двигатель внутреннего сгорания коловратный шеститактный с прямым охлаждением полости рабочей камеры
Классы МПК: | F02B75/02 двигатели с особым рабочим процессом, например шеститактные F01C1/077 с зубчатой передачей |
Автор(ы): | Богокин Л.А. |
Патентообладатель(и): | Богокин Леонид Андреевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-05-03 публикация патента:
20.02.2004 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных двигателях внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит кольцевую полость, разделяемую поршнями на рабочие камеры. Согласно изобретению, основной рабочий 4-тактный или 2-тактный цикл двигателя дополнен двумя технологическими тактами всасывания и выхлопа охлаждающего агента для прямого охлаждения полости очередной рабочей камеры непосредственно после завершения такта "выхлоп" основного рабочего цикла двигателя, связанного с окончанием удаления продуктов сгорания рабочей смеси. Причем разъемные полублоки, формирующие кольцевую камеру, выполнены подвижными. На внешнем диаметре полублоков закреплены конические зубчатые венцы сложной конфигурации, зубцы которых находятся в зацеплении с некруглыми зубчатыми эксцентриками управляющих блоков. При этом ось одного из управляющих блоков выполняет функции силового вала отбора мощности, второго блока - ручного запуска двигателя, а третьего - запуска двигателя механическим пускателем. 10 з.п. ф-лы, 17 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17
Формула изобретения
1. Двигатель внутреннего сгорания коловратный, содержащий разъемные полублоки с кольцевыми выточками, формирующими при их совмещении кольцевую камеру, разделяемую поршнями на рабочие камеры, устройство, управляющее изменением объема этих камер, маховик, силовой вал отбора мощности, системы газораспределения и зажигания, отличающийся тем, что основной рабочий 4-тактный или 2-тактный цикл двигателя дополнен двумя технологическими тактами всасывания и выхлопа охлаждающего агента для прямого охлаждения полости очередной рабочей камеры непосредственно после завершения такта "выхлоп" основного рабочего цикла двигателя, связанного с окончанием удаления продуктов сгорания рабочей смеси, причем полублоки выполнены подвижными, на внешнем диаметре полублоков закреплены конические зубчатые венцы сложной конфигурации, зубцы которых находятся в зацеплении с некруглыми зубчатыми эксцентриками управляющих блоков, при этом ось одного из управляющих блоков выполняет функции силового вала отбора мощности, второго блока - ручного запуска двигателя, а третьего - запуска двигателя механическим пускателем.2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что за один полный оборот совместного одностороннего вращения полублоков на 360 протекает три полных шеститактных цикла работы двигателя.3. Двигатель по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что совмещенные поверхности полублоков имеют кольцевые подпружиненные компрессионные уплотнения по внешнему и внутреннему контуру кольцевой камеры.4. Двигатель по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что в профиль кольцевой выточки камеры попарно и оппозитно, неподвижно и герметично к разным полублокам крепятся поршни.5. Двигатель по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что оба полублока совершают два вида движения: первый - их совместное одностороннее вращение с неравномерной угловой скоростью и второй - их поочередный обгон друг друга с разворотом на определенный угол, обеспечивая тем самым переменность объема рабочих камер.6. Двигатель по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что управляющие блоки состоят из двух осей с насаженными на них зубчатыми эксцентриками и находящимися в зацеплении круглыми концентрическими цилиндрическими зубчатыми колесами, обеспечивая противовращение осей и насаженных на них эксцентриков, создавая тем самым вращение обоих полублоков в одну сторону.7. Двигатель по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что контур зубчатых эксцентриков выполнен по законам построения асимметричного эксцентрического эллипса.8. Двигатель по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что газораспределительная система выполнена в виде пар подвижных колец, закрепленных на вращающихся полублоках и неподвижных колец, закрепленных к основанию двигателя, причем все кольца имеют технологические окна для пропуска в надлежащие моменты газовой смеси в полость рабочих камер и удаление