода дозаправленного топлива и характеристических параметров этого топлива с пренебрежимо малой величиной эволютивной погрешности определения массового запаса топлива и с незначительной величиной методической погрешности определения массового запаса топлива, вызванной ошибкой интегрирования мгновенного расхода топлива, плавно возрастающей от нулевого значения в начале промежуточной стадии полета до допустимого значения в конце этой стадии;
в) в завершающей стадии полета - по информации об измеренных значениях уровня топлива в фюзеляжных топливных баках и характеристических параметров топлива в этих баках с незначительной величиной эволютивной погрешности определения массового запаса топлива, не превышающей допустимого значения вплоть до окончания полета.
Класс G01F17/00 Способы и устройства для определения емкости резервуаров, сосудов, полостей или объема твердых тел
Класс G01F23/26 путем измерения емкости конденсаторов или индуктивности катушек, изменяющихся в присутствии жидких или сыпучих тел
Класс G01F15/02 для компенсации или коррекции изменений давления, плотности или температуры