пневмодвигатель двухстороннего действия
Классы МПК: | F15B15/14 с прямолинейными цилиндрами |
Автор(ы): | Шипунов А.Г., Заславский А.А., Фимушкин В.С., Рогов С.Г. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-26 публикация патента:
20.02.2004 |
Пневмодвигатель предназначен для рулевых приводов летательных аппаратов или других систем управления с пневматическими исполнительными механизмами, использующими рабочее тело с высокой температурой. Пневмодвигатель состоит из пневмоцилиндра с дросселями для регулирования давления рабочего тела в его полостях, закрытого с двух сторон уплотняющими крышками с центральными отверстиями для перемещения в них штока поршня. Поршень выполнен в виде фланца на штоке, к каждой стороне которого шайбами в виде резьбовых втулок с юбками прижаты внутренние более широкие части резиновых манжет, выполненные в виде колец с V-образным сечением. При этом юбки резьбовых втулок, имея высоту, несколько меньшую ширины внутренней части манжеты, своими торцами упираются во фланец. Одновременно между фланцем и каждой втулкой с зазором установлены фторопластовые кольца с прямоугольным сечением, внутри которых размещены указанные выше манжеты. Каждое фторопластовое кольцо изнутри поджимается более узкой наружной частью манжеты к боковой стенке пневмоцилиндра. Технический результат - повышение КПД. пневмодвигателя. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Пневмодвигатель двухстороннего действия, состоящий из пневмоцилиндра с дросселями для регулирования, давления рабочего тела в его полостях, закрытого с двух сторон уплотняющими крышками, в которых имеются центральные отверстия для перемещения в них штока с поршнем, выполненным в виде фланца, к обеим сторонам которого шайбами прижаты резиновые манжеты, отличающийся тем, что в нем каждая манжета выполнена в виде кольца с V-образным сечением с более широкой внутренней частью, которой зажата между фланцем и шайбой, выполненной в виде резьбовой втулки с юбкой, на которую надета манжета, причем торец юбки, имеющей высоту несколько меньше ширины внутренней части кольца с V-образным сечением, упирается во фланец, одновременно между фланцем и каждой втулкой с зазором установлены фторопластовые кольца с прямоугольным сечением, внутри которых размещены указанные выше манжеты, поджимающие своей более узкой наружней частью фторопластовые кольца к боковой стенке пневмоцилиндра, при этом фторопластовые кольца имеют поперечный разрез под углом к их торцевой поверхности, лежащим в пределах 30-60, а внешний диаметр фторопластовых колец равен внутреннему диаметру пневмоцилиндра, который превышает диаметры фланца и резьбовых втулок, равные друг другу.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области пневмодвигателей для силовых систем управления и может быть использовано при проектировании рулевых приводов летательных аппаратов или других систем управления с пневматическими исполнительными механизмами, использующими рабочее тело с высокой температурой.В летательных аппаратах одноразового действия с ограниченным временем функционирования широко распространены газовые пневмоприводы, отличающиеся малыми габаритно-весовыми характеристиками источника рабочего тела и пневмодвигателя. При этом наиболее эффективны конструкции пневмодвигателей, работающие на рабочем теле с высокими параметрами по температуре и давлению.Пневмодвигатели двухстороннего действия состоят из пневмоцилиндра с расположенным внутри него поршнем, разделяющим объем пневмоцилиндра на две полости. Перемещение поршня осуществляется под действием рабочего тела высокого давления (воздуха, газа), поступающего в соответствии с командой управления в одну из полостей пневмоцилиндра.Для предотвращения перетекания рабочего тела из нагнетаемой полости в полость сброса, из которой поршнем вытесняется отработанное рабочее тело, на поршне устанавливается уплотнительное устройство.Роль уплотнительного устройства выполняют резиновые манжеты различной конструкции, которые должны, с одной стороны, в процессе требуемого времени работы качественно обеспечивать герметизацию полостей пневмоцилиндра относительно друг друга, а с другой стороны - обеспечивать низкую силу трения поршня о стенки пневмоцилиндра, величина которой снижает коэффициент полезного действия.