E01D19/10 перила; устройства для защиты от дыма и газа, например паровозного дыма; передвижные тележки для ремонта и обслуживания мостов; крепление труб, кабелей и тп на мостах
Автор(ы):
Батурин В.К., Файко Ю.И.
Патентообладатель(и):
Батурин Виктор Кузьмич, Файко Юрий Иванович
Приоритеты:
подача заявки: 2002-03-06
публикация патента: 10.03.2004
Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при возведении низководных мостов и в дорожном строительстве. Низководный мост имеет свайные опоры с насадками, установленное на них пролетное строение с прохожей и проезжей частями, мостовые ограждения и ледоперевальное устройство. Новым является то, что он выполнен со сквозными продольными нишами в виде узких прорезей в пролетном строении по границам проезжей части с примыкающими к ним сквозными вертикальными отверстиями с заданным шагом и формой сечения, в которые опускаются, а после пропуска ледохода вынимаются из них в цельном неразборном виде вместе со стойками и закрепленным на них продольным брусом, мостовые, например, тросовые ограждения, причем продольные элементы ограждения размещаются в узких прорезях, а стойки - в отверстиях соответствующего, например, прямоугольного сечения и закрепляются или раскрепляются в них с помощью одних и тех же стопорных штырей. Технический результат изобретения состоит в снижении трудозатрат, связанных с подготовкой и пропуском ледохода, обеспечение безопасных для жизни и здоровья людей условий эксплуатации низководного моста на основе применения стандартных конструкций мостовых ограждений, ликвидация частых, не связанных с пропуском ледохода, простоев и перерывов в движении транспорта, повышение архитектурного уровня сооружения. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Низководный мост, имеющий свайные опоры с насадками, установленное на них пролетное строение с прохожей и проезжей частями, мостовые ограждения и ледоперевальное устройство, отличающийся тем, что он выполнен со сквозными продольными нишами в виде узких прорезей в пролетном строении по границам проезжей части с примыкающими к ним сквозными вертикальными отверстиями с заданным шагом и формой сечения, в которые опускаются, а после пропуска ледохода вынимаются из них в цельном, неразборном виде вместе со стойками и закрепленным на них продольным брусом, мостовые, например, тросовые ограждения, причем продольные элементы ограждения размещаются в узких прорезях, а стойки - в отверстиях соответствующего, например, прямоугольного сечения и закрепляются или раскрепляются в них с помощью одних и тех же стопорных штырей.2. Низководный мост по п.1, отличающийся тем, что ледоперевальное устройство выполнено с повышенной бровкой, а прохожая часть выполнена с понижением к уровню проезжей части на толщину продольного бруса 8-10 см, со сквозными вертикальными отверстиями в пролетном строении по краям проезжей части с заданным шагом и формой сечения, в которые опускаются, а после прохода ледохода вынимаются и раскрепляются с помощью стопорных штырей стойки мостового, например барьерного ограждения, причем продольный брус предварительно освобождается от болтов крепления кроме одного, вокруг которого он разворачивается на 90° и опускается в сцепке со стойками на поверхность проезжей и прохожей частей моста в горизонтальном положении.3. Низководный мост по п.1, отличающийся тем, что он снабжен перильным ограждением складной конструкции, расположенным за кромкой прохожей части, вплотную примыкая к боковой поверхности пролетного строения, вдоль которой оно опускается, и кронштейнами, которые размещены на боковой поверхности пролетного строения, а после прохода ледохода перильное ограждение поднимается до упора в кронштейны и нижними продольными элементами жестко закрепляется, например болтами, а при опускании свободно опирается на те же кронштейны верхними продольными элементами.4. Низководный мост по п.1, отличающийся тем, что он снабжен гибкими вешками, например, из высокопрочной проволоки диаметром 8-16 мм или из полимерных, например, резиновых окрашенных прутков, закрепленных на стойках мостового ограждения для обозначения габаритных ориентиров по глубине и ширине на случай экстренного проезда, например, пожарных машин или машин скорой помощи, на спаде половодья, после пропуска ледохода, при затопленной проезжей части моста.