способ создания положительной плавучести в океанской и морской среде
Классы МПК: | B63B1/02 обеспечение силы плавучести за счет водоизмещения B63G8/24 автоматическое регулирование глубиной погружения положения, устройства для увеличения плавучести, например отделяемый балласт, плавучие тела |
Автор(ы): | Калько И.П., Семенюк Б.С. |
Патентообладатель(и): | Калько Иван Петрович, Семенюк Борис Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-03-26 публикация патента:
27.01.2004 |
Изобретение относится к области судостроения, а именно к способам создания положительной плавучести под водой. Сущность изобретения заключается в том, что поплавок плавучести с присоединенным к нему гибким трубопроводом опускают на заданную глубину и заполняют пресной водой, которую нагнетают под давлением P = P0+(
-
0)
H
10-1, где Р - давление подачи пресной воды в трубопровод, кг/см2; Р0 - давление на входе в поплавок плавучести, кг/см2;
- плотность морской или океанской воды, т/м3;
0 - - плотность пресной воды, т/м3; Н - глубина погружения поплавка плавучести, м. Для ускорения всплытия в поплавок плавучести можно также подавать сжатый воздух под давлением, превышающим гидростатическое на глубине выпуска воздуха из баллонов. Гибкий трубопровод можно заполнить водой к моменту погружения поплавка на заданную глубину, для чего в трубопровод подают пресную воду в процессе погружения поплавка. Использование изобретения позволяет наиболее экономичным и экологически чистым способом получать подъемную силу порядка нескольких сотен или тысяч тонн на любых глубинах Мирового океана на базе существующего уровня техники. 2 з.п.ф-лы.






Формула изобретения
1. Способ создания положительной плавучести в океанской и морской среде с использованием поплавка плавучести, гидравлического насоса, гибкого трубопровода и легкого наполнителя, заключающийся в заполнении поплавка плавучести наполнителем с плотностью, меньшей плотности окружающей среды, отличающийся тем, что поплавок плавучести с присоединенным к нему гибким трубопроводом опускают на заданную глубину, после чего заполняют его пресной водой, которую нагнетают под давлениемР=Р0+(








Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения, а именно к способам создания положительной плавучести под водой за счет использования легких наполнителей. Одной из важнейших задач человечества является освоение минерально-сырьевой базы Мирового океана. Исключительная сложность этой задачи связана, в первую очередь, с тем, что основные минерально-сырьевые ресурсы находятся на больших глубинах. Например, залежи сульфидов открыты на глубинах порядка 3000 м, а железо-марганцевых конкреций - 5000-6000 м, что требует создания устройств, обеспечивающих подьем на поверхность со дна океана груза весом несколько сотен или тысяч тонн. Это необходимо также для подъема с больших глубин затонувших объектов, создания глубоководных подводных аппаратов большого водоизмещения и для многих других целей. Такие устройства, удовлетворяющие многочисленным требованиям, еще не созданы, а имеющиеся проекты и разработки имеют существенные недостатки. Известны различные способы создания положительной плавучести за счет поддерживающей силы на тросе, например, на привязных подводных аппаратах, целиком за счет плавучести прочного корпуса с использованием поплавков плавучести или сил реактивной тяги, сознаваемой движителями (М.Н. Диомидов, А.Н. Дмитриев. Подводные аппараты, Л.: Судостроение, 1966 г., стр. 63 - [1]). Известен принятый в качестве ближайшего аналога способ создания положительной плавучести батискафов с использованием поплавка плавучести, заключающийся в том, что поплавок плавучести в надводном положении заполняют более легким, чем вода, наполнителем, преимущественно бензином (при этом батискаф приобретает положительную плавучесть в надводном положении), затем приемом твердого балласта придают объекту отрицательную плавучесть и обеспечивают его погружение на заданную глубину, а после завершения работ или в аварийных ситуациях твердый балласт сбрасывают и создают положительную плавучесть в подводном положении, обеспечивающую всплытие батискафа ([1] стр.69, 70). К недостаткам этого способа относится высокая пожароопасность работы с большими объемами бензина и других углеводородных легких наполнителей, необходимость безвозвратного расхода нескольких тонн твердого балласта и выпуска в водное пространство нескольких кубометров маневрового бензина при каждом погружении-всплытии. При этом положительная плавучесть батискафа дает возможность размещать на нем только небольшую гондолу с приборами и одним-двумя членами экипажа. Предложенный способ отличается от противопоставленного тем, что поплавок плавучести с присоединенным к нему гибким трубопроводом опускают на заданную глубину, после чего заполняют его пресной водой, которую нагнетают под давлениемP = P0+(



