фрикционный гаситель колебаний

Классы МПК:F16F7/08 с фрикционными поверхностями, имеющими прямолинейное относительное перемещение
B61F5/12 с демпферами 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие Всероссийский научно- исследовательский институт тепловозов и путевых машин
Приоритеты:
подача заявки:
2002-06-26
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Сущность изобретения заключается в том, что фрикционный гаситель колебаний содержит корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки железнодорожного подвижного состава. В корпусе размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки. Корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки. Фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части фрикционного гасителя колебаний, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки. Клинья установлены в проемах корпуса и расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально. Верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки. Техническим результатом является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебаний и сокращение времени и затрат на его ремонт. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Фрикционный гаситель колебаний, содержащий корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки железнодорожного подвижного состава, в котором размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки, отличающийся тем, что фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части фрикционного гасителя колебаний, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки и расположены между двумя клиньями, установленными в проемах корпуса, а клинья расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально, верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройства фрикционных гасителей колебаний, применяемых для демпфирования колебаний подвижного состава.

Известен фрикционный гаситель колебаний, размещенный между надрессорной балкой и боковой рамой тележки, состоящий из упругого тела и установленного на него клина, взаимодействующего с рабочими поверхностями надрессорной балки и боковой рамы [1]. Этот гаситель колебаний, используемый на вагонных тележках типа ЦНИИ-ХЗ, обеспечивает демпфирование колебаний надрессорного строения экипажа в вертикальной и горизонтальной (поперечной) плоскостях. Величина силы трения его зависит от сжатия упругого тела (т.е. от загрузки экипажа).

Недостатком известного гасителя колебаний является то, что для ремонта этого гасителя колебаний необходимо разбирать тележку, восстанавливать рабочие поверхности надрессорной балки и боковой рамы. Не имеет этот гаситель колебаний и защиты от внешней среды, что приводит к его загрязнению, к нестабильному коэффициенту трения, а следовательно, и демпфирующих характеристик гасителя колебаний.

Известен фрикционный гаситель колебаний, принятый за прототип, содержащий корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки, в котором размещены сжатые упругими телами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно, в плоскости, перпендикулярной продольной оси тележки [2].

Этот гаситель колебаний защищен от внешней среды и для проведения ремонта может быть снят с тележки без ее разборки.

Недостатком известного гасителя колебаний является то, что у него постоянная сила трения, не зависящая от загрузки экипажа, которая не обеспечивает эффективное демпфирование колебаний при широком диапазоне изменения массы груза в грузовом вагоне.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебаний, сокращения времени и затрат на его ремонт.

Указанный технический результат достигается тем, что в фрикционном гасителе колебаний, содержащем корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной части рамы тележки, в котором размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки, фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части гасителя, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки, расположены между двух клиньев, установленных в проемах корпуса, а клинья расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально, верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки.

На фиг.1 изображен общий вид фрикционного гасителя колебаний; на фиг.2 - сечение по А-А на фиг.1.

Фрикционный гаситель колебаний (фиг.1, 2) содержит корпус 1, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме 2, например ее части - кронштейне 3 тележки железнодорожного подвижного состава. Корпус 1 расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной продольной оси тележки. В нем размещены фрикционные элементы, выполненные в виде плоских пластин: верхних 4, закрепленных в корпусе 1, и нижних 5, закрепленных в нижней части 6 гасителя, шарнирно соединенной с кронштейном 7 неподрессоренной части 8 (букса колесной пары, боковина рамы тележки, установленной на буксы без подрессоривания) тележки. Фрикционные элементы - плоские пластины 4, 5 сжаты упругими элементами (например, пружинами): верхним 9 и нижним 10 через установленные в проемах 11, 12 корпуса 1 два клина: верхнего клина 13 и нижнего клина 14. Клинья 13, 14, которые соприкасаются с фрикционными плоскими пластинами 4, 5, и упругие элементы 9, 10 размещены вертикально. Верхний упругий элемент 9 оперт на подрессоренную раму 2 тележки, а нижний упругий элемент 10 оперт на неподрессоренную часть 8 тележки.

Фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом. При вертикальных и горизонтальных (поперечных) перемещениях рамы 2 тележки относительно неподрессоренной части 8 происходит проскальзывание фрикционных пластин 4 относительно пластин 5. При этом демпфирующая сила трения, необходимая для гашения вертикальных и горизонтальных колебаний, обеспечивается трением пластин 4, 5, сжимаемых упругими элементами 9, 10 через клинья 13, 14.

При загрузке экипажа рама 2 тележки опускается на пружинах рессорного подвешивания и сжимает упругие элементы 9, 10, вследствие чего увеличивается сила, сжимающая фрикционные пластины 4, 5, что обеспечит автоматическое регулирование демпфирующей силы трения гасителя во всем диапазоне загрузок экипажа грузового вагона.

Предлагаемый фрикционный гаситель может быть снят с тележки для ремонта.

Источники информации

1. Кн. Вагоны /Под ред. Л.А.Шадура. - М.: Транспорт, 1980 г., рис. VII. 27, стр. 167 и рис. VIII.8, стр. 182.

2. US, Патент 2782731, кл. 105-191, 1957 г.

Класс F16F7/08 с фрикционными поверхностями, имеющими прямолинейное относительное перемещение

амортизатор электронно-регулируемый "аэр" -  патент 2524773 (10.08.2014)
линейное устройство с контролируемым трением и с нажимной силой, перпендикулярной к перемещению -  патент 2518463 (10.06.2014)
способ виброизоляции -  патент 2503860 (10.01.2014)
скользящее устройство с контролируемым трением, такое как демпфер двухстороннего действия -  патент 2480640 (27.04.2013)
электронно-регулируемый рессорный амортизатор -  патент 2456487 (20.07.2012)
поглощающий аппарат -  патент 2454343 (27.06.2012)
амортизатор -  патент 2448290 (20.04.2012)
амортизатор -  патент 2429394 (20.09.2011)
способ гашения механических колебаний и устройство для его осуществления -  патент 2412388 (20.02.2011)
устройство защиты -  патент 2410583 (27.01.2011)

Класс B61F5/12 с демпферами 

фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона -  патент 2523513 (20.07.2014)
комбинированное двухрежимное рессорное подвешивание грузового вагона (варианты) -  патент 2497701 (10.11.2013)
способ термической обработки чугунных фрикционных клиньев тележки грузового вагона, закалочное устройство для его осуществления и фрикционный клин из чугуна -  патент 2489499 (10.08.2013)
способ термической обработки стальных фрикционных клиньев тележки грузового вагона и закалочное устройство для его осуществления -  патент 2489498 (10.08.2013)
амортизирующее устройство для тележки железнодорожного вагона -  патент 2461480 (20.09.2012)
амортизирующее устройство для тележки железнодорожного вагона -  патент 2428340 (10.09.2011)
гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства -  патент 2386559 (20.04.2010)
фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства -  патент 2377151 (27.12.2009)
амортизирующее устройство для железнодорожного вагона -  патент 2348556 (10.03.2009)
поглощающий аппарат -  патент 2338100 (10.11.2008)
Наверх