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при возведении низководных мостов и в дорожном строительстве.Известен аналог а.с. SU №1151641 A, MПK7 E 01 D 19/02 Низководный мост, опубликован в бюл. № 15 от 23.04.1985, автор Ю.И. Файко (аналог), имеющий свайные опоры с насадками и установленное на них пролетное строение с проезжей частью, отличающийся тем, что с целью исключения разборки пролетного строения на период ледохода и последующего его монтажа он снабжен ледоперевальным устройством, выполненным в виде железобетонной балки треугольного сечения, закрепленной на насадках опор с верховой стороны моста и прилегающей одной продольной стороной к пролетному строению, причем проезжая часть выполнена с односторонним поперечным уклоном к низовой стороне моста.Недостатком аналога является трудоемкость работ по разборке и удалению мостовых ограждений с проезжей части при подготовке гладкой, без единого выступа, обтекаемой поверхности моста для беспрепятственного скольжения льда, с последующим их восстановлением.Наиболее близким аналогом является а.с. SU №1373744 А1, МПК4 E 01 D 19/00 Низководный мост, опубликован в бюл. №6 от 15.02.1988, автор С.Е. Кремер (прототип), включающий свайные опоры с ригелями, пролетное строение и проезжую часть с ограждениями, отличающийся тем, что, с целью снижения трудозатрат при эксплуатации в период ледохода, ригели опор выполнены шириной, большей ширины проезжей части, с ограждениями консольных участков, а каждое ограждение шарнирно прикреплено к пролетному строению в уровне проезжей части с возможностью укладки его с уклоном на консольные участки ригелей.Недостатками прототипа являются неустранимая опасность для жизни и здоровья людей, подвергаемых риску, из-за отсутствия конструктивной защиты от наезда транспорта, дороговизна эксплуатационных затрат на борьбу с повышенной снегозаносимостью проезжей части, частые простои и перерывы в движении транспорта, архитектурная невыразительность, громоздкость сооружения.Технический результат - снижение трудозатрат, связанных с подготовкой и пропуском ледохода, обеспечение безопасных для жизни и здоровья людей условий эксплуатации низководного моста на основе применения типовых конструкций мостовых ограждений, ликвидация частых, не связанных с пропуском ледохода, простоев и перерывов в движении транспорта, повышение архитектурного уровня сооружения.Указанный технический результат достигается тем, что:1. Низководный мост, имеющий свайные опоры с насадками, установленное на них пролетное строение с прохожей и проезжей частями, мостовые ограждения и ледоперевальное устройство, отличающееся тем, что он выполнен со сквозными продольными нишами в виде узких прорезей в пролетном строении по границам проезжей части с примыкающими к ним сквозными вертикальными отверстиями с заданным шагом и формой сечения, в которые опускаются, а после пропуска ледохода вынимаются из них в цельном, неразборном виде вместе со стойками и закрепленным на них продольным брусом, мостовые, например, тросовые ограждения, причем продольные элементы ограждения размещаются в узких прорезях, а стойки - в отверстиях соответствующего, например, прямоугольного сечения и закрепляются или раскрепляются в них с помощью одних и тех же стопорных штырей.2. Низководный мост по п.1, отличающийся тем, что ледоперевальное устройство выполнено с повышенной бровкой, а прохожая часть выполнена с понижением к уровню проезжей части на толщину продольного бруса 8-10 см, со сквозными вертикальными отверстиями в пролетном строении по краям проезжей части с заданным шагом и формой сечения, в которые опускаются, а после прохода ледохода вынимаются и раскрепляются с помощью стопорных штырей стойки мостового, например, барьерного, ограждения, причем продольный брус предварительно освобождается от болтов крепления кроме одного, вокруг которого он разворачивается на 90° и опускается в