карданный шарнир
Классы МПК: | F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры F16D3/28 с эластичными деталями в шарнирах |
Автор(ы): | Сигаев А.М., Пастухов А.Г., Якименко Б.И. |
Патентообладатель(и): | Белгородская государственная сельскохозяйственная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-09 публикация патента:
27.02.2004 |
Использование: в машиностроении, в частности в трансмиссиях тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Сущность изобретения: карданный шарнир содержит вилки, игольчатые подшипники и крестовину с шипами и системой каналов для смазки, объединяющей осевые каналы в шипах, сходящиеся в центре крестовины, и отверстия в крестовине для установки пресс-масленки и выпускного клапана. Крестовина содержит резервуар или резервуары для смазки, каждый из которых выполнен в виде полости, расположенной в теле крестовины и соединяющейся с каналами в шипах посредством клапанов одностороннего действия, а отверстие полости закрыто по крайней мере одним устройством для выдавливания смазки. Технический результат - повышение ремонтопригодности и долговечности карданных шарниров. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Карданный шарнир, содержащий вилки, игольчатые подшипники и крестовину с шипами и системой каналов для смазки, объединяющей осевые каналы в шипах, сходящиеся в центре крестовины, и отверстия в крестовине для установки пресс-масленки и выпускного клапана, отличающийся тем, что крестовина содержит резервуар или резервуары для смазки, каждый из которых выполнен в виде полости, расположенной в теле крестовины и соединяющейся с каналами в шипах посредством клапанов одностороннего действия, при этом отверстие полости закрыто по крайней мере одним устройством для выдавливания смазки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к карданным шарнирам трансмиссий тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Известна конструкция карданного шарнира [1] , состоящего из вилок, крестовины и четырех игольчатых подшипников, устанавливаемых на шипы крестовины и закрепляемых в вилках. Игольчатые подшипники смазывают через пресс-масленку по внутренним каналам крестовины. Существенным недостатком карданного шарнира [1] является низкая надежность, обусловленная утечкой смазки из игольчатых подшипников и нарушением процесса поступления смазки к рабочим поверхностям шипов и игольчатых подшипников в эксплуатации. Задача изобретения - повышение ремонтопригодности и долговечности карданных шарниров. Сущность изобретения заключается в том, что карданный шарнир содержит вилки, игольчатые подшипники и крестовину с шипами и системой каналов для смазки, объединяющей осевые каналы в шипах, сходящиеся в центре крестовины, и отверстия в крестовине для установки пресс-масленки и выпускного клапана, при этом крестовина содержит резервуар или резервуары для смазки, каждый из которых выполнен в виде полости, расположенной в теле крестовины и соединяющейся с каналами в шипах посредством клапанов одностороннего действия, а отверстие полости закрыто по крайней мере одним устройством для выдавливания смазки. На чертежах представлен пример конкретного выполнения заявляемой конструкции карданного шарнира. На фиг.1 приведен профильный разрез крестовины в сборе. На фиг.2 - сечение плоскостью А-А изображения на фиг.1. Карданный шарнир содержит вилки (не показаны), крестовину 1 с шипами 2, на которые установлены игольчатые подшипники 3. В шипах 2 расположены осевые каналы 4, а в центре тела крестовины 1 выполнен резервуар 5, закрытый крышкой 6, выполненной в виде мембраны. Упомянутые осевые каналы 4 и резервуар 5 соединены посредством клапанов одностороннего действия 7. При сборке карданного шарнира сначала заполняют смазкой осевые каналы 4 шипов 2 и игольчатые подшипники 3, которые устанавливают на шипы 2, а затем заполняют резервуар 5 крестовины 1 и закрывают его крышкой 6. Карданный шарнир работает следующим образом. Нагрузка от ведущего вала передается на ведомый с помощью вилок (не показаны), крестовины 1 и игольчатых подшипников 3, установленных на шипах 2 и закрепленных в вилках. При необходимости технического обслуживания в процессе работы, например при появлении стуков в карданных шарнирах или повышении температуры в игольчатых подшипниках, следует приложить осевое усилие к центральной части крышки 6 с целью повышения давления в резервуаре 5 крестовины 1, в результате чего клапаны одностороннего действия 7 пропускают определенную порцию свежей смазки из резервуара 5 в осевые каналы 4 шипов 2 и игольчатые подшипники 3. Выполнение в крестовине резервуара в виде полости позволяет создать резерв смазки в карданном шарнире, используемый при обслуживании в эксплуатации. Применение клапанов одностороннего действия дает возможность направленного поступления свежей смазки из резервуара через осевые каналы шипов в игольчатые подшипники при необходимости. Использование крышки в виде мембраны позволяет реализовать выдавливание свежей смазки из резервуара крестовины через клапаны одностороннего действия в осевые каналы шипов и игольчатые подшипники. Упомянутая крышка может быть выполнена как из металлического, так и неметаллического материала. Следовательно, применение предлагаемого технического решения приводит к улучшению приспособленности карданных шарниров к проведению мероприятий по техническому обслуживанию и повышению долговечности рабочих поверхностей шипов и игольчатых подшипников. Источник информации1. Учебник тракториста-машиниста третьего класса / А.К. Болотов, Л.А. Гуревич, В. А. Лиханов, Н.П. Сычугов. Под ред. А.М. Гуревича. - М.: Колос, 1982. - 367 с., ил., (рис.54 с.100).
Класс F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры
палец шарового шарнира и шаровой шарнир - патент 2519597 (20.06.2014) | |
шарнир равных угловых скоростей - патент 2518883 (10.06.2014) | |
шарнир квазисинхронный кулачковый - патент 2518429 (10.06.2014) | |
опорный узел - патент 2502637 (27.12.2013) | |
шаровой шарнир рулевого управления - патент 2501995 (20.12.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2499919 (27.11.2013) | |
двойной карданный шарнир с внутренней опорой - патент 2480636 (27.04.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2475652 (20.02.2013) | |
сегментный радиальный подшипник скольжения - патент 2474737 (10.02.2013) | |
шаровой шарнир с ограниченным ходом - патент 2466306 (10.11.2012) |
Класс F16D3/28 с эластичными деталями в шарнирах
карданный шарнир и способ его технического обслуживания - патент 2453744 (20.06.2012) | |
карданный шарнир - патент 2224917 (27.02.2004) |