из них продуктов сгорания, а неподвижные кольца - гнезда с резьбой для свечей зажигания.9. Двигатель по любому из пп.1-8, отличающийся тем, что охлаждение двигателя во время работы осуществляется как воздухом за счет оребрения теплонапряженных узлов и деталей, так и путем прямого впрыска охлаждающего аэрозоля в полость камер непосредственно после завершения такта "выхлоп" основного рабочего цикла с последующим удалением ее при вспомогательном такте "выхлоп".10. Двигатель по любому из пп.1-9, отличающийся тем, что внутренние стенки камер, поршни и кольцевые компрессионные уплотнения покрывают слоем керамики, обеспечивающей повышенную стойкость к износу, существенно повышая ресурс двигателя и возможность повышения частоты вращения в 2-3 раза.11. Двигатель по п.10, отличающийся тем, что уплотнение выполняют лабиринтным с гарантийным минимальным зазором.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к роторным двигателям с неравномерным движением лопастей. Известен двигатель внутреннего сгорания коловратный, содержащий разъемные полублоки с кольцевыми выточками, формирующими при их совмещении замкнутую концентрическую кольцевую камеру, разделяемую поршнями на рабочие камеры, устройство, управляющее изменением объема этих камер, маховик, силовой вал отбора мощности, системы газораспределения и зажигания (патент РФ 2141033, МПК F 01 C 1/063, опубл. 10.11.1999). Недостатками прототипа являются:- сложность, громоздкость и ненадежность конструкции некруглых трехлопастных зубчатых колес управляющего блока;
- малая жесткость компоновки двигателя, оснащенного некруглыми трехлопастными зубчатыми колесами большого габарита. Технической задачей является создание двигателя внутреннего сгорания (ДВС), обладающего следующими качествами и особенностями:
- повышенным моторесурсом и КПД за счет снижения термонапряженности силовых узлов;
- компактной компоновкой;
- высокой частотой вращения при значительном плече крутящего момента, чем обеспечивается хорошая приемистость при тяжелых режимах работы;
- отсутствием инерционных перегрузок, свойственных клапанным газораспределительным системам, особенно проявляющихся в высокоскоростных двигателях;
- эффективным прямым охлаждением энергонапряженных узлов. Поставленная задача решается тем, что в двигателе, содержащем разъемные полублоки с кольцевыми выточками, формирующими при их совмещении кольцевую форму, разделяемую поршнями на рабочие камеры, устройство, управляющее изменением объема этих камер, маховик, силовой вал отбора мощности, системы газораспределения и зажигания, согласно изобретению, основной рабочий 4-тактный или 2-тактный цикл двигателя дополнен двумя технологическими тактами всасывания и выхлопа охлаждающего агента для прямого охлаждения полости очередной рабочей камеры непосредственно после завершения такта "выхлоп" основного рабочего цикла двигателя, связанного с окончанием удаления продуктов сгорания рабочей смеси, причем полублоки выполнены подвижными, на внешнем диаметре полублоков закреплены конические зубчатые венцы сложной конфигурации, зубцы которых находятся в зацеплении с некруглыми зубчатыми эксцентриками управляющих блоков, при этом ось одного из управляющих блоков выполняет функции силового вала отбора мощности, второго блока - ручного запуска двигателя, а третьего - запуска двигателя механическим пускателем. Поставленная задача достигается также тем, что за один полный оборот совместного одностороннего вращения полублоков на 360 градусов может протекать три полных шеститактных цикла работы двигателя. Поставленная задача достигается также тем, что совмещенные поверхности полублоков могут иметь кольцевые подпружиненные компрессионные уплотнения по внешнему и внутреннему контуру кольцевой камеры. Поставленная задача достигается также тем, что в профиль кольцевой выточки камеры попарно и оппозитно, неподвижно и герметично к разным полублокам могут крепиться поршни. Поставленная задача достигается также тем, что оба полублока совершают совместное одностороннее вращение с неравномерной угловой скоростью относительно друг друга, следствием чего является их поочередный обгон друг друга с разворотом на определенный угол, обеспечивая тем самым переменность объема рабочих камер. Поставленная задача достигается также тем, что управляющие блоки могут состоять из двух осей с насаженными на них зубчатыми эксцентриками и находящимися в зацеплении круглыми концентрическими