транспортная рельсобалочная конструкция
Классы МПК: | B66C6/00 Балки и прочие опорные конструкции для подкрановых путей к кранам B66C7/08 конструктивные особенности рельсов подкрановых путей или арматура рельсов |
Автор(ы): | Нежданов К.К., Туманов В.А., Нежданов А.К., Лаштанкин А.С., Туманов А.В. |
Патентообладатель(и): | Пензенская государственная архитектурно-строительная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-12-17 публикация патента:
20.03.2004 |
Изобретение относится к транспортным конструкциям с интенсивным тяжелым режимом работы. Транспортная рельсобалочная конструкция, симметричная относительно вертикальной оси, содержит подкрановую балку, тормозную балку, арочный рельс, тормозной двуглавый рельс и амортизатор. Арочный рельс образует полость под центральной главой. Подкрановая балка выполнена с желобом в верхнем поясе. Трубчатый амортизатор поддерживает снизу арочный рельс и опирается в желоб подкрановой балки. Тормозной двуглавый рельс выполнен с центральным гофром, копирующим профиль арочного рельса. Тормозная балка выполнена с продольным гофром, копирующим профиль тормозного двуглавого рельса и входящим в его полость. Подкрановая балка выполнена составной прокатной, при этом ее желоб расположен симметрично желобу в тормозной балке, с образованием замкнутой полости, в которую плотно вложен упомянутый трубчатый амортизатор. Амортизатор выполнен эллиптической формы. При этом все элементы транспортной рельсобалочной конструкции соединены в единое целое полыми заклепками с внедренными сердечниками. Технический результат изобретения - повышение выносливости и ремонтопригодности конструкции и снижение ее материалоемкости и трудоемкости изготовления. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Транспортная рельсобалочная конструкция, симметричная относительно вертикальной оси и содержащая арочный рельс, образующий полость под центральной главой, подкрановую балку, выполненную с желобом в верхнем поясе, и трубчатый амортизатор, поддерживающий снизу арочный рельс и опирающийся в желоб подкрановой балки, отличающаяся тем, что она снабжена тормозным двуглавым рельсом, расположенным симметрично относительно упомянутой вертикальной оси и выполненным с центральным гофром, копирующим профиль арочного рельса, выполненный параболической формы, и тормозной балкой, выполненной с продольным гофром, копирующим профиль тормозного двуглавого рельса и входящим в полость последнего, подкрановая балка выполнена составной прокатной, при этом ее желоб расположен симметрично желобу в тормозной балке, с образованием замкнутой полости, в которую плотно вложен упомянутый трубчатый амортизатор, выполненный эллиптической формы, при этом все элементы соединены в единое целое полыми заклепками с внедренными сердечниками.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным конструкциям с интенсивным (0,6....0,8 млн циклов в год) тяжелым 8К, 7К режимом работы кранов.В первую очередь конструкция предназначена для цехов черной и цветной металлургии. Конструкция также предназначена для главных балок железнодорожных мостов.Аналогом конструкции является патент RU 2126768 С1 27.02.1999 г. [8], а также двутавровая сварная подкрановая балка с тормозной балкой и рельсом [1].Недостатки аналога следующие:- низкая выносливость и ремонтопригодность [2];- большая материалоемкость и трудоемкость изготовления [3].Технический результат изобретения - повышение выносливости и ремонтопригодности конструкции и снижение ее материалоемкости и трудоемкости изготовления.При разработке конструкции использованы следующие патенты и заявки на изобретение: подкрановая балка с желобчатым верхним поясом [4, патент №2095527]; соединение пакета элементов полыми заклепками с внедряемым сердечником [5, патент №2114328]; трехглавый арочный рельс [6, патент №2081049], [7, патент №2067646]; способ замены кранового рельса [8, патент №2126768]; [9, а.с. №358248].