устройство многофункционального грузопассажирского судна- толкача для местных линий
Классы МПК: | B63B35/70 толкающие |
Автор(ы): | Бибиков Ю.Г., Бибиков М.Ю., Земляков Д.А. |
Патентообладатель(и): | Московская государственная академия водного транспорта |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-08-28 публикация патента:
10.03.2004 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству грузопассажирских судов. Многофункциональное грузопассажирское судно-толкач содержит корпус с помещениями для пассажиров, энергетической установкой и тентовой палубой. На тентовой палубе установлен гидравлический манипулятор, а для работы в режиме толкача в носовой части установлена площадка, на которой размещены буксирный кнехт, по бокам - два упора-гидроцилиндра с шарнирно установленными на его штоках опорными пластинами для установки толкаемой баржи в симметричное положение относительно диаметральной плоскости судна-толкача и осуществления натяга буксирного троса. Достигается расширение функциональных возможностей судна, увеличение продолжительности его рентабельной эксплуатации. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Устройство многофункционального грузопассажирского судна-толкача для местных линий, содержащее корпус с помещениями для пассажиров, энергетической установкой и тентовой палубой, отличающееся тем, что на тентовой палубе установлен гидравлический кран-манипулятор, а для работы в режиме толкача в носовой части установлена площадка, на которой размещены буксирный кнехт, по бокам - два упора-гидроцилиндра с шарнирно установленными на его штоках опорными пластинами для установки толкаемой баржи в симметричное положение относительно диаметральной плоскости судна-толкача и осуществления натяга буксирного троса, закрепленного на буксирном гаке толкаемой баржи с возможностью его мгновенной отдачи.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к строительству грузопассажирских судов новых типов или к модернизации пассажирских судов, находящихся в эксплуатации. Следует отмерить как свершившийся факт, что строительство пассажирского флота в России прекратилось ввиду ряда обстоятельств, в т.ч.:- многократного увеличения стоимости проездных билетов,
- значительного превышения их стоимости (в 5-10 раз) против стоимости проезда железнодорожным и автомобильным транспортом, что повлекло снижение пассажиропотоков и, как следствие, снижение прибыли и отсутствие возможности заказа и приобретения новых судов. В связи с изложенным многократно уменьшилось количество линий скоростного флота, уменьшилось количество маршрутов туристского флота, уменьшилось, из-за весьма низкой рентабельности, количество пригородных линий. В наибольшей степени от этого пострадало население, проживающее в дельте Волги, на островах в устьевых участках рек Северной Двины, Печоры, сибирских рек, но берегам рек, где отсутствуют другие виды транспорта, в пригородных зонах и на переправах. Этот относительно небольшой, но постоянный пассажиропоток является нерентабельным для пассажирских судов, имеющих пассажировместимость 80-100 человек и более. В то же время количество единиц оставшегося пассажирского флота постройки 70-80-х годов более чем достаточно для обеспечения понизившегося спроса на пассажироперевозки. Однако известно, что чисто пассажирские суда в условиях России эксплуатируются с полной загрузкой 2,5-3,0 месяца в навигацию, да и то, в основном, в выходные и праздничные дни. Известно также, что основным видом речного флота в дореволюционный период, осуществлявшим перевозки пассажиров, были грузопассажирские суда. Известно устройство грузопассажирского судна [1], имеющего пассажирские помещения, расположенные в надстройке и в корпусе, и грузовой трюм, расположенный в корпусе, при этом люк грузового трюма находится под надстройкой, что не позволяет использовать при загрузке трюма подъемные краны. Известны грузопассажирские суда типа паромов для транспортировки колесной техники на главной палубе, а пассажиры размещаются в надстройке [2]. Морские паромы для погрузки колесной техники