способ определения износа фрикционных накладок тормозов автомобиля

Классы МПК:F16D66/02 устройства для определения износа 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Курганский государственный университет
Приоритеты:
подача заявки:
2001-01-15
публикация патента:

Изобретение относится к области технической диагностики тормозных систем автомобиля. Способ позволяет измерять износ фрикционных накладок тормозов автомобиля. Новым является то, что тормозной механизм колеса регулируют на тестовую величину времени запаздывания и фиксируют величину давления воздуха в тормозном приводе. Техническим результатом является повышение точности диагностирования, сокращение трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт тормозов автотранспортных средств.

Формула изобретения

Способ определения износа фрикционных накладок тормозов автомобиля, заключающийся в измерении времени запаздывания тормозного привода, отличающийся тем, что тормозной механизм колеса регулируют на тестовую величину времени запаздывания и фиксируют величину давления воздуха в тормозном приводе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к области диагностики тормозных систем автомобиля.

Известен способ определения износа фрикционной накладки тормозного механизма, который основан на непосредственном измерении зазора между накладкой и тормозным барабаном с помощью щупа (см. Анохин В.И. Отечественные автомобили. - М.: Машиностроение, 1977, с. 510). Применение этого способа ограничено тем, что для его применения необходим открытый доступ к накладке, чего в современных конструкциях тормозных систем не предусмотрено.

Известен способ определения износа фрикционных накладок, при котором его величина оценивается путем измерения времени запаздывания тормозного привода (см. автореферат кандидатской диссертации В.И.Васильев "Разработка метода автоматизированного диагностирования тормозной системы автомобиля с целью повышения эффективности управления ее техническим состоянием. - М.: МАДИ, 1981, с. 10, рисунок 2).

Недостатком этого способа является то, что фактически износ накладки определяется по изменению зазора между накладкой и барабаном за период между двумя последовательно проведенными замерами по пробегу или времени. Это снижает точность диагностирования.

Способ определения износа фрикционных накладок тормозов автомобиля заключается в измерении времени запаздывания тормозного привода. Тормозной механизм колеса регулируют на тестовую величину времени запаздывания и фиксируют величину давления воздуха в тормозном приводе, что позволяет повысить точность определения износа фрикционных накладок тормозов автомобилей.

Сущность данного способа вытекает из известного уравнения, показывающего зависимость величины давления воздуха Р в тормозном приводе, соответствующем моменту соприкосновения фрикционной накладки с тормозным барабаном:

способ определения износа фрикционных накладок тормозов   автомобиля, патент № 2224148

где Ссж - жесткость стяжной пружины тормозных колодок, на которых расположены фрикционные накладки;

Хп - преднатяг стяжной пружины;

Q - сила трения в опорах разжимного кулака;

Fд - активная площадь диафрагмы тормозной камеры;

S - силовое передаточное отношение разжимного механизма;

Х - перемещение верхней части тормозных колодок, жестко кинематически связанных с ходом штока тормозной камеры.

В эксплуатации, в процессе износа фрикционной накладки увеличивается зазор между накладкой и барабаном, что отражается в увеличении Х и связанного с ней хода штока тормозной камеры. Для компенсации этого износа, т.е. восстановления зазора, регулируют ход штока тормозной камеры в сторону его уменьшения. При этом увеличивается преднатяг стяжной пружины Хп и изменяются исходное и конечное положение разжимного кулака, что отражается в изменении силового передаточного отношения S.

Таким образом, если отрегулировать тормозной механизм с новой неизношенной накладкой и с изношенной накладкой на один и тот же зазор или, что тоже самое, на один и тот же ход штока тормозной камеры, то активная площадь диафрагмы Fд как в первом, так и во втором случае будет одинаковой. Величины жесткости пружины Ссж, перемещение Х и силы трения Q будут также равны как для новой, так и для изношенной накладок и, следовательно, величина давления Р будет зависеть только от преднатяга пружины Хп и значения силового передаточного отношения S. При этом величина Хп увеличивается, а величина S уменьшается с увеличением износа фрикционной накладки, т.е. уменьшением ее толщины. В связи с этим при одном и том же зазоре в фрикционной паре колесного тормоза величина давления Р при изношенной накладке будет больше, чем при новой накладке, и по ее величине в момент соприкосновения накладки с барабаном можно определять фактический износ фрикционной накладки.

Момент же соприкосновения накладки с барабаном соответствует моменту окончания измерения времени запаздывания тормозного привода, по которому определяется зазор между элементами фрикционной пары. Для измерения времени можно использовать, например, устройство, описанное в автореферате кандидатской диссертации В. И. Васильева "Разработка метода автоматизированного диагностирования тормозной системы автомобиля с целью повышения эффективности управления ее техническим состоянием." - М.: МАДИ, 1981, с. 10.

Давление в приводе можно определить по манометру.

Использование данного способа позволит значительно повысить точность диагностирования и сократить трудовые и материальные затраты на техническое обслуживание и ремонт тормозов.

Класс F16D66/02 устройства для определения износа 

дисковый тормозной механизм, в частности, для грузового автомобиля -  патент 2505721 (27.01.2014)
тормозная накладка дискового тормоза -  патент 2490525 (20.08.2013)
устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки -  патент 2452880 (10.06.2012)
дисковый тормоз, в частности, для грузового автомобиля -  патент 2446328 (27.03.2012)
фрикционное изделие -  патент 2438051 (27.12.2011)
фрикционное изделие -  патент 2270945 (27.02.2006)
фрикционное изделие -  патент 2246645 (20.02.2005)
устройство для индикации износа фрикционных тормозных накладок в тормозе транспортного средства -  патент 2155891 (10.09.2000)
привод управления фрикционной муфтой -  патент 2148740 (10.05.2000)
устройство сигнализации износа фрикционной накладки -  патент 2136982 (10.09.1999)
Наверх