где Р - давление подачи пресной воды в трубопровод, кг/см2;
Р0 - давление на входе в поплавок плавучести, кг/см2;


Н - глубина погружения поплавка плавучести, м. Способ отличается также тем, что в поплавок плавучести дополнительно подают сжатый воздух под давлением, превышающим давление внешней среды на глубине пoдaчи сжатого воздуха, а также тем, что в процессе погружения поплавка гибкий трубопровод заполняют пресной водой под давлением, не превышающим значения (



При указанной в формуле размерности


- потребная величина положительной плавучести F=100 т,
- глубина создания положительной плавучести Н=6000 м,
- плотность океанской воды

- плотность пресной воды

- давление на входе в поплавок плавучести Р0=4 кг/см2. Давление подачи пресной воды в трубопровод составит

Объем поплавка плавучести

Таким образом, для поднятия с глубины 6000 м груза весом (в воде) 100 тонн необходим поплавок плавучести, который можно представить в виде цилиндрической емкости длиной 30 м и диаметром около 13 м, что, очевидно, совершенно реально, как и потребный напор насоса (20 кг/см2). Для определения объема поплавка при реальном проектировании следует учесть плавучесть, создаваемую объемом трубопровoдa, нeoбxoдимocть компенсации веса (в воде) устройств, обеспечивающих погружение поплавка, и ряд других факторов. Для получения большей плавучести целесообразно выполнять поплавок модульным, из набора нескольких стандартных емкостей. Согласно общепринятому подходу к выбору легких наполнителей, решающими факторами, определяющими целесообразность их применения, являются минимальный удельный вес, стоимость и пожарная безопасность при эксплуатации ([1] , стр. 190). Там же (стр. 195, 200) указано, что для того, чтобы остаточная плавучесть на любой глубине была постоянной без отдачи переменного балласта, необходимы заполнители со сжимаемостью, равной воде, которые не созданы и разработка которых представляет значительные трудности,
Пресная вода и является таким "идеальным" наполнителем несмотря на относительно большую плотность, которая, согласно приведенному выше общепринятому подходу, должна бы исключать использование ее для создания положительной плавучести. Пресная и соленая вода идентичны по всем существенным характеристикам (температурное расширение, повышение плотности с глубиной и пр. ), за исключением плотности, что дает возможность получать положительную плавучесть потребной на практике величины на любых глубинах океанов и морей с использованием постигнутого к настоящему времени уровня техники для создания соответствующих устройств и реализации данного способа. Предложенный способ наиболее эффективен для больших глубин, характерных для океанов и глубоководных морей, например Средиземного, Охотского и других. Для относительно малых глубин могут использоваться и другие известные способы создания положительной плавучести. Применительно же к большим глубинам данный способ может быть наиболее простым, экономичным, экологически чистым способом создания положительной плавучести порядка нескольких сотен или тысяч тонн.
Класс B63B1/02 обеспечение силы плавучести за счет водоизмещения
транспортное средство для передвижения по воде (варианты) - патент 2392169 (20.06.2010) | |
корабль гидрографической и патрульной службы - патент 2384456 (20.03.2010) | |
подводный танкер - патент 2380274 (27.01.2010) | ![]() |
корпус судна - патент 2091267 (27.09.1997) | |
полупогруженный катамаран - патент 2072677 (27.01.1997) |
Класс B63G8/24 автоматическое регулирование глубиной погружения положения, устройства для увеличения плавучести, например отделяемый балласт, плавучие тела