Технический результат реализован тем, что транспортная рельсобалочная конструкция симметрична относительно вертикальной оси. Она содержит арочный рельс, образующий полость под центральной главой, подкрановую балку, выполненную с желобом в верхнем поясе, и трубчатый амортизатор, поддерживающий снизу арочный рельс и опирающийся в желоб подкрановой балки.Тормозной двуглавый рельс расположен симметрично относительно упомянутой вертикальной оси Y. Он выполнен с центральным гофром, копирующим профиль арочного рельса.Арочный рельс выполнен параболической формы. Тормозная балка выполнена с продольным гофром, копирующим профиль тормозного двуглавого рельса и входящим в полость последнего.Подкрановая балка выполнена составной прокатной, при этом ее желоб расположен симметрично желобу в тормозной балке, с образованием замкнутой полости. В замкнутую полость плотно вложен упомянутый трубчатый амортизатор, выполненный эллиптической формы.При этом все элементы соединены в единое целое полыми заклепками с внедренными сердечниками.Сопоставление с аналогом показывает следующие существенные отличия:- арочный рельс выполнен арочного профиля;- прокатный двуглавый тормозной рельс имеет продольный арочный гофр, ориентированный вверх и западающий в полость основного рельса;- применен трубчатый амортизатор, копирующий профиль полости в тормозном рельсе и профиль желоба в подкрановой балке;- прокатная подкрановая балка симметрична с желобчатыми поясами из профильных листов (заявка готовится);- все соединения выполнены полыми заклепками с внедренными сердечниками и являются сдвигоустойчивыми [5, патент №2114328].На чертеже показано сечение разработанной транспортной рельсобалочной конструкции.Транспортная рельсобалочная конструкция содержит: арочный рельс 1, тормозной двуглавый рельс 2, тормозную балку 3, симметричную относительно оси Y, трубчатый амортизатор 4, прокатную подкрановую балку 5. Транспортная рельсобалочная конструкция имеет вертикальную Y и горизонтальную Х оси симметрии, проходящие через центр тяжести сечения.Арочный рельс 1 имеет параболическую полость под центральной главой, воспринимающей динамические вертикальные импульсы Р от безребордных колес крана.Тормозной двуглавый рельс 2 выполнен симметричным относительно вертикальной оси Y с центральным гофром, западающим в полость арочного рельса и копирующим его профиль.Тормозной двуглавый рельс 2 воспринимает горизонтальные динамические импульсы Т от направляющих роликов крана. Направляющие ролики снабжены гребнями снизу, исключающими сход крана с рельсов. Трубчатый амортизатор 4 имеет эллиптический профиль.Тормозная балка 3 симметрична относительно вертикальной оси Y с продольным гофром, западающим в полость тормозного рельса и копирующим его профиль.Подкрановая балка 5 выполнена составной, прокатной, симметричной относительно осей Х и Y. Она имеет желоб, симметричный желобу в тормозной балке, которые вместе образуют эллиптическую замкнутую полость под арочным рельсом. В эту замкнутую полость вложен эллиптический трубчатый амортизатор, поддерживающий снизу арочный рельс и опирающийся в желоб подкрановой балки.Соединения 6 [5, патент №2114328] выполнены полыми заклепками с внедренными сердечниками и являются сдвигоустойчивыми. Тормозная балка 3 симметрична относительно вертикальной оси Y (она ставится при больших пролетах).На чертеже хорошо видно, что верхняя и нижняя части транспортной рельсобалочной конструкции выполнены многослойными по принципу “матрешки”, подобно пластинчатой рессоре.По обе стороны от центральной главы арочного рельса 1 имеется четыре слоя, а именно: шейка арочного рельса 1, шейка тормозного двуглавого рельса 2, стенка тормозной балки 3, стенка трубчатого амортизатора 4, опирающегося на прокатную подкрановую балку 5. Кривизны всех элементов соответствуют параболе или эллипсу и друг другу. Трубчатый амортизатор 4 плотно западает в продольный желоб подкрановой балки 5 и четко фиксируется по вертикальной оси Y.