имеют специальные носовые герметичные грузовые и кормовые ворота (порты). Пассажиры размещаются на вышерасположенных палубах. Паромы являются специализированными типами судов для перевозки колесной техники. Наиболее близким к предлагаемому изобретению является пассажирский теплоход для местных линий типа проекта Р-51 ("Москва"), содержащий корпус с помещениями для пассажиров, энергетическую установку и тентовую палубу [1]. Предлагаемое устройство многофункционального грузопассажирского судна-толкача для местных линий содержит корпус с закрытыми помещениями для пассажиров, энергетическую установку и тентовую палубу, отличающееся тем, что на тентовой палубе установлен кран (манипулятор) автомобильного типа с гидроприводом, а для работы в режиме толкания в носовой части установлена площадка, на которой размещен буксирный кнехт вдоль диаметральной плоскости, а по бокам два упора-гидроцилиндра с гидропневмоаккумуляторами и с опорными пластинами на штоках гидроцилиндров, предназначенных для толкания баржи-приставки. На транцевом окончании толкаемой баржи-приставки установлен буксирный гак с устройством для мгновенной отдачи буксирного троса. В машинном отделении судна должна быть предусмотрена установка гидронасоса для питания манипулятора и гидроцилиндров. Устройство может быть также снабжено по каждому борту транспортерами с гидроприводом, предназначенными для механизированной погрузки штучных грузов внутрь пассажирского помещения через одно из окон. Устройство поясняется чертежом, на котором помещена схема общего вида с принципиальной схемой гидросистемы. Устройство содержит корпус судна 1 с надстройкой, энергетической установкой и тентовой палубой, расположенный на тентовой палубе кран-манипулятор 2 автомобильного типа с гидроприводом, площадку 3 с ограждением, буксирный кнехт 4, установленный вдоль диаметральной плоскости, два гидроцилиндра 5, на штоках которых шарнирно установлены опорные пластины, гидропневмоаккумуляторы 6, гидронасос 7, распределитель 8, соединенный с манипулятором и гидроцилиндрами системой трубопроводов 9 с соответствующей арматурой, баржу-приставка 10, на транцевом окончании которой установлен буксирный гак 11 с устройством для мгновенной отдачи буксирного троса 12. Устройство работает следующим образом. Сначала с использованием манипулятора осуществляется прием груза на тентовую палубу, затем осуществляется посадка пассажиров и тросовое причаливание баржи-пристанки. После чего с использованием гидроцилиндров осуществляется натяг буксирного троса и установка баржи в симметричное положение относительно диаметральной плоскости судна-толкача. Установленные в гидросистеме пневмогидроаккомуляторы позволяют барже-приставке совершать некоторые колебательные движения относительно диаметральной плоскости судна. Предлагаемое изобретение позволяет также осуществлять погрузоразгрузочные работы толкаемой баржи собственными средствами. Таким образом, предлагаемое изобретение позволит одно и то же судно использовать для перевозки пассажиров, грузов на судне и грузов в барже-приставке, т.е. как толкач. Это увеличит продолжительность его рентабельной эксплуатации и, в то же время, позволит улучшить транспортное обслуживание населения, проживающего в устьевых участках рек и на островах. Источники информации
1. Справочник по серийным транспортным судам, том 1, с. 77. 2. Справочник по серийным транспортным судам, том 1, с. 176. 3. Справочник по серийным транспортным судам, том 10, с. 4 (Р-51).
устройство многофункционального грузопассажирского судна-толкача-амфибии - патент 2434779 (27.11.2011) | |
кормовая оконечность корпуса водоизмещающего судна - патент 2331543 (20.08.2008) | |
буксир-толкач - патент 2204500 (20.05.2003) | |
мелкосидящий толкаемый состав - патент 2183172 (10.06.2002) | |
буксирный караван - патент 2141428 (20.11.1999) | |
подруливающий буксир-толкач - патент 2137671 (20.09.1999) | |
скуловые упоры судов толкаемого состава - патент 2124999 (20.01.1999) | |
буксирный катер - патент 2096250 (20.11.1997) | |
перевозной паром - патент 2041123 (09.08.1995) |