устройство автоматической регулировки зазора между тормозными накладками и барабаном
Классы МПК: | F16D65/56 винтом и гайкой |
Автор(ы): | Иванов В.И., Шокуров В.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "ГАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-19 публикация патента:
10.02.2004 |
Изобретение относится к барабанным тормозам транспортных средств и предназначено для компенсации износа тормозных накладок барабанных тормозов. Устройство автоматической регулировки зазора между тормозными накладками и барабаном включает в себя колесный цилиндр, поршни и узел регулировки. Узел регулировки содержит стержень с установленной на нем с натягом разрезной регулирующей втулкой, ввернутый в один из поршней, а последний связан со вторым поршнем посредством выступов, имеющихся на втулке и входящих в зацепление с буртиком в днище второго поршня, с возможностью взаимного осевого перемещения, с возможностью обеспечения большего усилия по сдвигу втулки относительно стержня, чем развиваемое усилие стяжной пружины. Технический результат заключается в снижении расхода тормозной жидкости, уменьшении хода педали и соответственно тормозного пути, а также в повышении долговечности уплотнительных манжет. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Устройство автоматической регулировки зазора между барабаном и тормозными накладками на колодках, связанных стяжной пружиной, включающее колесный цилиндр, поршни и узел регулировки, отличающееся тем, что узел регулировки содержит стержень с установленной на нем с натягом разрезной регулирующей втулкой, ввернутый в один из поршней, а последний связан с другим поршнем посредством выступов, имеющихся на втулке и входящих в зацепление с буртиком в днище этого поршня, с возможностью взаимного перемещения, с возможностью обеспечения большего усилия по сдвигу втулки относительно стержня, чем развиваемое усилие стяжной пружины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к барабанным тормозам транспортных средств и предназначено для компенсации износа тормозных накладок барабанных тормозов. Известен тормоз, содержащий цилиндр, поршни и разрезные упорные кольца, установленные в цилиндре с натягом так, что усилие, необходимое для перемещения колец по цилиндру, меньше усилия, развиваемого поршнями при торможении, но больше усилия стяжной пружины колодок [1]. Недостатком известной конструкции является чрезмерный расход тормозной жидкости, необходимой для перемещения поршней при торможении, и, как следствие, увеличенный ход тормозной педали. Это вызвано тем, что колодка, направление вращения которой при торможении совпадает с направлением вращения тормозного барабана, создает значительно больший тормозной момент, чем противоположная колодка, и соответственно вызывает увеличенный ход давящего на нее поршня в сравнении с противоположным поршнем вследствие собственной деформации и деформации барабана. При движении автомобиля назад, то есть при изменении направления вращения тормозного барабана, в свою очередь, противоположная колодка будет создавать увеличенный тормозной момент, что вызовет соответственно увеличение хода поршня, связанного с ней. Таким образом, у каждого поршня цилиндра зазор между упорным разрезным кольцом и поршнем, рассчитанный для обеспечения рабочего хода, должен включать в себя еще и ход, создаваемый за счет серводействия, которое возникает при совпадении направления вращения колодки с направлением вращения барабана. Кроме того, перемещение упорных колец по рабочей поверхности цилиндра в процессе износа накладок вызывает ухудшение ее качества и снижает в дальнейшем долговечность резиновых уплотнительных деталей и соответственно узла. Технический результат от использования предлагаемого конструктивного решения выражается в снижении расхода тормозной жидкости, уменьшении хода педали и соответственно тормозного пути, а также в повышении долговечности уплотнительных манжет. Указанный результат достигается тем, что в устройстве автоматической регулировки зазора между тормозными накладками и барабаном, включающем колесный цилиндр, поршни и узел регулировки, последний содержит стержень с установленной на нем с натягом разрезной регулирующей втулкой, ввернутый в один из поршней, который связан с другим поршнем посредством выступов, имеющихся на втулке и входящих в зацепление с буртиком, выполненным в днище этого поршня с возможностью взаимного осевого перемещения. Заявляемое решение иллюстрируется чертежами, где:фиг.1 - общий вид барабанного тормоза,
фиг.2 - разрез А-А (на фиг.1) - положение поршней до торможения,
фиг.3 - положение поршней при торможении с компенсацией износа накладок,
фиг.4 - разрез Б-Б (на фиг.3). Устройство содержит цилиндр 1, поршень 2, с ввернутым в него стержнем 3 и установленной на последнем с натягом разрезной регулирующей втулкой 4, которая имеющимися на своем конце выступами входит в зацепление с буртиком, выполненным на днище поршня 5. Поршень 2 воздействует на колодку 6, а поршень 5 на колодку 7. Колодки связаны стяжной пружиной 8. Накладки 9 служат для создания тормозного момента при контакте с барабаном 10. При торможении, когда еще нет необходимости в регулировке зазора между накладками и барабаном, свободное осевое перемещение поршня 2 со стержнем 3 и втулкой 4 относительно поршня 5 происходит в пределах зазора "Д", который меньше суммы двух зазоров между поршнями и упорными кольцами в колесном цилиндре прототипа на величину хода одного из поршней, получаемого за счет серводействия соответствующей колодки. Тормоз с устройством автоматической регулировки зазора работает следующим образом. Под действием давления рабочей жидкости поршень 2 перемещает колодку 6 к барабану 10, а поршень 5 соответственно колодку 7, выбирая при этом зазор "Д". При сбросе давления колодки 6 и 7 возвращаются в исходное положение под действием стяжной пружины 8. При износе тормозных накладок 9 поршни взаимно перемещаются на расстояние большее чем зазор "Д," и поршень 5 своим буртиком в днище, воздействуя на выступы втулки 4, начинает сдвигать ее со стержня 3. После сброса давления поршни 2 и 5, перемещаясь под действием стяжной пружины 8, займут новое положение, так как усилие по сдвигу втулки 4 относительно стержня 3 больше усилия, развиваемого стяжной пружиной 8. Источники информации
1. Тормозной цилиндр с автоматическим регулированием зазора между колодками и тормозным барабаном в тормозных системах с гидравлическим приводом. Авт. св. СССР 128313, 1960.
Класс F16D65/56 винтом и гайкой