Тормозную балку 3 плотно надвигают продольным гофром с торца или надевают на амортизатор 4 и четко фиксируют по вертикальной оси Y. Тормозной рельс 2 плотно надвигают с торца или надевают на продольный гофр тормозной балки и также четко фиксируют. Арочный рельс 1 плотно надвигают с торца или надевают на продольный гофр тормозного рельса 2 и также четко фиксируют по оси Y.Многослойность позволяет увеличить выносливость и прочность, так как тонкий прокат имеет более высокие прочностные характеристики, и повысить ремонтопригодность.Многослойность позволяет выполнить арочный рельс 1 и тормозной рельс 2 одинаковым для кранов разной грузоподъемности, а изгибные и крутильные характеристики верхней части конструкции регулировать посредством толщины тормозной балки 3 и толщины стенки трубчатого амортизатора 4. На чертеже гофр тормозной балки ориентирован вверх. Ориентация гофра может быть изменена вниз.При конструировании по принципу “матрешки” расход высокопрочной рельсовой стали уменьшен. Рельсовая сталь работает в самых напряженных зонах, причем ремонтопригодность значительно повышена. В первую очередь изнашивается арочный рельс 1, и его легко заменяют известным способом [9]. Даже при полном снятии креплений арочного рельса 1 работоспособность рельсового пути не нарушается. Работу кранов при замене рельсов не останавливают и основной производственный процесс в цехе не нарушают.Все элементы транспортной рельсобалочной конструкции выполнены на прокатном стане. Концентрация напряжений в каждом из элементов сведена к минимуму, то есть к единице. Сопряжение элементов друг с другом также осуществлены с минимальной концентрацией напряжений, близкой к единице, так как применены соединения полыми заклепками с внедренными сердечниками [5].Изготовление транспортной рельсобалочной конструкции выполняется на автоматизированной прокатной линии (разрабатывается). Экономический эффект возник из-за следующего:- повышена выносливость транспортной рельсобалочной конструкции вплоть до “неограниченной”, так как динамическая амплитуда, составляющая локальных напряжений снижена столь значительно и эффективные коэффициенты концентрации напряжений [10, с.136...141] сведены к минимуму (единице), что возникновение усталостных трещин в конструкции невозможно;- повышена ремонтопригодность, так как изнашиваемая часть конструкции, арочный и тормозной рельсы, легко заменяют известным способом [9];- снижена материалоемкость;- трудоемкость изготовления транспортной рельсобалочной конструкции снижена. Литература1. Муханов К.К. Металлические конструкции. - М.: Стройиздат, 1978, 512 с.2. Кикин А.И. и др. Повышение долговечности металлических конструкций промышленных зданий / Под ред. А.И. Кикина. - М., 1984, 301 с.3. Нежданов К.К. Совершенствование подкрановых конструкций и методов их расчета. Дисс. докт. техн. наук. - Пенза, 1992.4. №2095527. Патент России. Нежданов К.К., Нежданов А.К. Металлическая подкрановая конструкция: Бюл. №31 - 10.11.1997.5. №2114328. Патент России. Нежданов К.К., Васильев А.В., Калмыков B.A., Нежданов А.К. Способ и устройство для неподвижного соединения: Бюл. №18 - 27.06.1998.6. №2081049. Патент России. Нежданов К.К., Нежданов А.К. Подкрановый рельс: Бюл. №16 - 10.06.1997.7. №2067646. Патент России. Нежданов К.К., Нежданов А.К. Устройство Неждановых для усиления подкрановой конструкции: Бюл. №28-10.10.1996.8. №2126768. Патент России. Нежданов К.К., Нежданов А.К., Тамбовцев Е.Н. Способ и устройство для усиления подкрановой балки: Бюл. №6-27.02.1999. [15].9. Нежданов К.К., Мишанин И.Н., Иллюстров Г.Б. Способ замены кранового рельса: а.с. 358248, СССР, М. Кл. В 66 С 7/08//Бюл. №33-1972.10. Справочник по кранам: В 2 т. T.1. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлических конструкций/ В.И. Брауде, М.М. Гохберг, И.Е. Звягин и др.; Под общ. ред. М.М. Гохберга. - М.: Машиностроение, 1988, 536 с.Класс B66C6/00 Балки и прочие опорные конструкции для подкрановых путей к кранам
Класс B66C7/08 конструктивные особенности рельсов подкрановых путей или арматура рельсов