башенный кран и способ его монтажа
Классы МПК: | B66C23/26 для использования на стройплощадках; краны особой конструкции, например с отделяемыми конструктивными элементами, с целью облегчения монтажа или демонтажа, для работы на последовательно повышающихся уровнях или для транспортировки их по шоссейным дорогам B66C23/34 самомонтируемые краны, те краны с подъемными устройствами, используемыми для монтажа крана B66C23/62 конструктивные элементы |
Автор(ы): | Степанов А.И., Радзинский В.И., Лунден Е.Е., Инденбаум А.И., Меркин К.В., Леонов П.А. |
Патентообладатель(и): | Степанов Александр Иванович, Радзинский Владимир Исаакович, Лунден Евгений Ефимович, Инденбаум Анатолий Иосифович, Меркин Карл Вульфович, Леонов Павел Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-11-08 публикация патента:
10.03.2004 |
Изобретение относится к башенным кранам, выполненным со средствами их монтажа и демонтажа. Башенный кран включает башню (1) с оголовком (2), выполненным с площадкой для монтажника, стрелу (3), противовесную консоль (4), монтажные звенья (5, 7), а также оттяжки (8, 6) стрелы и противовесной консоли, выполненные из шарнирно соединенных между собой промежуточных (17, 27) и крайних звеньев (18, 22). Крайние звенья (18, 22) оттяжек, расположенные ближе к оголовку (2), выполнены с возможностью установки их в наклонных в сторону оголовка положениях при монтаже крана и возможностью их опирания на закрепленные на стреле и противовесной консоли стойки (20, 24) с ложементами (19, 23). При этом, по крайней мере, конец одного промежуточного звена (27) оттяжки, соединенный с крайним звеном (22) оттяжки, выполнен с ограничителем (28) поворота серег (21) в вертикальной продольной плоскости крана (фиг.13 и 14). Ограничитель (28) поворота выполнен из жестко закрепленной на конце промежуточного звена (27) пластины, расположенной на верхней части промежуточного звена (27) с возможностью взаимодействия с серьгами (21) при их повороте вокруг пальцев (10) соединения серег (21) с концом промежуточного звена оттяжки (27). Каждое монтажное звено (5, 7) шарнирно закреплено на его нижнем конце с дополнительным монтажным звеном (11, 12). Дополнительные монтажные звенья (11, 12) выполнены из поворотных вокруг пальца (10) одна относительно другой пары пластин, посредством которого пластины соединены с основным монтажным звеном (5, 7) и между собой. При этом дополнительные монтажные звенья (11, 12) свободно расположены на пальце (10) с возможностью установки в вертикальном положении. Нижний конец каждого дополнительного монтажного звена (11, 12) расположен над площадкой (13) для монтажника за пределами верхней части оголовка (2) таким образом, что в предмонтажном положении крана основные (5, 7) и дополнительные (11, 12) монтажные звенья расположены с возможностью образования над монтажной площадкой (13)
образного контура. Способ монтажа башенного крана включает установку в вертикальное положение башни (1), подъем в заданной последовательности в собранном виде противовесной консоли (4) и стрелы (3) и соединение их с оголовком (2) башни в воздухе посредством шарниров, оттяжек и монтажных звеньев. Причем перед операцией подъема противовесной консоли (4) и стрелы (3) на них в монтажных положениях фиксируют промежуточные звенья (27, 17) оттяжек противовесной консоли (4) и стрелы (3), а посредством монтажных стоек (24, 20), закрепленных на противовесной консоли (4) и стреле (3), в наклонных положениях в сторону оголовка (2) фиксируют ближние к оголовку крайние звенья (22, 18) оттяжек. Особенностью способа является то, что соединение каждого крайнего звена (18, 22) оттяжки стрелы (3) или противовесной консоли (4) с оголовком (2) производят при зафиксированном в монтажном положении неподвижном относительно оголовка (2) монтажном звене (5, 7) и при неподвижном относительно стрелы (3) или противовесной консоли (4) крайнем звене (18, 22) оттяжки с помощью дополнительного монтажного звена (11, 12), шарнирно соединенного одним концом с основным монтажным звеном (5, 7), для чего поворачивают дополнительное монтажное звено (11, 12) в вертикальной плоскости относительно зафиксированного неподвижного основного монтажного звена (5, 7) до совмещения отверстия проушины крайнего звена (18, 22) оттяжки с отверстием проушины дополнительного монтажного звена (11, 12). Технический результат изобретения - повышение удобства и снижение трудоемкости монтажа башенного крана. 2 с.п. ф-лы, 20 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20