При использовании в качестве рабочего тела сжатого воздуха или холодного газа вышеуказанным условиям удовлетворяют пневмодвигатели [1] с уплотнительным устройством, выполненным в виде двух соосных колец круглого сечения с разными диаметрами, соединенных между собой перемычкой, и размещенным в кольцевой канавке по периметру поршня [2]. Имея малую радиальную жесткость, рассматриваемое уплотнение легко принимает размеры как уплотняемого диаметра пневмоцилиндра, так и посадочного диаметра в канавке на поршне, создавая при этом незначительное трение при его движении. Однако применить рассмотренную конструкцию при работе на горячем газе не представляется возможным.При работе пневмодвигателя обе стороны манжеты попеременно контактируют с горячим газом с температурой до 400С, что приводит к ее быстрому нагреву и разрушению.К тому же непосредственный контакт манжеты с разогретыми от горячего газа стенками пневмоцилиндра дополнительно ускоряет процесс разрушения манжеты ввиду механического воздействия горячей стенки на материал манжеты при перемещении поршня. Разрушение манжеты приводит к перетеканию газа из нагнетаемой полости пневмоцилиндра в сбросную, что приводит к отказу в работе пневмодвигателя на 6...7 секунде.Известен пневмодвигатель двухстороннего действия, применяемый в схеме автоматизированного пневмопривода, работающего на горячем газе [3], и принятый авторами за прототип.В указанном пневмодвигателе имеются дроссели для регулирования давления в полостях пневмоцилиндра, в крышке и дне которого имеются отверстия для установки в них штока поршня. Для увеличения времени работы пневмодвигателя на горячем газе на его поршне установлены две резиновые манжеты рассмотренной выше конструкции. При этом поршень выполнен в виде съемного фланца, который совместно с установленными с двух его сторон шайбами прижат гайкой к уступу на штоке поршня. На торцевых поверхностях шайб и фланца имеются канавки для размещения манжет, которые устанавливаются между фланцем и каждой шайбой. Пневмодвигатель функционирует следующим образом. При подаче в соответствии с сигналом управления газа высокой температуры в одну из полостей пневмодвигателя давление газа воздействует на шайбу поршня, перемещая его в сторону опорожняющейся полости. При этом так как горячий газ воздействует на каждую манжету только со стороны своей полости, а другая сторона прижата к фланцу поршня, отбирающего часть тепла от манжет, то процесс прогрева манжеты до момента начала ее разрушения увеличивается по времени до 17...18 секунд.В случае применения рабочего тела с более низкой температурой (например, с температурой в рабочих полостях 200...250С) время работы пневмодвигателя возрастает до 120С.Однако при необходимости дополнительного увеличения времени функционирования пневмодвигателя применить рассмотренную конструкцию не представляется возможным.Задачей предлагаемого изобретения является существенное (не менее чем в 2 раза) увеличение времени работы пневмодвигателя на горячем газе с температурой до 400С при повышении его КПД.Для решения поставленной задачи авторами предложен пневмодвигатель двухстороннего действия, состоящий из пневмоцилиндра с дросселями для регулирования давления рабочего тела в его полостях, закрытого с двух сторон уплотняющими крышками, в центральных отверстиях которых установлен шток с поршнем. Поршень выполнен в виде фланца, к каждой стороне которого шайбами прижаты резиновые манжеты. Новым по сравнению с прототипом является то, что каждая манжета выполнена в виде кольца с V-образным сечением с более широкой внутренней частью, которой зажата между фланцем и шайбой. Каждая шайба выполнена в виде резьбовой втулки с юбкой, на которую надета манжета, а торец юбки, имеющей высоту, несколько меньшую ширины внутренней части кольца с V-образным сечением, упирается во фланец. Одновременно между фланцем и каждой втулкой с зазором установлены фторопластовые кольца с прямоугольным сечением. Внутри колец размещены указанные выше манжеты, поджимающие более узкой верхней частью V-образного сечения фторопластовые кольца к боковой стенке пневмоцилиндра. При этом каждое фторопластовое кольцо имеет поперечный разрез под углом, лежащим в пределах 30-60 к торцевой поверхности кольца, а внешний диаметр кольца равен внутреннему диаметру пневмоцилиндра, который в свою очередь превышает диаметры фланца поршня и резьбовых втулок, равные друг другу.