цилиндрическими зубчатыми колесами, обеспечивая противовращение осей и насаженных на них эксцентриков, создавая тем самым вращение обоих полублоков в одну сторону. Поставленная задача достигается также тем, что контур зубчатых эксцентриков может быть выполнен по законам построения асимметричного эксцентрического эллипса. Поставленная задача достигается также тем, что газораспределительная система может быть выполнена в виде пар подвижных колец, закрепленных на вращающихся полублоках, и неподвижных колец, закрепленных к основанию двигателя, причем все кольца имеют технологические окна для пропуска в надлежащие моменты газовой смеси в полость рабочих камер и удаление из них продуктов сгорания, а неподвижные кольца - гнезда с резьбой для свечей зажигания. Поставленная задача достигается также тем, что охлаждение двигателя во время работы может осуществляться как воздухом за счет оребрения теплонапряженных узлов и деталей, так и путем прямого впрыска охлаждающего аэрозоля в полость камер непосредственно после завершения такта "выхлоп" основного рабочего цикла с последующим удалением ее при вспомогательном такте "выхлоп". Поставленная задача достигается также тем, что внутренние стенки камер, поршни и кольцевые компрессионные уплотнения могут покрывать слоем керамики, обеспечивающей повышенную стойкость к износу, существенно повышая ресурс двигателя и возможность повышения частоты вращения в 2-3 раза. Поставленная задача достигается также тем, что уплотнение могут выполнять лабиринтным с гарантийным минимальным зазором. Изобретение поясняется при помощи чертежей. На фиг.1 показан диаметральный разрез двигателя через поршень-вставку и через подвижные контакты полублоков и колец газораспределительной системы между собой;
на фиг. 2 - разрез двигателя в плоскости разъема полублоков с показом трех управляющих блоков со специализацией каждого: отбор мощности, запуск двигателя вручную заводной ручкой и запуск двигателя механическим пускачом;
на фиг.3 - схема пары противовращающихся (концентрических) зубчатых эксцентриков;
на фиг. 4 - схема пары противовращающихся эллиптических зубчатых эксцентриков;
на фиг. 5 - схема пары противовращающихся эксцентричных эллиптических зубчатых эксцентриков:
а) расположение осей вращения в "широкой" части контура эксцентрика,
б) расположение осей вращения в "узкой" части контура эксцентрика,
в) схема выполнения контура такого эксцентрика. Разные места расположения осей вращения относительно контура эксцентрика дают разный характер взаимоперемещения полублоков в ходе цикла разворота эксцентриков. На фиг. 6 показана схема пары противовращающихся эксцентричных эллиптических зубчатых эксцентриков:
а) размещение оси вращения в "узкой" части контура эксцентрика,
б) размещение оси вращения в "широкой" части контура эксцентрика,
в) схема выполнения контура такого эксцентрика. Место размещения оси вращения относительно контура эксцентрика определяет характер взаимоперемещения полублоков в ходе цикла разворота эксцентриков. На фиг. 7 показано построение эксцентричного овалоидального зубчатого эксцентрика;
на фиг. 8 - циклограмма пары противовращающихся эксцентричных овалоидальных эксцентриков;
на фиг.9 - схема взаимодействия пары эксцентричных овалоидальных эксцентриков с повышением компактности узла за счет пространственности зубчатого венца;
на фиг. 10 - циклограмма взаиморасположения зубчатых эксцентриков для повышения компактности узла путем расположения пар эксцентриков рядом, а не перпендикулярно плоскости вращения полублоков;
на фиг. 11 - условное изображение взаимодействия зубчатых колес эксцентриков 47 и зубчатых венцов 29 полублоков (показанное взаиморасположение не соответствует реальному);
на фиг.12 - примеры вариантов форм поперечного сечения кольцевой камеры при совмещении полублоков;
на фиг.13 - циклограмма взаимоперемещения полублоков 3, 4 в ходе их совместного разворота на 360o и совершения ими при этом 3-х полных рабочих циклов (независимо от числа тактов в цикле);
на фиг. 14 - схематический график изменения угловой скорости взаимоперемещения каждого из полублоков в ходе их общего одностороннего вращения;
на фиг. 15 - схема развертки окружности зубчатых венцов сложной конфигурации, закрепленных на полублоках;
на фиг.16 - схематическое изображение характера теплоотвода в ДВС с кривошипно-шатунным механизмом;
