способ оценки уровня технического совершенства авиационной сельскохозяйственной аппаратуры
Классы МПК: | G01M19/00 Испытание различных конструкций и устройств, не отнесенное к другим группам данного подкласса B64D1/16 сбрасывание порошкообразных, жидких или газообразных веществ, например для борьбы с пожарами |
Автор(ы): | Кобзарь В.Ф., Декальчук А.А., Москалева Н.А. |
Патентообладатель(и): | Кубанский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-04-20 публикация патента:
10.03.2004 |
Изобретение относится к летательным аппаратам. Способ заключается в измерении технических параметров при летных испытаниях образца новой сельскохозяйственной аппаратуры и сравнении с техническими параметрами ранее испытанного образца сельскохозяйственной аппаратуры. В процессе реализации способа измеряют при летных испытаниях для каждого образца сельскохозяйственной аппаратуры следующие технические параметры: плотность вещества, осевшего на единицу площади, полетный вес летательного аппарата во время пролета учетной линии, секундный расход рабочей жидкости, давление жидкости на выходе из насоса, температуру воздуха в момент пролета учетной линии, давление воздуха, рабочую скорость полета, скорость ветра, направление ветра относительно направления полета, ширину рабочего захвата образца новой аппаратуры. Для каждого образца аппаратуры определяют приведенную плотность вещества, осевшего на единицу площади, приведенный секундный расход рабочей жидкости и приведенную ширину рабочего захвата. Изобретение направлено на получение объективной оценки аппаратуры.
Формула изобретения
Способ оценки уровня технического совершенства сельскохозяйственной аппаратуры для летательного аппарата, заключающийся в измерении технических параметров при летных испытаниях образца новой сельскохозяйственной аппаратуры и сравнении с техническими параметрами ранее испытанного образца сельскохозяйственной аппаратуры, отличающийся тем, что измеряют при летных испытаниях для каждого образца сельскохозяйственной аппаратуры следующие технические параметры:G - плотность вещества, осевшего на единицу площади, кг/м2 (шт/м2);Gла - полетный вес летательного аппарата во время пролета учетной линии, кг;Q - секундный расход рабочей жидкости, л/с;рн - давление жидкости на выходе из насоса, мм рт.ст.;t - температура воздуха в момент пролета учетной линии, С;р - давление воздуха, мм рт.ст.;Vp - рабочая скорость полета, м/с;W - скорость ветра, м/с; - направление ветра относительно направления полета, град; - ширина рабочего захвата образца новой аппаратуры, м, а затем определяют для каждого образца упомянутой аппаратуры приведенную плотность Gпр вещества, осевшего на единицу площади, приведенный секундный расход Qпр рабочей жидкости и приведенную ширину пр рабочего захвата по формулам где V - систематическая (инструментальная + аэродинамическая) погрешность измерения скорости полета, м/с;(рн)ст - нормированное давление насоса образца новой аппаратуры, мм рт. ст.;Gmax - максимально допустимый полетный вес летательного аппарата с образцом новой аппаратуры, кг;Gmin - минимально допустимый полетный вес летательного аппарата с образцом новой аппаратуры, кг, при этом V берется со знаком "+", если систематическая погрешность бортового указателя скорости имеет знак "-" и наоборот, а слагаемое Wcos берется со знаком "+", если полет к учетной линии осуществляется по ветру и со знаком "-", если полет осуществляется против ветра.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике. Известна оценка уровня технического совершенства образцов авиационной техники, например самолетов, заключающаяся в том, что данные о технических параметрах образца, определенные в реальных условиях его испытаний, приводят к стандартным условиям (см. Костик М.Г. и др. Летные испытания самолетов. -М. : Машиностроение, 1965), после чего сравнивают их с данными, полученными при испытаниях ранее созданных образцов или с заданными техническими условиями на создание образца авиационной техники и принимают решение о целесообразности серийного производства испытываемого образца. Необходимость приведения результатов испытаний образцов авиационной техники к стандартным условиям обусловлена тем, что без этого невозможно дать объективную оценку уровня технического совершенства вновь созданного образца авиационной техники, а, как следствие, нельзя исключить возможность принятия ошибочного решения о целесообразности его серийного производства. Известен способ оценки уровня технического совершенства авиационной сельскохозяйственной аппаратуры, заключающийся в том, что полученные в результате летных испытаний данные о технических параметрах вновь созданной авиационной сельскохозяйствекнной аппаратуры без приведения их к стандартным условиям сравнивают с результатами испытаний ранее созданных образцов аналогичного назначения, после чего принимают решение о целесообразности ее серийного