сцепке со стойками на поверхность проезжей или прохожей частей моста в горизонтальном положении.3. Низководный мост по п.1, отличающийся тем, что он снабжен перильным ограждением складной конструкции, расположенным за кромкой прохожей части, вплотную примыкая к боковой поверхности пролетного строения, вдоль которой оно опускается, и кронштейнами, которые размещены на боковой поверхности пролетного строения, а после прохода ледохода перильное ограждение поднимается до упора в кронштейны и нижними продольными элементами жестко закрепляется, например болтами, а при опускании свободно опирается на те же кронштейны верхними продольными элементами.4. Низководный мост по п.1, отличающийся тем, что он снабжен гибкими вешками, например, из высокопрочной проволоки диаметром 8-16 мм или полимерных, например резиновых, окрашенных прутков, закрепленных на стойках мостового ограждения для обозначения габаритных ориентиров по глубине и ширине на случай экстренного проезда, например, пожарных машин или машин скорой помощи, на спаде половодья, после пропуска ледохода, при затопленной проезжей части моста.Применение предлагаемой конструкции низководного моста позволяет реализовать технический результат за счет того, что сокращаются финансовые и трудовые затраты на подготовку проезжей части к пропуску ледохода, которая заключается в создании гладкой, обтекаемой поверхности моста для беспрепятственного скольжения льда не путем разборки, сборки и транспортировки мостовых ограждений с удалением за пределы моста, как это было в аналоге, а путем их укрытия, непосредственно на мосту, в цельном, неразборном виде в специально предусмотренные ниши. Причем для мостовых, например, тросовых ограждений ниши предусмотрены в виде продольных прорезей и отверстий, а для мостовых, например, барьерных ограждений - только из вертикальных отверстий с заданным шагом и формой сечения. Кроме того, ледоперевальное устройство выполняется с повышенной бровкой, а прохожая часть - с понижением к уровню проезжей части на толщину продольного бруса 8-10 см. Стойки мостовых, например, тросовых ограждений при опускании размещаются в отверстиях, а продольные элементы - в прорезях пролетного строения. Продольный брус мостового ограждения, перед опусканием, предварительно освобождается от болтов крепления, кроме одного, вокруг которого он разворачивается на 90 и в сцепке со стойками опускается соответственно - стойки в отверстия, а брус на поверхность моста в горизонтальном положении.При этом сокращение объемов разборки, сборки и транспортировки металлоизделий мостовых ограждений достигает 15-20 тонн на один, средней длины, мост;сокращается трудоемкость работ в десять раз, с 6-10 рабочих смен до 3-5 часов за счет упрощения операции по их укрытию и восстановлению в рабочее положение, которое сводится к последовательной перестановке стопорных штырей, по типу задвижки из одного отверстия в другое одним движением руки, раскреплению и опусканию в ниши, прорези и отверстия, за считанные секунды на каждую стойку мостового ограждения;улучшаются условия для экстренного проезда, например, пожарных машин или машин скорой помощи, при затопленной проезжей части моста, путем установки гибких вешек на стойки мостовых ограждений, для обозначения габаритных ориентиров по глубине и ширине проезда;повышается оперативность работ, в связи с высвобождением времени, в том числе, за счет отказа от услуг смежников, например транспортников, и открывающейся возможностью более точным, по результатам непосредственного наблюдения за ледовым режимом, а значит и более поздним назначением даты закрытия моста, продлевая сроки движения транспорта на 7-10 дней, против аналога и прототипа;устраняется опасность для жизни и здоровья людей за счет установки типовых мостовых ограждений, например тросовых или барьерных, которые в прототипе, в силу конструктивного несовершенства моста, не могли быть использованы, и наезд транспорта на прохожую часть при этом был не отвратим;удешевляются эксплуатационные затраты на борьбу со снежными заносами за ненадобностью, поскольку продуваемость моста обеспечена;сокращаются простои и перерывы в движении транспорта, в результате общего сокращения времени на подготовительно-заключительные работы, связанные с пропуском ледохода и снегоочисткой;заявляемое конструктивное решение имеет более высокий архитектурный уровень сооружения на фоне применения привычных для восприятия, типовых мостовых ограждений заводского дизайна.