динамический гаситель колебаний
Классы МПК: | F16F9/02 использующие только газ |
Автор(ы): | Швилкин В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Туполев" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-08-29 публикация патента:
27.01.2004 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам гашения узкополосных (по частоте) вибраций различных конструкций. Сущность изобретения заключается в том, что динамический гаситель колебаний содержит цилиндрический герметичный корпус, внутри которого размещены поршень с возможностью перемещения по оси и торцевые камеры-пневмопружины между торцами поршня и корпусом, сообщающиеся между собой через дроссельный канал. Поршень поджат с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами. Обращенные к поршню концы винтовых цилиндрических пружин размещены в кольцевых цилиндрических выточках в поршне. Дроссельный канал выполнен в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической наружной поверхности поршня. Техническим результатом является упрощение конструкции и отказ от внешних источников энергии. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Динамический гаситель колебаний, содержащий цилиндрический герметичный корпус, внутри которого размещены поршень с возможностью перемещения по оси и торцевые камеры-пневмопружины между торцами поршня и корпусом, сообщающиеся между собой через дроссельный канал, отличающийся тем, что поршень поджат с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами, при этом обращенные к поршню концы винтовых цилиндрических пружин размещены в кольцевых цилиндрических выточках в поршне, а дроссельный канал выполнен в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической наружной поверхности поршня.2. Динамический гаситель колебаний по п.1, отличающийся тем, что дроссельный канал выполнен в виде многозаходной винтовой спиральной канавки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам гашения узкополосных (по частоте) вибраций различных конструкций, например вибраций, вызванных дисбалансом быстровращающихся роторов. Известен виброамортизатор (US 3917246 А, кл. F 16 F 9/02. Tunable vibration absorber), включающий инерционный груз, состоящий из противоположно направленных поршней, каждый из которых расположен в отдельной герметизируемой цилиндрической камере-гидропружине, жестко прикрепленной к вибрирующему телу. Инерционный груз движется по оси взад и вперед в ответ на вибрации тела, поочередно воздействуя на сжимаемую жидкость в каждой из камер-гидропружин между торцами поршня и корпусом. Камеры-гидропружины соединены дроссельным каналом. Автоматический регулятор поддерживает возвратно-поступательное движение около точки, в которой возвращающие силы, действующие на поверхность каждого из поршней, приблизительно равны. Величина давления в камерах и их объем определяют собственную частоту возвратно-поступательного движения. Недостатками такого решения являются сложность конструкции и необходимость во внешних источниках энергии. Задачей изобретения является упрощение конструкции и отказ от внешних источников энергии. Эта задача решается тем, что у динамического гасителя колебаний, содержащего цилиндрический герметичный корпус, внутри которого размещены поршень с возможностью перемещения по оси и торцевые камеры-пневмопружины между торцами поршня и корпусом, сообщающиеся между собой через дроссельный канал, поршень поджат с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами, обращенные к поршню концы винтовых цилиндрических пружин размещены в кольцевых цилиндрических выточках в поршне, а дроссельный канал выполнен в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической наружной поверхности поршня. Кроме того, дроссельный канал может быть выполнен в виде многозаходной винтовой спиральной канавки. На фиг.1 представлен общий вид динамического гасителя колебаний,на фиг.2 представлена геометрия дроссельного канала,
на фиг.3 - сечение А-А фигуры 2,
на фиг.4 - сечение В-В фигуры 1 и
на фиг.5 представлены зависимости собственной частоты и логарифмического декремента колебаний поршня от размера сечения дроссельного канала. Динамический гаситель колебаний состоит из цилиндрического герметичного корпуса 1, заполненного воздухом (элементы крепления корпуса гасителя 1 к демпфируемой конструкции не показаны), и поршня 2, размещенного внутри корпуса с возможностью перемещения по оси x-x и поджатого с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами 3. Торцы поршня 2 и внутренняя поверхность корпуса 1 образуют камеры-пневмопружины 4. Обращенные к поршню концы винтовых пружин 3 размещены в кольцевых цилиндрических выточках 5 в поршне 2. Камеры-пневмопружины 4 сообщаются между собой через дроссельный канал 6, выполненный в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической поверхности поршня 2, а также через радиальный зазор 7 между наружной поверхностью поршня и внутренней