производства (см. Методика проведения полевых опытов и исследований по разработке технологии авиационных работ в сельском хозяйстве и агротехнической оценке авиационной сельхозаппаратуры. -М.: МГА, МСХ СССР. - 1983. - 180 с.). Недостатком этого способа является то, что он не позволяет объективно оценить уровень технического совершенства вновь созданных образцов авиационной сельскохозяйственной аппаратуры и принять безошибочное решение о целесообразности их серийного производства. Техническим решением задачи является обеспечение объективной оценки уровня технического совершенства образцов авиационной сельскохозяйственной аппаратуры. Поставленная задача достигается за счет того, что полученные в реальных условиях летных испытаний данные о технических параметрах испытываемой и базовой (ранее созданной) авиационной сельскохозяйственной аппаратуры приводят к стандартным условиям по формулам:где Gпр - приведенная к стандартным условиям плотность используемого вещества, осевшего на единицу площади, кг(л), шт./м2;
G - определенная при испытаниях плотность вещества, осевшего на единицу площади, кг(л), шт./м2;
V - зарегистрированная в момент пролета над учетной линией скорость полета летательного аппарата, м/с;
V - систематическая (инструментальная + аэродинамическая) погрешность измерения скорости бортовым указателем скорости полета, м/с;
Vр - рабочая скорость полета при обработке объектов с летательных аппаратов данного типа, м/с;
t - температура воздуха в момент пролета учетной линии, oC;
р - давление воздуха, мм рт.ст.;
W - скорость ветра, м/с;
- направление ветра относительно направления полета, град;
Qпр - приведенный к стандартным условиям секундный расход рабочей жидкости, л/с;
Q - определенный при испытаниях секундный расход рабочей жидкости, л/с;
Pн - давление жидкости на выходе из насоса, мм рт.ст.;
(Pн)ст - нормированное давление насосов для авиационной сельскохозяйственной аппаратуры, мм рт.ст.;
пр - приведенная к стандартным условиям ширина рабочего захвата, м;
- определенная по результатам испытаний ширина рабочего захвата, м;
Gmax - максимально допустимый полетный вес летательного аппарата, на который установлена испытываемая сельскохозяйственная аппаратура, кг;
Gmin - минимально допустимый полетный вес летательного аппарата, на котором установлена испытываемая аппаратура, кг;
G - полетный вес летательного аппарата во время пролета учетной линии, кг,
после чего сравнивают полученные данные с данными технических параметров (ширина рабочего захвата, плотность осадка используемого вещества, секундный расход вещества и др. ) ранее созданных образцов авиационной сельскохозяйственной аппаратуры и принимают соответствующее решение. Пример конкретного применения заявляемого способа
Проходит летные испытания опытный образец опрыскивателя, предназначенного для замены устаревшего опрыскивателя, установленного на самолете АН-2, который после приведения данных к стандартным условиям обеспечивал ширину рабочего захвата В= 40 м, максимально возможный секундный расход рабочей жидкости G= 19 л/с и плотность капель на единицу обрабатываемой площади 30 шт./см2. Летный эксперимент проводился при температуре воздуха t=15oС, давлении P= 765 мм рт.ст., встречном ветре (=180o), скорость которого была W=3 м/с. Бортовой указатель скорости полета, установленный на самолете, имеет сиcтематическую (аэродинамическую + инструментальную) погрешность V=+5 км/ч (1,39 м/с). Полетный вес самолета в момент пролета учетной линии составлял G=4200 кг. Насос в момент пролета учетной линии создавал давление Рн=4940 мм рт. ст. (6,5 кг/см2). Зарегистрированная в момент пролета учетной линии скорость полета V=150 км/ч (41,7 м/с). Рабочая скорость полета при опрыскивании сельскохозяйственных угодий с самолетов АН-2 V=150 км/ч (41,7 м/с). Максимально допустимый полетный вес самолета АН-2 Gmax=5250 кг. Минимально допустимый полетный вес самолета АН-2 Gmin=3750 кг. Предположим, что стандартное давление насоса для авиационной сельскохозяйственной аппаратуры (Рн)ст=6 кг/см2 (4560 мм рт.ст.). При проведении летного эксперимента получили, что плотность капель G=31 шт. /см2; секундный расход жидкости - Q=19 л/с, ширина рабочего захвата В=39 м. Полученные в летном эксперименте данные приводят к стандартным условиям
Сравнивая полученные в результате расчетов данные с полученными аналогичным путем данными ранее созданного образца, делают выводы об уровне их технического совершенства и принимают соответствующее решение. В данном случае опытный образец аппаратуры обладает преимуществом перед устаревшим опрыскивателем по двум параметрам: ширине рабочего захвата (увеличена на 5%) и секундному расходу рабочей жидкости (на 4,7%).
Класс G01M19/00 Испытание различных конструкций и устройств, не отнесенное к другим группам данного подкласса
Класс B64D1/16 сбрасывание порошкообразных, жидких или газообразных веществ, например для борьбы с пожарами