![башенный кран и способ его монтажа, патент № 2225345](/images/patents/243/2225345/2225345-1t.gif)
Формула изобретения
1. Башенный кран, включающий башню с оголовком, выполненным с площадкой для монтажника, шарнирно соединенные с оголовком стрелу и противовесную консоль, шарнирно соединенные с оголовком с возможностью поворота в вертикальной плоскости монтажные звенья, оттяжки стрелы и противовесной консоли, выполненные из шарнирно соединенных между собой посредством серег промежуточных и крайних звеньев, при этом крайние звенья оттяжек, расположенные ближе к оголовку, выполнены с возможностью установки их в наклонных в сторону оголовка положениях при монтаже крана и возможностью их опирания на закрепленные на стреле и противовесной консоли стойки с ложементами, в которых расположены крайние звенья оттяжек, соединенные в рабочем положении крана соединительными пальцами с монтажными звеньями, отличающийся тем, что по крайней мере конец одного промежуточного звена оттяжки, соединенный с крайним звеном последней, выполнен с ограничителем поворота серег в вертикальной продольной плоскости крана, причем ограничитель поворота выполнен из жестко закрепленной на конце промежуточного звена пластины, расположенной на верхней части промежуточного звена с возможностью взаимодействия с серьгами при их повороте вокруг пальцев соединения серег с концом промежуточного звена оттяжки, а каждое монтажное звено шарнирно закреплено на его нижнем конце с дополнительным монтажным звеном, выполненным из поворотных вокруг пальца одна относительно другой пары пластин, посредством которого пластины соединены с основным монтажным звеном и между собой, при этом дополнительные монтажные звенья свободно расположены на упомянутом пальце с возможностью установки в вертикальное положение, нижний конец каждого дополнительного монтажного звена расположен над площадкой для монтажника за пределами верхней части оголовка таким образом, что в предмонтажном положении крана основные и дополнительные монтажные звенья расположены с возможностью образования над монтажной площадкой![башенный кран и способ его монтажа, патент № 2225345](/images/patents/243/2225345/2225345-26t.gif)
Описание изобретения к патенту
Данное техническое решение относится к башенным кранам, выполненным со средствами их монтажа и демонтажа. Техническое решение предназначено для использования в конструкциях так называемых кранов-сити, которые крупными узлами собираются монтажным краном на строительной площадке и монтируются и демонтируются с его помощью, причем башня устанавливается вертикально, а стрела и противовесная консоль крепятся к башне в воздухе горизонтально. Эти операции проводятся на большой высоте и связаны с маневрированием для совмещения точек соединения оголовка с оттяжками стрелы и противовесной консоли, посредством которых стрела и противовесная консоль удерживаются в рабочем положении крана в горизонтальном положении. Известен башенный кран, включающий башню с оголовком, к которому шарнирно прикреплены стрела и противовесная консоль, связанные с оголовками оттяжками, при этом каждая оттяжка выполнена из ряда шарнирно соединенных между собой звеньев, имеющих возможность их фиксации на стреле и противовесной консоли в предмонтажных положениях посредством стоек, которые установлены на стреле и противовесной консоли, при этом крайние звенья оттяжек, расположенные ближе к оголовку, зафиксированы в ложементах, закрепленных на концах стоек [1]. Известный башенный кран монтируется и демонтируется монтажным стреловым краном, который последовательно поднимает на монтажную высоту противовесную консоль и стрелу, шарнирно соединяемые с оголовком, при этом концы оттяжек о консоли и стрелы соединяют с монтажными звеньями, закрепленными на конце оголовка, для