поверхностью корпуса. На фиг. 4 изображен вид на торцевую поверхность поршня, например, при трехзаходном исполнении дроссельного канала. Работает динамический гаситель колебаний, корпус 1 которого жестко соединен с элементом демпфируемой конструкции, колебания которой требуется уменьшить, следующим образом. При возникновении вибраций демпфируемой конструкции (в узкой полосе частот) корпус 1 приходит в движение вместе с этой конструкцией, а поршень 2, настроенный по собственной частоте на нужную полосу частот, движется с фазовым запаздыванием относительно колебаний корпуса и через винтовые пружины 3 и пневмопружины 4 передает демпфирующую силу на корпус 1 и уменьшает, таким образом, уровень колебаний демпфируемой конструкции. При перемещении поршня 2 относительно корпуса 1 воздух перетекает из одной торцевой камеры-пневмопружины 4 в другую по дроссельному каналу и через зазор между поршнем и корпусом. Движение воздуха происходит в двух направлениях: тангенциальном - вдоль дроссельного канала и осевом - перпендикулярно дроссельному каналу приблизительно по оси гасителя. Основной расход воздуха обеспечивает движение воздуха по длинному винтовому спиральному каналу 6. Составляющая скорости воздуха Voc в осевом направлении мала ввиду того, что в этом случае винтовой дроссельный канал выступает в роли лабиринтного уплотнения, а радиальный зазор между корпусом и поршнем выбран минимальным (свободная или скользящая посадка). Расход воздуха в этом направлении (в зависимости от неконтролируемого радиального смещения поршня относительно корпуса этот расход может изменяться в 1,5-2 раза) составляет малую долю от общего расхода и не оказывает существенного влияния на общие характеристики гасителя. Угол подъема винтовой канавки выбирается, исходя из обеспечения большой длины дроссельного канала, малого отношения размера сечения дроссельного канала к длине канала, малого числа Рейнольдса и, следовательно, ламинарного течения воздуха в дроссельном канале и линейной зависимости сил трения от скорости течения воздуха в канале. Размещение обращенных к поршню концов винтовых цилиндрических пружин в кольцевых цилиндрических выточках в поршне позволяет "развязать" в процессе проектирования гасителя выбор параметров винтовых цилиндрических пружин и размеров камер-пневмопружин. Выполнение дроссельного канала в виде многозаходной винтовой канавки на цилиндрической поверхности поршня позволяет улучшить структуру течения воздуха на входе в дроссельный канал. Дополнительно, плавность входа струй воздуха в дроссельный канал может быть обеспечена скруглением острых кромок винтовой канавки при выходе канала на торцевую поверхность поршня. Требуемые значения основных параметров гасителя колебаний - величина подвижной массы Мтреб, собственная частота треб и декремент колебаний треб подвижной массы - определяются из параметрического расчета колебаний демпфируемого элемента конструкции с установленным гасителем колебаний (см., например, Ден-Гартог Дж.П. Механические колебания. Физматгиз, 1960 г.). На фиг. 5 представлена типичная зависимость безразмерной собственной частоты (пруж соответствует собственной частоте поршня только на упругости винтовых пружин) и логарифмического декремента колебаний поршня от размера сечения дросселя (отнесенного к диаметру поршня), рассчитанная для случая, когда жесткость камер-пневмопружин выбрана равной жесткости винтовых цилиндрических пружин. При увеличении сечения дросселя собственная частота колебаний поршня монотонно падает. Декремент колебаний поршня сначала растет, достигает максимума, а затем падает. Выбор сечения дросселя, соответствующего точке С на фиг. 5, позволяет существенную долю потребной жесткости соединения поршня с корпусом получить за счет жесткости пневмопружин и таким образом облегчить работу винтовых цилиндрических пружин и обеспечить большой ресурс гасителя при обеспечении заданных собственной частоты и декремента колебаний. Предложенная конструкция гасителя колебаний обеспечивает простоту конструкции, не требует дополнительных источников энергии, обеспечивает большую весовую эффективность и постоянство динамических характеристик в процессе эксплуатации.
Класс F16F9/02 использующие только газ
пневматическая пружина - патент 2526544 (27.08.2014) | |
адаптивный виброизолятор - патент 2506471 (10.02.2014) | |
газовая пружина - патент 2489621 (10.08.2013) | |
простой несущий управляемый пневмоамортизатор - патент 2413104 (27.02.2011) | |
газомеханический амортизатор - патент 2409778 (20.01.2011) | |
рессора малого сопротивления - патент 2409481 (20.01.2011) | |
пневматический демпфер - патент 2406895 (20.12.2010) | |
пневмопружина с жидкостным уплотнением поршня - патент 2399806 (20.09.2010) | |
узел пневматической рессоры и способ его изготовления (варианты) - патент 2395735 (27.07.2010) | |
демпфер поверхностных колебаний жидкости - патент 2270385 (20.02.2006) |