гидравлический усилитель следящего действия по усилию
Классы МПК: | F16D13/48 со средствами для увеличения силы сцепления между ведущей полумуфтой или равнозначным органом и нажимным элементом |
Автор(ы): | Ефимов М.А., Гаврилов Ю.Б. |
Патентообладатель(и): | Орловский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-11-21 публикация патента:
27.02.2004 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторостроению. Гидроусилитель, содержащий крышку, корпус, поршень, внутри которого помещен стакан, клапан, который соединен с управляющим штоком при помощи двух пружин разной жесткости, причем пружина меньшей жесткости в предварительно сжатом состоянии надета на стержень, вставленный в отверстие клапана, согласно изобретению снабжен устройством для регулирования усилия предварительно сжатой пружины, выполненным в виде закрепленных в верхней части стержня гайки с контргайкой, взаимодействующих с опорной шайбой, воспринимающей усилие от предварительно сжатой пружины меньшей жесткости. Техническим результатом является повышение качества совместной работы фрикционного сцепления с гидроусилителем следящего действия по усилию и улучшение управляемости трактором. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Гидроусилитель следящего действия по усилию, содержащий крышку, корпус, поршень, внутри которого помещен стакан, клапан, который соединен с управляющим штоком при помощи двух пружин разной жесткости, причем пружина меньшей жесткости в предварительно сжатом состоянии надета на стержень, вставленный в отверстие клапана, отличающийся тем, что он снабжен устройством для регулирования усилия предварительно сжатой пружины, выполненным в виде закрепленных в верхней части стержня гайки с контргайкой, взаимодействующих с опорной шайбой, воспринимающей усилие от предварительно сжатой пружины меньшей жесткости.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторостроению. Известен гидроусилитель [1] привода фрикционного сцепления, содержащий крышку, корпус и поршень, внутри которого помещен стакан. В нижней части стакана имеется отверстие, являющееся седлом клапана, который перемещается по направляющей втулке, запрессованной в стакан. Клапан соединен с управляющим штоком при помощи двух пружин разной жесткости. Пружина меньшей жесткости в предварительно сжатом состоянии надета на стержень, вставленный в отверстие клапана. Верхний конец пружины закреплен стопорным кольцом. Недостатком указанного устройства является то, что вследствие наличия полей допусков на изготовление деталей гидроусилителей усилие рабочих пружин колеблется в пределах 10%. Колебание усилия рабочих пружин влияет на характеристику совместной работы фрикционного сцепления с гидроусилителем. Это приводит к тому, что когда оператор переходит на работу с другим трактором той же марки, ему приходится снова приобретать навыки управления. Задачей изобретения является повышение качества совместной работы фрикционного сцепления с гидроусилителем следящего действия по усилию и улучшение управляемости трактором. Для решения поставленной задачи известный гидроусилитель, содержащий крышку, корпус, поршень, внутри которого помещен стакан, клапан, который соединен с управляющим штоком при помощи двух пружин разной жесткости, причем пружина меньшей жесткости в предварительно сжатом состоянии надета на стержень, вставленный в отверстие клапана, согласно изобретению снабжен устройством для регулирования усилия предварительно сжатой пружины, выполненным в виде закрепленных в верхней части стержня гайки с контргайкой, взаимодействующих с опорной шайбой, воспринимающей усилие от предварительно сжатой пружины меньшей жесткости. На чертеже показана схема гидроусилителя следящего действия по усилию. В корпусе 1 гидроусилителя установлен полый поршень 2, внутри которого размещен стакан 3. В нижней части стакана имеется отверстие 4, являющееся седлом клапана 5, который перемещается по направляющей втулке 6, запрессованной в стакан 3. Клапан 5 соединен с управляющим штоком 7 при помощи двух пружин разной жесткости. Пружина 8 меньшей жесткости надета в предварительно сжатом состоянии на стержень 9, вставленный в отверстие клапана 5. На длине 15. . . 20 мм верхней части стержня 9 нарезана резьба. Верхний конец пружины закреплен на стержне устройством для регулирования усилия предварительно сжатой пружины 8. Указанное регулировочное устройство состоит из опорной шайбы 10, гайки 11 и контргайки 12. Между контргайкой 12 регулировочного устройства и управляющим штоком 7 в исходном положении имеется зазор Е=2...3 мм. Пружина 13 большей жесткости установлена на конечном участке хода штока 7. Шток 7 возвращается в исходное положение предварительно сжатой возвратной пружиной 14, одним концом закрепленной на втулке 6, ограничивающей ход штока 7, а другим - взаимодействующей со штоком 7. Поршень 2, перемещаясь по направляющей поверхности расточки корпуса 1, воздействует на рычаг 15 выключения фрикционного сцепления. Управляющий шток 7 расположен в крышке 16. Гидравлический усилитель следящего действия по усилию работает следующим образом. При включенном фрикционном сцеплении масло от общей гидросистемы транспортной машины поступает в сверление А и через седло клапана 5, пазы Б втулки 6 и сверление В крышки 16 сливается в бак гидросистемы. При этом пружина 13 большей жесткости и пружина 8 меньшей жесткости находятся в свободном состоянии, рабочее давление над поршнем 2 отсутствует и происходит свободный слив масла. Сцепление выключается при рабочем ходе управляющего штока 7, который, перемещаясь, вначале выбирает зазор Е, затем воздействует на предварительно сжатую пружину 8 меньшей жесткости и в конце хода на пружину 13 большей жесткости. Масло поступает на слив, преодолевая усилие пружин, давление под поршнем 2 увеличивается пропорционально сжатой пружине 8 меньшей жесткости, в начальный момент воздействия на нее управляющего штока 7 создается давление, необходимое для преодоления усилия пружин фрикционного сцепления и перемещения поршня 2. Пружина 8 меньшей жесткости установлена между головкой стержня 9 и опорной шайбой 10 так, чтобы ее начальное усилие было больше по величине суммы гидродинамической силы потока жидкости и силы упругости масляной пленки в отверстии 4 клапана 5 и пропорционально минимально возможному суммарному усилию пружин сцепления при его включенном положении. Использование предлагаемого гидравлического усилителя позволяет повысить качество управления трактором. Источники информации1. Авторское свидетельство 292038, кл. F 16 D 13/48, 1968 г. - прототип.