чего совмещают отверстия монтажных звеньев с отверстиями оттяжек. Совмещение отверстий монтажных звеньев и звеньев оттяжек производят путем поворота монтажных звеньев, которые имеют значительный вес, причем монтаж или демонтаж башенного крана производятся на большой высоте монтажником, находящемся на монтажной площадке. Последняя закреплена на верхней части оголовка башни, что оказывает влияние на трудоемкость операций совмещения отверстий звеньев. Наиболее близким техническим решением по сущности и достигаемому эффекту к заявленному техническому решению является башенный кран, включающий башню с оголовком, выполненным с площадкой для монтажника, шарнирно соединенные с оголовком, противовесную консоль и стрелу, шарнирно установленные на конце оголовка с возможностью поворота в вертикальной плоскости монтажные звенья, оттяжки стрелы и противовесной консоли, выполненные из шарнирно соединенных посредством серег промежуточных и крайних звеньев, при этом расположенные ближе к оголовку крайние звенья оттяжек выполнены с возможностью установки их в наклонных в сторону оголовка монтажных положениях крана и возможностью опирания на закрепленные на стреле и противовесной консоли стойки с ложементами, в которых расположены крайние звенья оттяжек, соединенные в рабочем положении крана соединительными пальцами с монтажными звеньями [2]. В этом известном башенном кране предусматривается способ его монтажа, включающий установку в вертикальное положение башни крана, подъем в заданной последовательности в собранном виде противовесной консоли и стрелы и соединение их с оголовком башни в воздухе посредством шарниров, оттяжек и монтажных звеньев, причем перед операцией подъема противовесной консоли и стрелы на них в монтажных положениях фиксируют промежуточные звенья оттяжек консоли и стрелы, а посредством монтажных стоек, закрепленных на противовесной консоли и стреле, в наклонных положениях в сторону оголовка фиксируют ближние к нему крайние звенья оттяжек. Дополнительно перед монтажом и подъемом противовесной консоли и стрелы их оттяжки вытягивают монтажным краном на земле таким образом, что во время стыковки противовесной консоли и стрелы с оголовком эти оттяжки находятся в натянутом монтажном положении, близком к рабочему положению. Стыковка упомянутых узлов крана является трудоемкой и дорогостоящей операцией в связи с использованием для монтажно-демонтажных работ специального монтажного крана, причем стоимость монтажа башенного крана связана с эффективностью и временем стыковки противовесной консоли и стрелы с оголовком башни. Решаемой и достигаемой технической задачей заявленного технического решения является повышение удобства и снижение трудоемкости монтажа башенного крана. Эта цель достигается тем, что в башенном кране, включающем башню с оголовком, выполненным с площадкой для монтажника, шарнирно соединенные с оголовком стрелу и противовесную консоль, шарнирно соединенные с оголовком с возможностью поворота в вертикальной плоскости монтажные звенья, оттяжки стрелы и противовесной консоли, выполненные из шарнирно соединенных между собой посредством серег промежуточных и крайних звеньев, при этом крайние звенья оттяжек, расположенные ближе к оголовку, выполнены с возможностью установки их в наклонных в сторону оголовка положениях при монтаже крана и возможностью их опирания на закрепленные на стреле и противовесной консоли стойки с ложементами, в которых расположены крайние звенья оттяжек, соединенные в рабочем положении крана соединительными пальцами с монтажными звеньями, отличающийся тем, что по крайней мере конец одного промежуточного звена оттяжки, соединенный с крайним звеном последней, выполнен с ограничителем поворота серег в вертикальной продольной плоскости крана, причем ограничитель поворота выполнен из жестко закрепленной на конце промежуточного звена пластины, расположенной на верхней части промежуточного звена с возможностью взаимодействия с серьгами при их повороте вокруг пальцев соединения серег с концом промежуточного звена оттяжки, а каждое монтажное звено шарнирно закреплено на его нижнем конце с дополнительным монтажным