на фиг. 17 - схематическое изображение характера теплоотвода в предлагаемом ДВС коловратного типа, подтверждающее улучшение условий теплоотвода. Предлагаемый двигатель состоит из следующих деталей, узлов и конструктивных элементов, находящихся в нижеописываемой связи, взаиморасположении и взаимодействии:
1. Корпус-основание. 2. Коренная ось полублоков. 3. Корпус 1-го полублока. 4. Корпус 2-го полублока. 5. Подшипник коренной полублоков. 6. Обойма замыкающая полублоков. 7. Подшипник упорный обоймы 6. 8. Фланец газораспределительного узла подвижный. 9. Кольцо газораспределительное подвижное 1-го полублока. 10. Кольцо газораспределительное подвижное 2-го полублока. 11. Кольцо газораспределительное неподвижное 1-го полублока. 12. Кольцо газораспределительное неподвижное 2-го полублока. 13. Плоскость контактная. 14. Плоскость контактная газораспределительного кольца. 15. Обойма замыкающая газораспределительного кольца. 16. Подшипник упорный обоймы 15. 17. Выточка профиля кольцевая полублоков. 18. Камера кольцевая, формируемая совмещенными полублоками. 19. Рабочая камера. 20. Паз кольцевой внешний полублоков. 21. Паз кольцевой внутренний полублоков. 22. Кольцо торцевое компрессионное внешнее с лабиринт. уплотнен. 23. Кольцо торцевое компрессион. внутр. с лабиринтн. уплотнен. 24. Пружина подпорная торцевого уплотнения. 25. Поршень-вставка. 26. Паз компрессионного уплотнения поршня 25. 27. Компрессионный элемент поршня 25. 28. Пружина подпорная компрессионного элемента 27. 29. Венец конического зубчатого колеса 1-го полублока. 30. Венец конического зубчатого колеса 2-го полублока. 31. Опорное кольцо установки управляющих блоков. 32. Деталь усиления крепления управляющих блоков. 33. Деталь усиления крепления управляющих блоков. 34. Подшипник осей управляющих блоков. 35. Силовая ось (силовой вал) 1-го управляющего блока. 36. Синхронизирующая ось 1-го управляющего блока. 37. Маховик. 38. Полумуфта отбора мощности. 39. Силовая ось 2-го управляющего блока. 40. Синхронизирующая ось 2-го управляющего блока. 41. Муфта заводной ручки запуска двигателя вручную. 42. Силовая ось 3-го управляющего блока. 43. Синхронизирующая ось 3-го управляющего блока. 44. Самовыключающаяся муфта. 45. Механический пускатель. 46. Синхронизирующее цилиндрическое (конич.) зубчатое колесо управляющих блоков. 47. Зубчатый эксцентрик управляющих блоков. 48. Кольцо кулачковое прерывателя системы зажигания. 49. Электрическая схема системы зажигания (не показана). 50. Свеча зажигания основная и дублирующая (не показана). 51. Гнездо с резьбой для свечи зажигания. 52. Канал, соединяющий полость раб. камеры с гнездом свечи зажигания. 53. Технологическое окно всасывания рабочей смеси. 54. Технологическое окно выхлопа продуктов сгорания. 55. Технологическое окно всасывания охладителя. 56. Технологическое окно выхлопа нагревшегося охладителя. 57. Патрубок подачи рабочей смеси. 58. Патрубок выхлопа обработанной раб. смеси. 59. Патрубок подачи охладителя. 60. Патрубок удаления нагревшегося охладителя. 61. Карбюратор (не показан). 62. Система подготовки охладителя (не показана). 63. Система рекуперации-регенерации охладителя (не показана). 64. Подшипник распорный полублоков. 65. Прерыватель. 66. Контакт прерывателя. 67. Кулачок прерывателя. 68. Масса ("земля"). 69. Канал, соедин. полость раб. камеры с технолог. окном газораспред. системы. Устройство двигателя (статика)
Двигатель устроен следующим образом. На корпусе-основании 1 установлена коренная ось 2 с коренными подшипниками 5, на которых вращаются 1-ый и 2-й полублоки 3, 4. На внешних диаметрах полублоков 3, 4 размещены венцы конических зубчатых колес 29, 30, находящихся в зацеплении с зубчатыми эксцентриками 47. Последние жестко насажены на оси 35, 36, 39, 40, 42, 43. На этих же осях насажены концентричные цилиндрические зубчатые колеса 46, находящиеся между собой в зацеплении. Эти оси вместе с зубчатыми эксцентриками 47 представляют собой управляющие блоки, регламентирующие характер взаимовращения полублоков 3, 4. В 1-м блоке ось 35 является силовым валом отбора мощности двигателя. На нем насажены маховик 37 и полумуфта 38 для сообщения силового крутящего момента потребителю. Вторая силовая ось 39 с насаженными на ней цилиндрическим зубчатым колесом 46 и зубчатым эксцентриком 47 обеспечивает аналогичный характер вращения 2-го полублока. Таких управляющих блоков три. 2-ой управляющий блок (фиг.2) имеет силовую ось 39, оснащенную муфтой 41 для заводной ручки ручного запуска двигателя. Роль 2-ой оси 40 этого блока с