разъемное соединение деталей, выполненных в виде тел вращения

Классы МПК:F16B2/04 разжимающие изнутри
B64G1/64 системы стыковки и расстыковки космических кораблей или их частей, например устройство для причаливания
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-11-21
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для разъемного соединения крупногабаритных деталей, выполненных в виде тел вращения, в частности для расстыковки частей сопловых блоков при изготовлении ракетных двигателей. Разъемное соединение деталей, выполненных в виде тел вращения, содержит закрепленные на одной из них цанги и прижимные элементы, а на другой - взаимодействующий с цангами конический паз. Прижимные элементы выполнены в виде упругих пластин, основания которых установлены в направляющих с возможностью продольного (осевого) перемещения и фиксации. Направляющие параллельны оси деталей и закреплены на детали, имеющей цанги. В результате повышается надежность конструкции и технологичность процесса расстыковки деталей. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Разъемное соединение деталей, выполненных в виде тел вращения, содержащее закрепленные на одной из них цанги, прижимные элементы, а на другой - взаимодействующий с цангами конический паз, отличающееся тем, что прижимные элементы выполнены в виде упругих пластин, основания которых установлены в направляющих с возможностью продольного перемещения и фиксации, при этом направляющие параллельны оси деталей и закреплены на детали, имеющей цанги.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для разъемного соединения крупногабаритных деталей, выполненных в виде тел вращения, в частности для расстыковки частей сопловых блоков при изготовлении ракетных двигателей.

Известно быстроразъемное соединение (а.с. 588402, F 16 B 2/04, 1978), в котором цанга разжимает соединяемую деталь изнутри и установлена на штоке. Для разъединения деталей необходимо продвинуть шток, сжать перья цанги и вывести их из зацепления.

Известны цанговые соединения, в которых упругие разжимные элементы взаимодействуют с нажимными втулками, например а.с. 500913, В 23 В 31/20, 1974. В а.с. 595082, В 23 В 31/20, 1976, взятом за прототип, предложен цанговый зажим, который для обеспечения регулирования усилия автоматической расстыковки снабжен втулкой, установленной с возможностью осевого перемещения. При перемещении втулки изменяется жесткость разрезного корпуса цанги. Недостатком является невозможность установления фиксированного усилия расстыковки в случае выполнения цанг из хрупких материалов, например углепластиков, которые применяются, например, при изготовлении раздвижных сопел современных ракетных двигателей.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции, технологичности процесса расстыковки деталей.

Технический результат достигается тем, что в разъемном соединении деталей, выполненных в виде тел вращения, содержащем закрепленные на одной из них цанги, прижимные элементы, а на другой - взаимодействующий с цангами конический паз, прижимные элементы выполнены в виде упругих пластин, основания которых установлены в направляющих с возможностью продольного (осевого) перемещения и фиксации, при этом направляющие закреплены на детали, имеющей цанги, и параллельны оси деталей.

На чертеже представлена конструкция предлагаемого устройства, которое состоит из деталей 1 и 2, цанг 3, закрепленных на детали 1, конического паза 4 в детали 2, взаимодействующего с цангами 3, упругих пластин 5, основания которых установлены в направляющих 6 с возможностью осевого перемещения. Направляющие 6 закреплены на детали 1 и установлены параллельно оси деталей. Ориентация и фиксация направляющих 6 в крепежных элементах 8 осуществляется стопорами 9.

Перед процессом разъединения деталей 1 и 2, перемещая упругие пластины 5 в направляющих 6, тарируют их по усилию прижатия при определенном вылете либо по усилию их прижатия выступами 7, после чего происходит разъединение деталей 1 и 2, при котором свободные концы упругих пластин 5 скользят по лепесткам цанг 3, отжимая их, при этом прогибы лепестков цанг 3 имеют нормируемое значение, т.к. упругие пластины 6 оттарированы на это значение заранее. Разъем соединения происходит при обеспечении необходимого усилия отжатия лепестков цанг 3.

Таким образом, в предлагаемой конструкции исключается повреждение лепестков цанг изделия за счет создания допустимых величин усилия отжатия и величины прогиба лепестков цанг, отпадает необходимость дополнительного контроля усилий отжатия. Повышается надежность конструкции и технологичность процесса расстыковки деталей при изготовлении сопловых блоков ракетных двигателей.

Класс F16B2/04 разжимающие изнутри

соединение с коническим болтом и применение этого соединения -  патент 2406886 (20.12.2010)
транспортировочное крепежное устройство -  патент 2405078 (27.11.2010)
устройство для соединения деталей -  патент 2223419 (10.02.2004)
зажимное устройство для разъемного соединения двух фасонных деталей -  патент 2180712 (20.03.2002)
зажимное устройство для разъемного соединения двух профильных деталей -  патент 2173415 (10.09.2001)
устройство для соединения деталей -  патент 2008530 (28.02.1994)

Класс B64G1/64 системы стыковки и расстыковки космических кораблей или их частей, например устройство для причаливания

Наверх