способ изготовления подшипника скольжения
Классы МПК: | F16C33/20 поверхности скольжения, выполненные в основном из пластмасс |
Автор(ы): | Богачев А.П. |
Патентообладатель(и): | Хабаровский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-02 публикация патента:
10.03.2004 |
Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. В способе изготовления подшипников скольжения, заключающемся в нарезании на внутренней поверхности втулки канавок и фиксации к ней антифрикционной пленки путем запрессовки ее участков в канавки и заполнения оставшегося объема канавок жидкой композицией с последующим ее отверждением, запрессовку антифрикционной пленки в канавки производят давлением, создаваемым сжатым воздухом внутри втулки. Технический результат заключается в повышении долговечности подшипника. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ изготовления подшипника скольжения, заключающийся в нарезании на внутренней поверхности втулки канавок и фиксации к ней антифрикционной пленки путем запрессовки ее участков в канавки и заполнения оставшегося объема канавок жидкой композицией с последующим ее отверждением, отличающийся тем, что запрессовку антифрикционной пленки в канавки производят давлением, создаваемым сжатым воздухом внутри втулки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. Известен способ изготовления подшипника скольжения, заключающийся в подготовке внутренней поверхности втулки и фиксации на ней антифрикционной пленки (А. В. Чичинадзе. Полимеры в узлах трения машин и приборов. М.:Машиностроение, 1980, с.23). Недостатком этого способа является ненадежность крепления антифрикционной пленки. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления подшипника скольжения, заключающийся в нарезании на внутренней поверхности втулки канавок и фиксации к ней антифрикционной пленки путем запрессовки ее участков в канавки и заполнения оставшегося объема канавок жидкой композицией с последующим ее отверждением (патент РФ 2167348, Б.И. 14, 2001 г.). Недостатком известного способа является то, что антифрикционную пленку запрессовывают в канавки путем накатки роликом, что не обеспечивает полного копирования профиля канавки пленкой (особенно в виде ласточкиного хвоста), что приводит к разрушению узла крепления антифрикционной пленки при работе с динамическими нагрузками и снижает долговечность подшипника скольжения. Кроме того, такой способ приводит к повреждению антифрикционной пленки при запрессовке ее в канавки. Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения. Указанная задача решается тем, что в предлагаемом способе, заключающeмся в нарезании на внутренней поверхности втулки канавок и фиксации к ней антифрикционной пленки путем запрессовки ее участков в канавки и заполнении оставшегося объема канавок жидкой композицией с последующим ее отверждением, запрессовку антифрикционной пленки в канавки производят давлением, создаваемым сжатым воздухом внутри втулки. Запрессовка антифрикционной пленки в канавки посредством давления, создаваемого сжатым воздухом внутри втулки, обеспечивает полное копирование профиля канавок пленкой и исключает повреждение антифрикционной пленки при ее загибах. Использование сжатого воздуха в качестве рабочей среды позволяет создать прочное сцепление после отверждения жидкой композиции с антифрикционной пленкой, так как он не влияет на адгезию и не требует специальной очистки полости втулки после формирования пленки в канавках. Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена схема сборки втулки с запрессованной в канавки антифрикционной пленкой; на фиг.2 приведен узел I на фиг.1 - вид канавки, заполненной полимерной пленкой. Для реализации способа используют втулку 1 и антифрикционную полимерную пленку 2, например, из фторопласта с наполнителем из дисульфида молибдена или графита. На внутренней поверхности втулки 1 нарезают канавки 3 с профилем, например, в виде ласточкиного хвоста. Затем на внутреннюю поверхность втулки 1 накладывают антифрикционную полимерную пленку 2. Втулку 1 помещают посредством герметичной посадки в приводную крышку 4 и закрывают герметично запорной крышкой 5 с отверстием 6, через которое под давлением подают сжатый воздух в полость, образованную стенками втулки 1, приводной крышкой 4 и запорной крышкой 5. Величину давления и продолжительность воздействия сжатого воздуха выбирают экспериментально, в зависимости от размеров втулки 1 и упругих свойств материала антифрикционной пленки 2. Оставшуюся часть объема канавок 3 заполняют жидкой полимерной композицией (например, эпоксидной смолой с наполнителем в виде графита или дисульфита молибдена) под действием центробежных сил при вращении приводной крышки 4, с последующим отверждением жидкой композиции. В отличие от аналогов данный способ изготовления антифрикционных изделий позволяет повысить долговечность узлов трения за счет более надежной фиксации антифрикционной пленки относительно несущей поверхности основы, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками, а также повысить производительность за счет простоты процесса изготовления и исключения очистки полости втулки от рабочей среды для прессования.Класс F16C33/20 поверхности скольжения, выполненные в основном из пластмасс