звеном, выполненным из поворотных вокруг пальца одна относительно другой пары пластин, посредством которого пластины соединены с основным монтажным звеном и между собой, при этом дополнительные монтажные звенья свободно расположены на упомянутом пальце с возможностью установки в вертикальное положение, нижний конец каждого дополнительного монтажного звена расположен над площадкой для монтажника за пределами верхней части оголовка таким образом, что в предмонтажном положении крана основные и дополнительные монтажные звенья расположены с возможностью образования над монтажной площадкой![башенный кран и способ его монтажа, патент № 2225345](/images/patents/243/2225345/2225345-4t.gif)
на фиг.2 - стойка стрелы башенного крана в транспортном положении, узел I на фиг.1,
на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2,
на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.2,
на фиг. 5 - задняя часть башенного крана с противовесной консолью в рабочем положении,
на фиг. 6 - оголовок башенного крана с траверсами и монтажными звеньями (повернуто на 180o),
на фиг.7 - вид В на фиг.6,
на фиг. 8 - противовесная консоль в промежуточном монтажном положении, соединенная с оголовком,
на фиг. 9 - противовесная консоль в промежуточном монтажном положении, соединенная с оголовком оттяжкой,
на фиг.10 - вид Г на фиг.9,
на фиг.11 - узел II на фиг.10,
на фиг.12 - противовесная консоль перед подъемом с уложенной на ней оттяжкой,
на фиг.13 - оттяжка противовесной консоли,
на фиг.14 - сечение Д-Д на фиг.13,
на фиг.15 - сечение Е-Е на фиг.13,
на фиг.16 - стрела башенного крана в процессе монтажа и ее соединения с оголовком,
на фиг.17 - шарнир соединения стрелы с оголовком, узел III на фиг.16,
на фиг.18 - положение стрелы башенного крана в процессе монтажа, стрела, соединенная с оголовком оттяжкой,
на фиг.19 - сечение Ж-Ж на фиг.18,
на фиг. 20 - схема соединения крайних звеньев оттяжек противовесной консоли и стрелы с монтажными звеньями посредством дополнительных монтажных звеньев. Башенный кран включает башню 1 с закрепленным на ней оголовком 2, шарнирно соединенные с оголовком 2 стрелу 3 и противовесную консоль 4, установленные на конце оголовка монтажное звено 5 для крепления оттяжки 6 противовесной консоли 4, а также монтажное звено 7 для крепления оттяжки 8 стрелы 3. Монтажные звенья 5 и 7 являются основными монтажными звеньями и они установлены на конце оголовка 2 на оси 9 с возможностью поворота в вертикальной фронтальной плоскости башенного крана. На концах монтажных звеньев 5 и 7 шарнирно закреплены на пальцах 10 дополнительные монтажные звенья 11 и 12, имеющие возможность свободного поворота вокруг пальцев 10 (фиг.6) от небольшого усилия руки монтажника в вертикальной фронтальной плоскости. Каждое дополнительное монтажное звено выполнено легким, длина его намного меньше длины основного монтажного звена с целью облегчения совмещения отверстий стыкуемых элементов при стыковке стрелы и противовесной консоли с оголовком. Каждое дополнительное монтажное звено (фиг.6 и 8) в монтажном положении крана занимает под собственным весом вертикальное положение. Дополнительные монтажные звенья 11 и 12 и основные монтажные звенья 5 и 7 образуют во фронтальной плоскости
![башенный кран и способ его монтажа, патент № 2225345](/images/patents/243/2225345/2225345-5t.gif)
![башенный кран и способ его монтажа, патент № 2225345](/images/patents/243/2225345/2225345-6t.gif)
1. Проспект Das Кransystom EC-H. LIEBHERR-WERK BIBERACH GMBH. 1996. 2. Описание изобретения к заявке RU N 94021633, кл. В 66 С 23/02, 1994, авторы Мишель Лесандр (Фр.), Ив Мийе (Фр.), заявитель Потен С.А. (Фр.) или патент RU N 2145934 С1, кл. В 66 С 23/64, 1994, те же авторы и заявитель (прототип).
Класс B66C23/26 для использования на стройплощадках; краны особой конструкции, например с отделяемыми конструктивными элементами, с целью облегчения монтажа или демонтажа, для работы на последовательно повышающихся уровнях или для транспортировки их по шоссейным дорогам
Класс B66C23/34 самомонтируемые краны, те краны с подъемными устройствами, используемыми для монтажа крана
Класс B66C23/62 конструктивные элементы