спусковое устройство

Классы МПК:A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Заречье"
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-22
публикация патента:

Устройство относится к спасательной технике, в частности, к устройствам для спуска людей. Спусковое устройство содержит пластину, нижний конец которой выполнен клиновидным с отверстием для закрепления карабина, а в верхнем конце выполнено овальное отверстие для обеспечения зависания на шнуре спускающегося десантника или груза, тормозной механизм в виде цилиндрических роликов, закрепленных на пластине, на цилиндрической поверхности которых выполнены лыски, и средство управления торможением. Ролики расположены в один ряд и на их цилиндрических поверхностях выполнены ручьи глубиной, большей радиуса ручья, равного половине диаметра шнура для спуска. Лыски выполнены ответными на противоположных роликах перпендикулярно линии их расположения на пластине, образующими между собой пазы до середины ручьев смежных роликов шириной не менее диаметра шнура, закрытыми съемным кожухом с полками, охватывающими пластину. Данное устройство отличается повышенной оперативностью его использования. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Спусковое устройство, содержащее пластину, нижний конец которой выполнен клиновидным с отверстием для закрепления карабина, а в верхнем конце выполнено овальное отверстие для обеспечения зависания на шнуре спускающегося десантника или груза, тормозной механизм в виде цилиндрических роликов, закрепленных на пластине, на цилиндрической поверхности которых выполнены лыски, и средство управления торможением, отличающееся тем, что ролики расположены в один ряд и на их цилиндрических поверхностях выполнены ручьи глубиной, большей радиуса ручья, равного половине диаметра шнура для спуска, а лыски выполнены ответными на противоположных роликах перпендикулярно линии их расположения на пластине, образующими между собой пазы до середины ручьев смежных роликов шириной не менее диаметра шнура, закрытыми съемным кожухом с полками, охватывающими пластину.

2. Спусковое устройство по п.1, отличающееся тем, что средство управления торможением выполнено в виде двух полуроликов, сопряженных между собой лысками, выполненными в виде трапеции, образующей пазы как с роликами, расположенными в ряду, так и между собой.

3. Спусковое устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что в верхнем ролике выполнен пружинный фиксатор, а на съемном кожухе - паз шириной, равной диаметру шейки головки фиксатора, с отверстием на конце паза диаметром, равным диаметру тела запорной части фиксатора.

4. Спусковое устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что в съемном кожухе над пазами между роликов вдоль линии расположения их осей выполнены отверстия.

5. Спусковое устройство по любому из пп.1-4, отличающееся тем, что нижний конец съемного кожуха выполнен ответным нижнему концу пластины совместно с одной из полок, охватывающих пластину.

6. Спусковое устройство по любому из пп.2-5, отличающееся тем, что на торце одного из полуроликов установлена планка, которая одним концом расположена под углом к линии расположения роликов до противоположной стороны клиновидного конца пластины, при этом полуролик выполнен высотой, меньшей на толщину планки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к спасательной технике, в частности к устройствам для спуска людей с тормозами, скользящими по тросу, и может быть использовано в качестве устройства для спуска людей и грузов при десантировании с вертолета на заданной высоте.

Известно спасательное устройство, состоящее из троса, полого корпуса с фигурным каналом и биметаллических пластин, закрепленных в стенках фигурного канала и позволяющих автоматически обеспечить заранее заданную скорость спуска (Авт. св-во СССР 1750704 А1. Спасательное устройство. МКИ А 62 В 1/08, БИ 28, 30.07.92).

Недостатками устройства являются сложность изготовления и настройки на заданную массу спускаемого груза, зависимость работы от температуры окружающего воздуха, дискретность регулируемого спуска из-за цикла нагрева-остывания биметалла, ограничение нижнего предела высоты, т.к. торможение зависит от времени нагревания биметалла.

Известно спусковое устройство, содержащее корпус, выполненный в виде двух шарнирно соединенных профилированных пластин. Корпус содержит взаимодействующие со шнуром ролики с лысками, которые образуют тормозной механизм, и средство управления торможением. Нижний конец корпуса выполнен клиновидным с отверстием для закрепления карабина, а в его верхнем конце выполнено овальное отверстие для обеспечения зависания на шнуре спускающего, например, десантника (Авт. св-во СССР 1655518 А1. Спусковое устройство. МКИ А 62 В 1/14, БИ 22, 15.06.91). Данное изобретение принято за прототип.

Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является сложность настройки на заданную массу спускаемого груза, требующей перестановки роликов тормозного механизма с последующим контролем на специальном стенде.

Задачей предлагаемого технического решения является расширение эксплуатационных возможностей спускового устройства и снижение затрат.

Техническим результатом, достигаемым при реализации заявленного изобретения, является повышение оперативности использования спускового устройства за счет быстрой перенастройки на заданную массу спускаемого груза с обеспечением визуального контроля.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном спусковом устройстве, содержащем пластину, нижний конец которой выполнен клиновидным с отверстием для закрепления карабина, а в верхнем конце выполнено овальное отверстие для обеспечения зависания на шнуре спускающегося десантника или груза, тормозной механизм в виде цилиндрических роликов, закрепленных на пластине, на цилиндрической поверхности которых выполнены лыски, и средство управления торможением, согласно изобретению ролики расположены в один ряд и на их цилиндрических поверхностях выполнены ручьи глубиной, большей радиуса ручья, равного половине диаметра шнура для спуска, а лыски выполнены ответными на противоположных роликах перпендикулярно линии их расположения на пластине, образующими между собой пазы до середины ручьев смежных роликов шириной не менее диаметра шнура, закрытыми съемным кожухом с полками, охватывающими пластину;

