спасательное снаряжение подводника

Классы МПК:B63C11/08 регулирование давления воздуха внутри костюма, например путем регулирования величины подъемной силы 
B63G8/40 спасательное оборудование для личного состава
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Войсковая часть 20914
Приоритеты:
подача заявки:
2000-03-07
публикация патента:

Спасательное снаряжение подводника содержит гидрокомбинезон с травящими клапанами, ниппелем для подсоединения дыхательного аппарата и шланг наполнения воздухом. К гидрокомбинезону прикреплен пустотелый эластичный воротник-дыхательный мешок, концы которого доходят до уровня груди подводника. На одном из концов этого воротника расположен штуцер для присоединения шланга, а в районе плеч установлены штуцеры с заглушками для присоединения дыхательного аппарата. Внутренние полости воротника и гидрокомбинезона сообщены между собой невозвратными клапанами. Такое выполнение спасательного снаряжения обеспечивает выход подводника из всех типов шлюзовых устройств подводной лодки, а также улучшает гидродинамические и эксплуатационные характеристики этого снаряжения. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Спасательное снаряжение подводника, содержащее гидрокомбинезон с травящими клапанами, ниппелем для подсоединения дыхательного аппарата и шланг наполнения воздухом, отличающееся тем, что к гидрокомбинезону прикреплен пустотелый эластичный воротник-дыхательный мешок, концы которого доходят до уровня груди подводника и на одном из концов воротника расположен штуцер для присоединения шланга, а в районе плеч установлены штуцера с заглушками для присоединения дыхательного аппарата, при этом внутренние полости воротника и гидрокомбинезона сообщены между собой невозвратными клапанами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к спасательному снаряжению подводников, и может быть использовано на подводных лодках (пл) ВМФ.

Известно спасательное снаряжение подводника SEIE Mk10, разработанное в Великобритании и используемое в ВМС стран НАТО (РФ "Зарубежное военное обозрение", N 4, 1996, с.56). В состав снаряжения входит спасательный гидрокостюм с открытой лицевой частью, закрываемой сверху прозрачным капюшоном, создающим дополнительную плавучесть. Наполнение костюма и капюшона воздухом осуществляется по шлангу, а вытравливание воздуха при всплытии происходит через нижнюю кромку капюшона.

Недостатком этого снаряжения является то, что он может использоваться только при выходе из аварийной пл через специальную шлюзовую шахту. Выход через другие шлюзовые устройства пл, например торпедные аппараты или прочную рубку, в этом снаряжении невозможен.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является спасательное снаряжение подводника ССП, комплектность N 1 (Слесарев О. М. Водолазная техника ВМФ, Воениздат, 1990, с.95-112 - прототип). Снаряжение ССП включает в себя гидрокомбинезон с травящими клапанами, ниппелем для подсоединения дыхательного аппарата и шланг наполнения. Кроме того, в комплект снаряжения входит дыхательный аппарат ИДА-59М, обеспечивающий выход подводников не только из специального спасательного люка, но и из торпедных аппаратов, а также прочной рубки. Дополнительную плавучесть снаряжению придает емкость всплытия, надеваемая на голову подводника.

Недостатком такого снаряжения является то, что емкость всплытия из-за сильного гидродинамического напора воды смещается с головы подводника, оказывая дополнительное сопротивление и уменьшая скорость всплытия, чем ухудшает гидродинамические характеристики снаряжения. Уменьшение скорости всплытия подводника снижает вероятность спасения и приводит к декомпрессионным расстройствам. Самостоятельное надевание емкости всплытия подводником сложно, особенно в условиях аварийной обстановки в отсеках пл. Кроме того, при выходе подводников через спасательный люк со специальной системой наполнения гидрокомбинезона воздухом от стационарной системы дыхательный аппарат гидрокомбинезона практически не работает, так как в наполненном воздухом шлеме гидрокомбинезона дыхательная полумаска отходит от лица подводника. При всплытии дыхательный аппарат, имея большие массо-габаритные характеристики, также уменьшает скорость всплытия подводника.

Технической задачей данного изобретения является обеспечение выхода подводников из всех типов шлюзовых устройств пл с улучшением гидродинамических и эксплуатационных характеристик снаряжения.

Поставленная задача достигается тем, что в спасательном снаряжении подводника, содержащем гидрокомбинезон с травящими клапанами, ниппелем для подсоединения дыхательного аппарата и шланг наполнения воздухом, согласно изобретению к гидрокомбинезону прикреплен пустотелый эластичный воротник-дыхательный мешок, концы которого доходят до уровня груди подводника и на одном из концов воротника расположен штуцер для присоединения шланга, а в районе плеч установлены штуцера с заглушками для присоединения дыхательного аппарата, при этом внутренние полости воротника и гидрокомбинезона сообщены между собой невозвратными клапанами.

Техническим результатом, полученным при осуществлении предлагаемого изобретения, является уменьшение массо-габаритных характеристик снаряжения при выходе подводников через спасательный люк, простота использования снаряжения, обеспечение длительного нахождения подводников на поверхности.

Спасательное снаряжение подводника схематично показано на чертеже.

Спасательное снаряжение состоит из гидрокомбинезона 1 со шлемом 2, ниппелем 3 и клапанами 4. К гидрокомбинезону 1 прикреплен пустотелый эластичный воротник-дыхательный мешок 5, концы 6 которого доходят до уровня груди подводника. На одном из концов 6 воротника 5 расположен штуцер 7, к которому присоединен шланг 8 наполнения гидрокомбинезона 1 воздухом от стационарной системы спасательного люка. На воротнике 5 имеются штуцера 9 с заглушками 10. Внутренние полости воротника 5 и гидрокомбинезона 1 соединены невозвратными клапанами 11, перепускающими воздух их воротника 5 в гидрокомбинезон 1. На гидрокомбинезоне 1 установлены травящие клапаны 12, а в ниппель 3 ввернут атмосферный клапан 13. Внутри шлема 2 к ниппелю 3 присоединена дыхательная полумаска 14.

