стабилизатор вертолёта
Классы МПК: | B64C1/00 Фюзеляж; конструктивные элементы, общие для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов и тп B64C5/02 хвостовые стабилизаторы |
Автор(ы): | Агмалетдинов Х.Ф., Антохин В.А., Валеев М.М. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Казанский вертолётный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-10-10 публикация патента:
10.01.2004 |
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на различных вертолетах. Стабилизатор состоит из двух половин, расположенных симметрично на хвостовой балке. Каждая из половин включает лонжерон, нервюры, хвостовой стрингер, диафрагму, лобовой обтекатель из дюралюминиевого листа, съемный концевой обтекатель из стеклоткани и обшивку стабилизатора, по крайней мере, с одним дренажным отверстием. Обшивка выполнена из металлического листа и соединена с полками лонжерона, нервюр и хвостовым стрингером посредством заклепок встык с лобовым и концевым обтекателями. Дренажные отверстия выполнены в каждом отсеке, образованном между нервюрами. Обшивка может быть выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 0,5 мм. Хвостовой стрингер может быть выполнен плоским и быть расположен в плоскости хорды стабилизатора за хвостовой частью нервюр. Обшивка за хвостовой частью нервюр может быть выполнена с подсечками, образующими полки, параллельные плоскости хвостового стрингера, ориентирующими последний посредством соединения его с обшивкой. В комлевых отсеках стабилизатора параллельно лонжерону могут быть установлены дополнительные диафрагмы, полки которых соединены с обшивкой и стенками нервюр. Хвостовой стрингер может быть изготовлен из композитного материала. Подсечки обшивки могут быть выполнены так, чтобы заклепочное соединение обшивки с хвостовым стрингером вписывалось в аэродинамический профиль стабилизатора. Изобретение позволяет увеличить стойкость обшивки стабилизатора к климатическим, биологическим воздействиям, а также к механическим повреждениям. 5 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Стабилизатор вертолета, состоящий из двух половин, расположенных симметрично на хвостовой балке, каждая из которых включает лонжерон, нервюры, хвостовой стрингер, диафрагму, лобовой обтекатель из дюралюминиевого листа, съемный концевой обтекатель из стеклоткани и обшивку стабилизатора, по крайней мере, с одним дренажным отверстием, отличающийся тем, что обшивка стабилизатора выполнена из металлического листа и соединена с полками лонжерона, нервюр и хвостовым стрингером посредством заклепок встык с лобовым и концевым обтекателями, а дренажные отверстия выполнены в каждом отсеке, образованном между нервюрами стабилизатора.2. Стабилизатор по п.1, отличающийся тем, что обшивка стабилизатора выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 0,5 мм.3. Стабилизатор по п.1 или 2, отличающийся тем, что хвостовой стрингер выполнен плоским и расположен в плоскости хорды стабилизатора за хвостовой частью нервюр, при этом обшивка за хвостовой частью нервюр выполнена с подсечками, образующими полки, параллельные плоскости хвостового стрингера, ориентирующими последний посредством соединения его с обшивкой.4. Стабилизатор по пп.1-3, отличающийся тем, что в комлевых отсеках стабилизатора параллельно лонжерону установлены дополнительные диафрагмы, полки которых соединены с обшивкой и стенками нервюр.5. Стабилизатор по п.3, отличающийся тем, что хвостовой стрингер изготовлен из композитного материала.6. Стабилизатор по п.3, отличающийся тем, что подсечки обшивки выполнены так, чтобы заклепочное соединение обшивки с хвостовым стрингером вписывалось в аэродинамический профиль стабилизатора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на различных вертолетах. Известен стабилизатор вертолета, состоящий из двух половин, расположенных симметрично на хвостовой балке, каждая из которых включает лонжерон, нервюры, хвостовой стрингер, диафрагму, лобовой обтекатель из дюралюминиевого листа, съемный концевой обтекатель из стеклоткани и обшивку стабилизатора с дренажным отверстием. (Кн. Данилов В.