насаженными на ней зубчатым колесом 46 и эксцентриком 47 та же, что и в первом блоке, описанном выше. 3-й блок предназначен для механического запуска двигателя механическим пускателем 45, а его силовая ось 42 оснащена самовыключающейся муфтой 44. Упомянутые управляющие блоки размещены на опорном кольце 31 (фиг.2), где показаны подшипники 34 и элементы их крепления 32, 33. В целом система размещения управляющих блоков обеспечивает равномерность распределения механических нагрузок как в плоскости контакта полублоков между собой, так и их правильную взаимную ориентацию относительно друг друга без перекосов, радиальных смещений и ненужных клинящих нагрузок. На торцевой поверхности полублоков 3, 4 выполнены кольцевые выточки определенной конфигурации (фиг.2 и 12), образующие при совмещении полублоков замкнутую кольцевую камеру 18. В выточках 17 жестко закреплены поршни-вставки 25, делящие общую кольцевую камеру 18 на необходимое число рабочих камер 19 по выбранному числу тактов цикла двигателя. В пазах 20 и 26 установлены поджатые пружинами 24 компрессионные элементы 22, 23 уплотнения по открытой части периметра поперечного сечения кольцевой камеры 18. По плоскости разъема полублоков в кольцевых пазах 20, 21 полублоков размещены компрессионные кольца 22, 23 с лабиринтным профилем уплотнения по плоскости контакта колец. Кольца подпираются пружинами 24. На оборотных сторонах полублоков размещены детали газораспределительной системы: подвижные кольцевые фланцы 10 с шлифованной контактной поверхностью 14. Эти кольцевые фланцы считаются подвижными, поскольку вращаются вместе с полублоками, на которых закреплены. На этих фланцах 10 размещены технологические газоперепускные окна 55 газораспределительных каналов 69, ведущих в полости рабочих камер 19. Кроме того, на подвижных фланцах 10 имеются отверстия 52, соединяющие в нужный момент полость рабочих камер с полостью размещения свечей зажигания 50, размещенных на неподвижных кольцах 11, 12. С поверхностью подвижных колец 10 контактируют плоскости неподвижных колец 11, 12, закрепленных к основанию 1. Эти кольца также имеют газоперепускные окна. Подвижное, но достаточно газонепроницаемое контактирование подвижных и неподвижных газораспределительных колец обеспечивается обоймами 15 с упорными подшипниками 16. К газораспределительным окнам подсоединяются патрубки подачи рабочей смеси 57, охлаждающего агента 59, удаления продуктов сгорания 58 и удаления отработанного (нагревшегося) охладителя 60. Отходящие газовые потоки направляются либо в систему выброса, либо на регенерацию-рекуперацию для повторного использования. На одной паре газораспределительных колец сосредоточены "холодные" такты цикла работы двигателя: подача карбюризированной рабочей смеси и "холодного" охладителя; на второй "горячей" паре колец - удаление продуктов сгорания и отработанного нагревшегося охладителя. Двигатель работает следующим образом. Запуск двигателя ведется в обычном порядке: вращая силовую ось 39 одного из управляющих блоков вручную заводной ручкой или механическим пускателем 45 приводят во вращение насаженные на них некруглые эксцентрики 47, находящиеся в зацеплении с зубчатыми венцами конических колес 29, 30, закрепленными на полублоках 3,4, создавая при своем вращении неравномерность угловой скорости взаимовращения (взаимоперемещения) полублоков относительно друг друга, которые поочередно опережают или отстают друг от друга в ходе общего одностороннего вращения. Это показано на циклограмме (фиг. 13). Увеличение объема рабочих камер соответствует тактам "всасывание", "рабочий ход" и "всасывание охладителя", а уменьшение их объема - тактам "сжатие раб. смеси", "выхлоп" (удаление продуктов сгорания и удаление нагревшегося охладителя). Следует обратить внимание на некоторое смазывание понятия "такты цикла", которое более четко просматривается в цикле традиционного ДВС. Выше мы проследили за одним циклом работы рассматриваемого ДВС, завершаемого при совместном развороте полублоков на 120o, на протяжении которого протекает полный цикл последовательных тактов работы двигателя: "всасывание"+"сжатие"+"рабочий ход"+"выхлоп"+дополнительные технологические такты: "всасывание (охладителя)"+"выхлоп (нагревшегося охладителя)". Это видно по циклограмме (фиг.13), т.