энергетическая установка морского базирования
Классы МПК: | F03B13/16 использующие перемещение элемента, приводимого в действие энергией волны, относительно другого элемента |
Автор(ы): | Шпаков Г.Т., Шпаков В.Г., Шпаков Е.Г. |
Патентообладатель(и): | Шпаков Григорий Тарасович, Шпаков Валерий Григорьевич, Шпаков Евгений Григорьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-08 публикация патента:
10.03.2004 |
Установка предназначена для преобразования энергии текучих сред в электрическую энергию в условиях открытого моря. Энергетическая установка морского базирования содержит заякоренное плавучее средство, электрогенератор, расположенный в его корпусе, и противовес. Электрогенератор, расположенный в корпусе, выполнен в виде воздушного турбоэлектрогенератора постоянного тока. В корпусе плавучего средства выполнена сквозная шахта, противовес в толще воды снабжен ротором с вертикально расположенными лопастями, кинематически связанным с мультипликатором и генератором постоянного тока, расположенными во внутренней полости противовеса. При этом на палубе плавучего средства вокруг сквозной шахты смонтированы гофрированные пневмокамеры переменного объема, верхние элементы которых шарнирно соединены со съемными консолями, жестко фиксируемыми на противовесе, а нагнетательные камеры гофрированных пневмокамер переменного объема соединены с воздушным турбоэлектрогенератором, электрически связанным с электрогенератором ротора с вертикально расположенными лопастями и внешней электросетью. Конструкция установки проста и надежна в эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Энергетическая установка морского базирования, содержащая заякоренное плавучее средство, электрогенератор, расположенный в его корпусе, и противовес, отличающаяся тем, что электрогенератор, расположенный в корпусе, выполнен в виде воздушного турбоэлектрогенератора постоянного тока, в корпусе плавучего средства выполнена сквозная шахта, противовес в толще воды снабжен ротором с вертикально расположенными лопастями, кинематически связанным с мультипликатором и генератором постоянного тока, расположенными во внутренней полости противовеса, при этом на палубе плавучего средства вокруг сквозной шахты смонтированы гофрированные пневмокамеры переменного объема, верхние элементы которых шарнирно соединены со съемными консолями, жестко фиксируемыми на противовесе, а нагнетательные камеры гофрированных пневмокамер переменного объема соединены с воздушным турбоэлектрогенератором, электрически связанным с электрогенератором ротора с вертикально расположенными лопастями и внешней электросетью.2. Энергетическая установка по п.1, отличающаяся тем, что в диаметральной плоскости корпуса плавучего средства выполнен вырез, совмещенный со сквозной шахтой, обеспечивающий укладку “по-походному” противовеса с использованием лебедки и грузового троса.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к морской энергетике, а именно к устройствам для преобразования волн, естественных местных и океанических течений в электрическую энергию в условиях открытого моря. Известна энергетическая установка морского базирования, содержащая заякоренное плавучее средство, электрогенератор, расположенный в его корпусе, и противовес (авторское свидетельство СССР 1333817 А1, МПК 7 F 03 В 13/12, опубл. 30.08.1987, 2с.). Такая энергетическая установка имеет малую мощность и ограниченную функциональность. Задачей изобретения является повышение мощности и расширение функциональных возможностей. Указанный технический результат достигается за счет того, что электрогенератор, расположенный в корпусе, выполнен в виде воздушного турбоэлектрогенератора постоянного тока, в корпусе плавучего средства выполнена сквозная шахта, противовес в толще воды снабжен ротором с вертикально расположенными лопастями, кинематически связанным с мультипликатором и генератором постоянного тока, расположенными во внутренней полости противовеса, при этом на палубе плавучего средства вокруг сквозной шахты смонтированы гофрированные пневмокамеры переменного объема, верхние элементы которых шарнирно соединены со съемными консолями, жестко фиксируемыми на противовесе, а нагнетательные камеры гофрированных пневмокамер соединены с воздушным турбоэлектрогенератором, электрически связанным с электрогенератором ротора с вертикально расположенными лопастями и внешней электросетью, в диаметральной плоскости корпуса плавучего средства выполнен вырез, совмещенный со сквозной шахтой, обеспечивающий укладку "по-походному" противовеса с использованием лебедки и грузового троса. Изобретение поясняется графическим материалом, где на чертеже схематически изображена энергетическая установка морского базирования, общий вид (частичные вырывы). Энергетическая установка морского базирования содержит заякоренную плавучесть 1, противовес 2 с ребрами-стабилизаторами 3, турбоэлектрогенератор 4 постоянного тока, гофрированные пневмокамеры переменного объема 5, консоли 6, шарнир карданный 7, электрогенератор 8 постоянного тока, мультипликатор 9, шахту сквозную 10, лебедку 11, вырез 12, вал 13, трос грузовой 14, ротор 15, тросы якорные 16, якоря гравитационные 17 и электрокабель внешней электросети 18. В качестве носителей элементов энергетической установки целесообразно использовать круглые в плане плавучие средства, диаметр которых должен быть равным или меньше 1/2 длины доминирующей в море волны. Энергетическая установка работает следующим образом. В район постоянной эксплуатации энергетическая установка буксируется на плаву с приподнятым противовесом 2. После постановки на якоря и установки противовеса в вертикальное положение посредством лебедки 11 и троса 14, жесткого закрепления съемных консолей 6 на противовесе энергетическая установка приводится в рабочее положение. При вращении на течении в толще воды ротора 15 приводятся во вращение вал 13, мультипликатор 9 и электрогенератор 8. На волнении, в процессе качки плавучести 1, консоли 6 в вертикальной плоскости попеременно воздействуют на верхние элементы гофрированных пневмокамер переменного объема 5, последние попеременно то всасывают, то нагнетают через общий ресивер воздух под давлением в турбоэлектрогенератор 4, который автоматически с электрической стороны подключается к электрогенератору 8 ротора 15 и внешней электросети. Вырабатываемая электроэнергия может быть передана по кабелю 18 на приемный береговой терминал или использована потребителями непосредственно на борту плавучести 1.Класс F03B13/16 использующие перемещение элемента, приводимого в действие энергией волны, относительно другого элемента