На фиг.1 изображен предлагаемый мост. Поперечное сечение с мостовыми ограждениями, установленными в рабочее положение.На фиг.2 - прохождение, перевалка льда через мост при опущенных, укрытых от ледохода, в ниши, прорези и отверстия мостовыми ограждениями.На фиг.3 - деталь прохожей части моста с перильными и мостовыми ограждениями в рабочем положении.На фиг.4 - деталь мостового ограждения с установленной гибкой вешкой и траекторией ее прогиба под воздействием льда.На фиг.5 - деталь мостового ограждения при развороте продольного бруса на 90.На фиг.6 - то же, с опущенной стойкой в вертикальное отверстие и продольным брусом, уложенным на проезжую часть моста.Низководный мост имеет свайные опоры 1 с насадками 2, установленное на них пролетное строение 3 с прохожей 4 и проезжей 5 частями, мостовые ограждения 6, ледоперевальное устройство 7, продольные прорези 8, вертикальные отверстия 9, стопорные штыри 10, кронштейны 11, перильное ограждение 12, гибкие вешки 13 и продольный брус 14.Пример осуществленияВыполнение операций по укрытию мостовых 6, в том числе перильных 13, ограждений от воздействия ледохода показано на примере низководного моста с односторонней прохожей 4 частью и заключается в следующем.Мостовое, например, тросовое ограждение 6, последовательно от стойки к стойке, вручную, вагой или краном “вывешивается”, приподнимается и удерживается на весу две, три минуты, время, необходимое для перестановки стопорного штыря 10 из нижнего в верхнее отверстие стойки, по типу задвижки - вынул-вставил. После чего мостовое ограждение 6 в цельном, неразборном виде последовательно опускается в ниши, причем тросы в узкие прорези 8, а стойки - в отверстия 9 до упора стопорного штыря 10 в гнездо на проезжей части 5. На этом подготовка мостового, например, тросового ограждения 6 к пропуску ледохода заканчивается.При подготовке мостового, например, барьерного ограждения 6 продольный брус 14 предварительно освобождается от болтов крепления к стойке, кроме одного, вокруг которого он вместе с консолями-амортизаторами разворачивается на 90 и после вывешивания и удаления стопорного штыря 10, в сцепке со стойками опускается в ниши, причем стойки в отверстия 9, а продольный брус 14 - на поверхность, соответственно, пониженной, к уровню проезда, прохожей 4 и проезжей 5 частей моста под укрытие повышенной бровки ледоперевального устройства 7. На этом подготовка мостового ограждения 6 к пропуску ледохода заканчивается.При подготовке перильного ограждения 12 верхняя часть освобождается от закрепления, например болтового, и опускается в нижнюю часть конструкции в соответствующие пазы и отверстия в верхнем продольном элементе и объединяются с ней, например, скрутками. После освобождения от крепления оно опускается вдоль боковой поверхности пролетного строения 3 до упора продольного элемента в кронштейны 11. Подготовка к пропуску ледохода закончена. Подъем и установка в рабочее положение всех видов мостовых ограждений 6 производится в обратном порядке.Гибкие вешки 13 устанавливаются в гнезда, скобы на стойках мостового ограждения 6 после их опускания в отверстие 9. По окончании ледохода гибкие вешки 13 удаляются и отправляются на хранение до следующего сезона.Применение предлагаемой конструкции низководного моста позволит снизить трудоемкость и финансовые затраты на его эксплуатацию, сократить сроки проведения подготовительно-заключительных работ по пропуску ледохода, устранить опасность для жизни и здоровья людей, прежде всего пешеходов, сократить простои транспорта на несколько дней, повысить оперативность, за счет сокращения числа смежников, улучшить условия содержания моста, повысить архитектурный уровень сооружения и найдет широкое применение при строительстве низководных мостов.