машинно-тракторный агрегат

Классы МПК:B62D49/06 многоцелевого назначения 
B62D63/02 самоходные транспортные средства 
B62D21/06 X-образной или вильчатой формы, те с элементами, образующими в плане X или вилку 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-29
публикация патента:

Изобретение относится к колесным и гусеничным машинам и может быть использовано в конструкциях машинно-тракторных агрегатов с задним расположением рабочего оборудования. Сущность изобретения заключается в том, что машинно-тракторный агрегат содержит раму, трансмиссию с бортовыми редукторами и имеет заднее расположение ведущих колес и рабочего оборудования. Рама в задней части имеет выемку по продольной оси машины. Глубина выемки от заднего торца рамы больше, чем расстояние от заднего торца рамы до оси задних ведущих колес. Внутри выемки между бортовыми редукторами установлены элементы рабочего оборудования. Техническим результатом является повышение производительности машинно-тракторного агрегата и уменьшение вылета рабочего органа относительно центра масс агрегата. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Машинно-тракторный агрегат, содержащий раму, трансмиссию с бортовыми редукторами, заднее расположение ведущих колес и рабочего оборудования, отличающийся тем, что рама в задней части имеет выемку по продольной оси машины, причем глубина выемки от заднего торца рамы больше, чем расстояние от заднего торца рамы до оси задних ведущих колес, а внутри выемки между бортовыми редукторами установлены элементы рабочего оборудования.

2. Машинно-тракторный агрегат по п.1, отличающийся тем, что рама на виде в плане имеет вильчатую форму, причем края вилки являются опорой и местом размещения бортовых редукторов задних ведущих колес.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области колесных и гусеничных машин и может быть использовано в конструкции машинно-тракторных агрегатов с задним расположением рабочего оборудования: навесного, полунавесного или прицепного.

Известны колесные и гусеничные машинно-тракторные агрегаты с различным конструктивным исполнением установки заднего рабочего оборудования (см. Б.З. Захарчук и др. Бульдозеры и рыхлители. М.: Машиностроение, 1987 , с. 89, 99, 105, 119, 124, 131, 175). В зависимости от способа установки оборудования различают агрегаты с креплением к корпусу заднего моста или к раме гусеничной тележки.

Наиболее близким, принятым за прототип, является агрегат на базе трактора Т-170М1.01. У прототипа жесткий задний мост выполнен как одно целое с рамой трактора (см. Трактор Т-170М1.01. Каталог деталей и сборочных единиц. 50-75КДС. Челябинск, ЧТЗ ГСКБ, 2000, с. 153). Внутри заднего моста находятся агрегаты трансмиссии, в том числе бортовые редукторы ведущих колес. Плоский кормовой лист заднего моста является опорой для установки прицепного устройства, рыхлителя и другого навесного оборудования (см. Трактор Т-170-Инструкция по разборке и сборке. М.: Трактороэкспорт, Внешторгиздат, изд. 4904СО, с. 198). Подобным образом устанавливается заднее рабочее оборудование и у большинства других агрегатов (см. Б.З. Захарчук и др. Бульдозеры и рыхлители. М.: Машиностроение, 1987, рис. на с. 119, 131).

Так как центр масс агрегата находится в средней части трактора, то одним из недостатков такой конструкции является значительное расстояние от центра масс машинно-тракторного агрегата до рабочего органа (вылет рабочего органа относительно центра масс), что отрицательно влияет на производительность. Кроме того, для такого агрегата характерна значительная длина (длина трактора Т-170М1.01 без рыхлителя 4270 мм, с рыхлителем 5770 мм).

Задачей изобретения является повышение производительности машинно-тракторного агрегата с задним расположением рабочего оборудования за счет уменьшения вылета рабочего органа относительно центра масс агрегата, при этом также уменьшается длина агрегата. Уменьшение вылета рабочего органа позволяет, например, повысить его заглубляющую способность, что является одним из наиболее эффективных факторов повышения технической производительности (см. Отчет о НИР "Сравнительный качественный анализ технического уровня базовых моделей тракторов ОАО "ЧТЗ" и зарубежных фирм". Челябинск, ГосНИИ по промышленным тракторам, 1987, с. 34).

Указанная задача достигается тем, что предлагается машинно-тракторный агрегат, содержащий раму, трансмиссию с бортовыми редукторами, заднее расположение ведущих колес и рабочего оборудования, у которого рама в задней части имеет выемку по продольной оси машины, причем глубина выемки от заднего торца рамы больше, чем расстояние от заднего торца рамы до оси задних ведущих колес, а внутри выемки между бортовыми редукторами установлены элементы рабочего оборудования.

При этом рама в виде в плане может иметь вильчатую форму, причем края вилки являются опорой и местом размещения бортовых редукторов задних ведущих колес.

В варианте колесной машины вместо бортовых могут применяться колесные редукторы.

Анализ известных технических решений показал, что ни одно из них не содержит совокупности существенных признаков предлагаемого решения. На этом основании делается вывод, что оно удовлетворяет критериям патентоспособности.

Изобретение представлено на чертежах, где на фиг. 1 показан вид на машинно-тракторный агрегат сбоку, на фиг. 2 - вид на агрегат сверху (схема установки узлов).

На схеме трактора изображены рама 1, двигатель 2, коробка передач 3, карданные валы 4, бортовые редуктора 5, ведущие колеса 6. Рама 1 в задней части имеет выемку, которая может быть выполнена по всей высоте рамы, при этом на виде сверху рама будет иметь вильчатую форму. Края вилки являются опорой и местом размещения бортовых редукторов 5. Заднее рабочее оборудование, в качестве которого взят, например, рыхлитель 7, установлено внутри выемки рамы 1, как можно ближе к центру масс агрегата, так как для агрегата желательно иметь наименьшее значение вылета "а". При этом глубина выемки "в" от заднего торца рамы 1 больше, чем расстояние "с" от заднего торца рамы до оси ведущих колес 6.

Следует отметить, что глубина выемки во многом определяется расположением узлов трансмиссии. И хотя такое выполнение рамы возможно для различных типов трансмиссии, но наиболее полно ее преимущества (максимальная глубина выемки) реализуются при независимом подводе мощности к ведущим колесам по бортам машины (как показано на фиг. 2).

Контрольное прочерчивание и расчеты показали, что такое конструктивное выполнение агрегата на базе трактора тягового класса 10, по сравнению с агрегатом, имеющим рабочее оборудование, закрепленное на плоском кормовом листе рамы, позволяет значительно повысить производительность машинно-тракторного агрегата и уменьшить длину агрегата на 700...900 мм.

Класс B62D49/06 многоцелевого назначения 

Класс B62D63/02 самоходные транспортные средства 

Класс B62D21/06 X-образной или вильчатой формы, те с элементами, образующими в плане X или вилку 

Наверх