Предложенное техническое решение поясняется графическим чертежом. На чертеже представлена конструктивная схема предлагаемого пневмодвигателя, где объединяющей деталью является пневмоцилиндр 1, который с двух сторон при помощи разрезных колец 4 закрыт крышками 3, уплотняющими зазоры по пневмоцилиндру и центральным отверстиям в крышках. В отверстиях крышек установлен шток 2, в средней части которого выполнен фланец "Ф". По обе стороны от фланца на утолщениях штока выполнена резьба, на которой закручены резьбовые втулки 5 до упора торцами своих юбок во фланец. Кольцевые резиновые манжеты 7 нижними частями V-образного сечения зажаты между резьбовыми втулками и фланцем. Верхние части сечения манжет будучи уже нижних резьбовыми втулками не зажаты и имеют возможность деформироваться в радиальном направлении. Благодаря этому они поджимают к стенкам пневмоцилиндра разрезные фторопластовые кольца 6, которые установлены между фланцем и резьбовыми втулками с зазором 0,01-0,04 мм. Дроссели "Д" служат для управления давлением в полостях пневмоцилиндра в соответствии с поступающей командой.Применение манжеты c V-образным сечением позволило разделить функциональное предназначение верхней и нижней частей ее сечения. Нижняя ее часть, более широкая, предназначена для плотного зажатия манжеты между втулкой и фланцем, что не дает возможности горячему газу протекать по внутреннему диаметру манжеты. Верхняя часть сечения манжеты более узкая, имеет возможность деформироваться в радиальном направлении и за счет упругих сил резины поджимает фторопластовое кольцо к стенке цилиндра, не допуская перетекания газа по цилиндру.Поперечный разрез фторопластовых колец при наличии зазора 0,01-0,04 мм между их торцами и фланцем обеспечивает подвижность фторопластовых колец в радиальном направлении, что гарантирует плотное их прижатие манжетой к стенке цилиндра при исключении затирания и заклинивания движущегося поршня.При этом разрез, выполненный во фторопластовых кольцах под углом в 30-60 к торцу колец, позволяет закрывать образовавшийся зазор в кольцах под действием давления газа в надутой полости и практически исключить перетекание по разрезу газа.Для исключения трения металлических деталей поршня о стенки пневмоцилиндра диаметры фланца и втулок выполнены на 0,15-0,2 мм меньше внутреннего диаметра пневмоцилиндра. Таким образом при движении поршня только поджатые манжетами кольца контактируют с поверхностью пневмоцилиндра. Будучи выполненными из фторопласта указанные кольца создают существенно меньшую силу трения, чем резиновые манжеты в прототипе, повышая КПД пневмопривода.Пневмодвигатель работает следующим образом. С повышением в соответствии с командой управления давления горячего газа в одной из полостей пневмоцилиндра возрастает сила, действующая на поршень со стороны указанной полости, и поршень начинает перемещаться в сторону другой полости, из которой им вытесняется через дроссель этой полости отработанный горячий газ. При смене полярности управляющего сигнала полости меняются ролями и поршень начинает перемещаться в противоположную сторону. В процессе функционирования пневмопривода горячий газ воздействует непосредственно на торцы фторопластовых колец, материал которых имеет температуру разрушения, примерно в 2 раза превышающую предельную для резины. Кроме того, фторопластовое кольцо защищает резиновую манжету от контакта с горячей стенкой пневмоцилиндра. Тем не менее горячий газ через кольцевой зазор между стенкой цилиндра 1 и резьбовой втулкой 5, а затем через зазор между торцом фторопластового кольца и резьбовой втулкой 5 (величиной 0,01...0,04 мм) попадает в объем, в котором располагается резиновая манжета. Давление газа в указанном объеме, воздействуя на верхнюю часть V-образного сечения манжеты, дополнительно поджимает фторопластовое кольцо к стенке пневмоцилиндра, предотвращая перетекание газа по поршню. При этом вследствие малой площади зазоров, соединяющих полости пневмоцилиндра с объемом, в котором расположена манжета, в последнем создается застойная зона, препятствующая попаданию в нее новых порций горячего газа с высокой температурой. Перечисленные конструктивные особенности создают температурный режим работы манжеты более благоприятным, чем в прототипе, что увеличивает время работы предлагаемого авторами пневмопривода до 35-36 секунд.Источники информации1. В.П. Алексеев "К вопросу повышения технико-экономических характеристик силовых пневмоприводов" в сб. "Пневматические приводы и системы управления", "Наука", М., 1971 г., с.220, рис.2 - аналог.2. В.П. Алексеев "К вопросу повышения технико-экономических характеристик силовых пневмоприводов" в сб. "Пневматические приводы и системы управления", "Наука", М., 1971 г., с.220, рис.1 - аналог.3. С.В. Костин, Б.Н. Петров, Н.С. Гамынин "Рулевые приводы", "МАШИНОСТРОЕНИЕ", М., 1973 г., с.102, рис.2.5 - прототип.Класс F15B15/14 с прямолинейными цилиндрами