А. Вертолет Ми-8: (Устройство и техническое обслуживание). - М.: Транспорт, 1988, с.24-25, рис.2.13.). Данный аналог принят за прототип. Недостатком данного аналога, принятого за прототип, является недолговечность полотняной обшивки, изготовленной из полотна АМ-100-ОП, вследствие низкой стойкости к климатическим и биологическим воздействиям, особенно на вертолетах, эксплуатирующихся в условиях морского или тропического климата. Для пришивки полотняной обшивки на полках хвостовой части нервюр выполнены зиги с отверстиями с заклейкой швов по нервюрам зубчатыми лентами. Другим недостатком является сложность конструкции хвостового стрингера, изготовленного формообразованием из листового дюралюминия корытообразной формы с выступами по кромке контура, которыми он охватывает хвостики нервюр и склепывается с ними, образуя заднюю кромку стабилизатора. Предлагаемым изобретением решается задача увеличения срока работоспособности вертолета за счет увеличения стойкости обшивки стабилизатора к климатическим и биологическим воздействиям и механическим повреждениям. Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого изобретения, является увеличение срока службы обшивки, включающей стабилизатор вертолета. Указанный технический результат достигается тем, что в известном стабилизаторе вертолета, состоящим из двух половин, расположенных симметрично на хвостовой балке, каждая из которых включает лонжерон, нервюры, хвостовой стрингер, диафрагму, лобовой обтекатель из дюралюминиевого листа, съемный концевой обтекатель из стеклоткани и обшивку стабилизатора с дренажным отверстием, согласно предложенному техническому решению, обшивка стабилизатора выполнена из металлического листа и соединена с полками лонжерона, нервюр и хвостовым стрингером посредством заклепок встык с лобовым и концевым обтекателями, а дренажные отверстия выполнены в каждом отсеке, образованными между нервюрами стабилизатора; обшивка стабилизатора выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 0,5 мм; хвостовой стрингер выполнен плоским и расположен в плоскости хорды стабилизатора за хвостовой частью нервюр, при этом обшивка за хвостовой частью нервюр выполнена с подсечками, образующими полки, параллельные плоскости хвостового стрингера, ориентирующими последний посредством соединения его с обшивкой; в комлевых отсеках стабилизатора параллельно лонжерону установлены дополнительные диафрагмы, полки которых соединены с обшивкой и стенками нервюр; хвостовой стрингер изготовлен из композитного материала; подсечки обшивки выполнены так, чтобы заклепочное соединение обшивки с хвостовым стрингером вписывалось в аэродинамический профиль стабилизатора. Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного стабилизатора вертолета, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна". Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень". Благодаря наличию этих признаков при работе вертолета, особенно в условиях морского или тропического климата, когда происходит сильное разрушение обшивки, увеличивается срок службы обшивки стабилизатора, что сокращает количество ремонтов вертолета. На чертеже приведен общий вид предлагаемого стабилизатора вертолета. Стабилизатор вертолета состоит из двух половин, симметрично расположенных относительно хвостовой балки и соединенных между собой внутри балки. Обе половины стабилизатора по конструкции аналогичны. Каждая половина стабилизатора - клепаной конструкции, состоит из лонжерона 1, нервюр 2, хвостового стрингера 3, диафрагм 4, лобового дюралюминиевого обтекателя 5, съемного концевого обтекателя 6 и металлической обшивки 7 с дренажными отверстиями 8 в каждом отсеке, образованными между нервюрами 2. Обшивка 7 выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 0,5 мм. Хвостовой стрингер 3 выполнен плоским и расположен в плоскости хорды 9 стабилизатора за хвостовой частью нервюр 2, при этом обшивка 7 выполнена с подсечками 10, образующими полки 11, параллельные плоскости хвостового стрингера 3, ориентирующие последний посредством соединения его с обшивкой 7. Хвостовой стрингер 3 изготовлен из композитного материала и связан с дюралюминиевой обшивкой 7 с помощью заклепок 12, образуя жесткую заднюю кромку стабилизатора. Диафрагмы 4 установлены в трех комлевых отсеках стабилизатора параллельно лонжерону 1, полки которых соединены с обшивкой 7 и стенками нервюр 2. Подсечки 10 обшивки 7 выполнены таким образом, чтобы заклепочное соединение обшивки с хвостовым стрингером 3 вписывалось в аэродинамический профиль стабилизатора. На предлагаемый стабилизатор разработана техническая документация, изготовлен опытный образец и опробирован на серийном вертолете.Класс B64C1/00 Фюзеляж; конструктивные элементы, общие для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов и тп
Класс B64C5/02 хвостовые стабилизаторы