средство управления торможением выполнено в виде двух полуроликов, сопряженными между собой лысками, выполненными в виде трапеции, образующей пазы как с роликами, расположенными в ряду, так и между собой;

в верхнем ролике выполнен пружинный фиксатор, а на съемном кожухе - паз шириной, равной диаметру шейки головки фиксатора, с отверстием в конце паза диаметром, равным диаметру тела запорной части фиксатора;

в съемном кожухе над пазами между роликов вдоль линии расположения их осей выполнены отверстия;

нижний конец съемного кожуха выполнен ответным нижнему концу пластины совместно с одной из полок, охватывающих пластину;

на торце одного из полуроликов установлена планка, которая одним концом расположена под углом к линии расположения роликов до противоположной стороны клиновидного конца пластины, при этом полуролик выполнен высотой, меньшей на толщину планки.

Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного технического решения, отсутствуют. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На фиг.1 изображено спусковое устройств, общий вид без кожуха; на фиг.2 - то же с кожухом; на фиг.3 - то же с обратной стороны в положении зависания на шнуре; на фиг.4 - сечение по А-А на фиг.1.

Спусковое устройство состоит из пластины 1 с отверстием 2 в нижнем конце и овальным отверстием 3 в верхнем конце, цилиндрических роликов 4, 5, 6 и 7, закрепленных вдоль пластины 1. На роликах 4, 5, 6 и 7 выполнены лыски 8, которые образуют между собой пазы 9. Два полуролика 10 и 11 образуют средство управления торможением (фиг.1). Между роликами 4, 5, 6 и 7 и полуроликами 10 и 11 укладывается шнур 12, а на торце полуролика 11 установлена планка 13, которые закрыты съемным кожухом 14 скобообразной формы, охватывающим пластину 1 вдоль расположения роликов (фиг.2). В съемном кожухе 14 выполнены отверстия 15 визуального контроля варианта укладки шнура. Съемный кожух 14 охватывает пластину 1 полками 16 и 17, а нижний его конец выполнен ответным нижнему концу пластины 1 совместно с полкой 17, имеющей отверстие, совмещенное с отверстием 2, за которое зацепляется карабин 18 десантника (фиг.3). На цилиндрических поверхностях роликов 4, 5, 6 и 7 выполнены ручьи 19. В верхнем ролике 4 выполнен пружинный фиксатор 20, а на съемном кожухе 14 - паз 21 с отверстием 22 в конце паза. В пазу 21 перемещается шейка 23 головки 24, а в отверстии 22 размещена запорная часть 25 фиксатора 20 (фиг.4).

Спусковое устройство работает следующим образом.

Для спуска десантника или груза свободный конец шнура 12 сбрасывается с вертолета, например, до касания с землей. На шнуре закрепляют спусковое устройство, для чего нажимают на головку 24 фиксатора 20 до выхода запорной части из отверстия 22, и при совмещении шейки 23 с пазом 21 сдвигают кожух 14 вниз, снимают с пластины 1, открывая доступ к роликам 4, 5, 6 и 7 и полуроликам 10 и 11. Шнур 12 укладывают через пазы 9 между роликами 4, 5, 6 и 7 по ручьям 19 и между полуроликами 10 и 11. В зависимости от массы десантника или груза и заданных начальной и конечной скоростей спуска шнур 12 укладывается либо между всеми роликами 4, 5, 6 и 7, либо только между роликами 5, 6 и 7, либо между роликами 6 и 7. После укладки шнура 12 кожух 14 надвигается на пластину 1 и стопорится фиксатором 20. Через отверстия 15 контролируется соответствие положения шнура 12 заданному варианту укладки. Для спуска карабин 18, подсоединенный к подвесной системе десантника или груза, зацепляют за отверстие 2, совмещенное в пластине 1 с кожухом 14. При перемещении устройства по шнуру возникает сила трения, достаточная для поддержания безопасной скорости спуска человека или груза. При необходимости уменьшения скорости спуска десантник отклоняет свободно свисающий конец шнура в сторону и вверх, в результате чего возрастает сила трения на полуроликах 10 и 11, увеличивая торможение. Для обеспечения зависания спускающегося десантника используется верхнее отверстие 3, в которое вставляют петлю свободного конца шнура и накидывают ее на верхний конец пластины 1. После приземления десантник отцепляет карабин 18, разблокирует фиксатор 20, сдвигает кожух 14, и спусковое устройство отсоединяется от шнура 12.

По данному изобретению разработана конструкторская документация, изготовлен и испытан опытный образец спускового устройства для десантирования с вертолета.

Класс A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу 

устройство для гравитационного спуска людей -  патент 2452537 (10.06.2012)
спасательное устройство -  патент 2440166 (20.01.2012)
лестница для эвакуации людей из помещений многоэтажных зданий и сооружений -  патент 2429892 (27.09.2011)
тормозной механизм для каната и троса "антипаник" -  патент 2422175 (27.06.2011)
устройство для спуска людей из зданий и сооружений при пожарах и других чрезвычайных ситуациях -  патент 2416440 (20.04.2011)
индивидуальное спасательное рычажное устройство -  патент 2415685 (10.04.2011)
аппарат устанавливаемой грузоподъемности для экстренного спуска человека по канату -  патент 2414940 (27.03.2011)
устройство для спуска людей из зданий и сооружений при пожарах и других чрезвычайных ситуациях -  патент 2414939 (27.03.2011)
устройство для спасения людей -  патент 2412730 (27.02.2011)
спасательное устройство для спуска людей -  патент 2342176 (27.12.2008)
Наверх