е. циклы работы двигателя частично, на 1/3, перекрывают друг друга и за полный разворот полублоков на 360o фактически протекает три полных комплекта циклов работы. Начало рабочего хода определяется моментом поджига сжатой комбюстированной смеси и обозначено стрелкой в форме молнии (фиг.13). Сгорающая смесь повышает давление в рабочей камере. Газы, расширяясь, толкают передний, по ходу вращения полублоков, поршень вместе с полублоком, на котором закреплен этот поршень. Одновременно газы толкают в обратном направлении "задний" поршень. Этому противостоят силы инерции самих вращающихся полублоков 3, 4. На полублоках возникает крутящий момент (по ходу вращения полублоков), который через венцы зубчатых колес 29, 30, силовую ось 35 сообщается потребителю энергии. К моменту достижения рабочей камерой максимального объема завершается такт "рабочий ход" и начинается такт "выхлоп" - вытеснение из рабочей камеры продуктов сгорания, вплоть до завершения этого процесса, т.е. до достижения камерой минимального объема. Эти два такта протекают за время разворота (совместного) полублоков на 60o, но поскольку и сами полублоки за это время также продолжают разворачиваться, процесс растягивается на вдвое больший угол, т.е. на 120o. Таким-то образом за полный разворот полублоков (360o) и произойдет три полных 6-ти тактных рабочих цикла. Зажигание осуществляется по общепринятой схеме, используя кулачковые кольца 48 с тремя выступами по их окружности для размыкания контактов прерывателя 66, регулирование опережения зажигания - перемещением корпусов прерывателей 65 относительно кольца 48. Таким образом, для достижения технического результата в заявленном двигателе применены следующие технические решения. 1. Свободное, безостановочное и беспрепятственное (ничем не сдерживаемое и незадерживаемое) вращение полублоков, в ходе которого осуществляется процесс 45-х тактного цикла Карно без попыток принудительной механической фиксации (мгновенной остановки) узлов двигателя для преодоления импульсов "обратного удара", возникающих в момент начала такта "рабочего хода". Вместо попыток искусственного подавления реактивных импульсов используем естественные силы инерции вращательного движения масс полублоков, поглощающих энергию этих импульсов, воспринимая некоторое снижение КПД как плату за процесс свободного вращения силовой системы двигателя. Следует учитывать, что реактивный импульс "обратного удара" проявляется тем меньше, чем выше частота вращения полублоков, поскольку возрастание сил инерции носит при этом квадратичный характер, тогда как "обратный удар" - линейный. 2. Прямое принудительное охлаждение полостей рабочих камер аэрозолем во время дополнительных технологических тактов работы двигателя с последующей регенерацией-рекуперацией отработанного (нагретого) охладителя. 3. Применение эксцентричных некруглых эллиптических зубчатых эксцентриков, находящихся в зацеплении с венцами конических зубчатых колес сложной конфигурации, закрепленных на внешнем диаметре полублоков, чем обеспечивается создание неравномерного взаимоперемещения полублоков относительно друг друга с целью создания рабочих камер переменного объема. 4. Возможность отказа в ряде обоснованных случаев от упругих компрессионных элементов, заменив их контактом деталей с фиксированным минимальным зазором и лабиринтным уплотнением, используя особенность керамики - низкий температурный коэффициент расширения. 5. Использование керамического покрытия теплонапряженных поверхностей для повышения моторессурса. 6. Отказ от клапанной газораспределительной системы в пользу системы из пар подвижных и неподвижных газораспределительных колец с технологическими окнами для надлежащей организации движения газовых потоков согласно выбранному циклу работы двигателя. 7. Разделение общей кольцевой камеры на рабочие камеры поршнями-вставками, жестко закрепленными в профиле выточек в теле полублоков, что на порядок улучшает теплоотвод от поршней. 8. Применение рабочих камер некруглой формы сечения, что на 20-30% улучшает теплоотвод через стенки камеры. 9. Выполнение полного цикла работы 4-х тактного двигателя, включая и дополнительные технологические такты, за один полный оборот полублоков в отличие от традиционных 4-х тактных ДВС, где это реализуется только за два оборота коленвала. Примечание - Фактически за полный разворот полублоков на 360o происходит три цикла тактов за счет перекрытия их на 1/3, т.к. такты "рабочий ход"+"выхлоп" протекают в пределах угла в 120o.
Класс F02B75/02 двигатели с особым рабочим процессом, например шеститактные
Класс F01C1/077 с зубчатой передачей