Работа данного снаряжения осуществляется следующим образом.

1) Выход подводников через спасательный люк.

Перед заходом в спасательный люк клапаны 4 шлема 2 закрыты, к ниппелю 3 прикреплен атмосферный клапан 13, установленный в положение на дыхание из атмосферы, а дыхательная полумаска 14 прижата к лицу подводника. Штуцеры 9 воротника 5 закрыты заглушками 10, а к штуцеру 7 конца 6 воротника 5 присоединен шланг 8 наполнения гидрокомбинезона воздухом. После размещения подводника в спасательном люке и присоединения шланга 8 к стационарной воздушной системе пл начинают подачу воздуха в снаряжение, а атмосферный клапан 13 устанавливают в положение на дыхание из шлема 2 гидрокомбинезона 1. Воздух из шланга 8 поступает в конец 6 воротника 5 и полностью заполняет его. При достижении давления внутри воротника 5, равного величине 300-350 мм вод.ст., срабатывают невозвратные клапаны 11 и воздух из воротника 5 перепускается внутрь гидрокомбинезона 1. Одновременно с подачей воздуха из шланга 8 начинается заполнение спасательного люка водой. Травящие клапаны 12 вытравливают избыток воздуха в спасательный люк, поддерживая воздушную подушку внутри гидрокомбинезона 1 на уровне груди подводника. Давление воздуха внутри шлема 2 отжимает дыхательную полумаску 14 от лица подводника и дыхание производится из подшлемного пространства, шлема 2. В момент выравнивания давления в спасательном люке с забортным его верхняя крышка открывается и подводник за счет положительной плавучести гидрокомбинезона 1 и воротника 5 начинает всплывать на поверхность. Шланг 8 автоматически отсоединяется от стационарной системы. При всплытии избыток воздуха вытравливается из снаряжения через клапаны 12, поддерживающие постоянный уровень воздушной подушки. В связи с отсутствием дыхательного аппарата увеличивается остойчивость снаряжения при всплытии, скорость всплытия стабильна и значительно выше. После выхода на поверхность подводник переключает клапан 13 на дыхание из атмосферы и принимает горизонтальное положение, наполненный воздухом воротник 5 исключает затекание шеи при длительном лежании на воде и скелетно-мышечную боль.

2) Выход подводников через другие шлюзовые устройства.

Выход подводников через другие шлюзовые устройства, например через торпедный аппарат, требует наличия дыхательного аппарата типа ИДА-59М, обеспечивающего дыхание 25% кислородно-азотно-гелиевой смесью, из-за длительного времени шлюзования в них. Перед заходом в торпедный аппарат одетый в снаряжение подводник открывает клапан 4, из ниппеля 3 снимает атмосферный клапан 13, а штуцеры 9 воротника 5 освобождает от заглушек 10. Затем закрепляет на теле ремнями дыхательный аппарат и к штуцерам 9 присоединяет трубку вдоха и регенеративный патрон, а к ниппелю 3 - клапанную коробку аппарата, и включается на дыхание в аппарат.

После захода подводника в торпедный аппарат производится его шлюзование, а после открытия передней крышки подводник выходит из торпедного аппарата и всплывает за счет положительной плавучести воротника-дыхательного мешка 5, заполненного 25% кислородно-азотно-гелиевой смесью из системы дыхательного аппарата. Вытравливание дыхательной смеси осуществляется через открытые клапаны 4. Скорость всплытия подводника при наличии дыхательного аппарата ниже скорости всплытия при выходе через спасательный люк, что уменьшает глубину спасения. Действия подводника на поверхности аналогичны действиям при выходе через спасательный люк.

Таким образом, предлагаемое снаряжение позволяет выходить подводникам из всех видов шлюзовых устройств аварийной пл. При этом оно более просто в использовании, имеет улучшенные гидродинамические характеристики.

За базовый объект принимается спасательное снаряжение подводника ССП (прототип).

По сравнению с базовым предлагаемое спасательное снаряжение имеет более высокие гидродинамические характеристики (скорость всплытия подводника повышается на 10-20%), время одевания и подготовка снаряжения к использованию сокращается в 1,5-2 раза.

Спасательное снаряжение подводника по состоянию на 4 квартал 1999 года находится на стадии разработки технического задания на ОКР.

Класс B63C11/08 регулирование давления воздуха внутри костюма, например путем регулирования величины подъемной силы 

Класс B63G8/40 спасательное оборудование для личного состава

спасательно-транспортный подводный аппарат с устройствами крепления к комингс-площадке подводного объекта -  патент 2526365 (20.08.2014)
съемная транспортно-спасательная наделка -  патент 2525188 (10.08.2014)
съемная транспортно-спасательная водолазная наделка -  патент 2523055 (20.07.2014)
универсальная съемная транспортно-спасательная наделка -  патент 2522803 (20.07.2014)
ограждение спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе -  патент 2510356 (27.03.2014)
устройство для крепления подводного аппарата за комингс-площадку подводного объекта -  патент 2509028 (10.03.2014)
спасательный подводный аппарат для спасения экипажа подводных лодок, в том числе и подо льдом -  патент 2509027 (10.03.2014)
спасательно-боевая подводная лодка -  патент 2508226 (27.02.2014)
способ защиты от кессонной болезни при спасании граждан из затонувшего плавсредства -  патент 2507109 (20.02.2014)
подводно-спасательный комплекс с вложенными многофункциональными капсулами -  патент 2474511 (10.02.2013)
Наверх