противоугонный захват для кранов

Классы МПК:B66C9/18 с блокирующими устройствами для удержания тележек или кранов от произвольного движения по подкрановым путям 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Свердловэнерго"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-14
публикация патента:

Изобретение относится к грузоподъемным машинам, а именно к противоугонным захватам для удержания крана на рельсовом пути от угона ветром, и может быть использовано на козловых башенных, портальных и других кранах, работающих на открытом воздухе. Противоугонный захват содержит двуплечие рычаги, короткие плечи которых выполнены в нижней части в виде полых корпусов, в которых свободно установлены прижимные ролики и губки, выполненные с насечкой для взаимодействия с головкой рельса, а с другой - в виде встроенных самотормозящихся плоскостей для взаимодействия с роликами. Техническим результатом является повышение надежности в работе, а также срабатывание устройства при включении привода и упрощение конструкции. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Противоугонный захват для кранов, содержащий шарнирно закрепленные в корпусе двуплечие рычаги, длинные плечи которых с помощью винта и гаек кинематически связаны с электромеханическим приводом поворота рычагов и короткие плечи снабжены зажимными губками, отличающийся тем, что короткие плечи двуплечих рычагов выполнены в нижней части в виде полых прямоугольных корпусов с опорными поверхностями, внутри которых на осях установлены ролики и свободно плавающие подпружиненные прижимные губки, выполненные с одной стороны с насечкой для взаимодействия с рельсом, а с другой - в виде двусторонних встречных самотормозящихся конических поверхностей для взаимодействия с прижимными роликами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к грузоподъемным машинам, а именно к противоугонным захватам для удержания от угона ветром грузоподъемных кранов на рельсовом пути, и может быть использовано на козловых, башенных, портальных кранах, работающих на открытом воздухе.

Известны противоугонные захваты для кранов, содержащие шарнирно закрепленные в корпусе двуплечие рычаги, длинные плечи которого с помощью винта и гаек кинематически связаны с приводом поворота рычагов и короткие плечи снабжены эксцентриками для взаимодействия с головкой рельса (см. Абрамович И.И., Котельников Г.А. Козловые краны общего назначения. - 1980, с.187).

Недостатком известного устройства является низкая надежность: после 2...3 раз прижима эксцентриков к головке рельса насечка эксцентриков срывалась, надежность работы захватов резко снижалась и требовалась замена эксцентриков.

Наиболее близким по технической сущности является противоугонное устройство, содержащее шарнирно установленные в корпусе двуплечие рычаги, длинные плечи которых с помощью винта и гаек кинематически связаны с приводом поворота двуплечих рычагов, а короткие плечи двуплечих рычагов снабжены направляющими башмаками, взаимодействующие с прижимными клиньями, выполненные с насечкой для взаимодействия с головкой рельса, (см. а.с. №977363, кл. В 66 С 9/18 от 28.05.81г.).

Однако конструкция данного противоугонного устройства также имеет низкую надежность в работе: при движении крана под действием ветра торможение крана осуществляется от заклинивания прижимных клиньев к головке рельса от перемещения направляющих башмаков, которым необходимо преодолеть сопротивление силовых пружин. Заклинивание может происходить только при резких рывках, что крайне опасно для устойчивости крана.

Технической задачей заявляемого устройства является повышение надежности в работе, т.е. надежности удержания крана на рельсовом пути при порывах ветра, достигающего скорости более 14 м/с - ветер нерабочего состояния, достижение надежности срабатывания устройства при включении привода и упрощение конструкции.

Указанная техническая задача решается тем, что короткие плечи двуплечих рычагов выполнены в нижней части в виде полых прямоугольных корпусов с опорными поверхностями, внутри которых на осях установлены ролики и свободно плавающие подпружинные прижимные губки, выполненные с одной стороны с насечкой для взаимодействия с рельсом, а с другой - в виде двусторонних встречных самотормозящихся конических поверхностей для взаимодействия с прижимными роликами.

Сущность предложенного изобретения поясняется чертежами, где на

фиг.1 изображен общий вид противоугонного устройства (вид со стороны привода);

фиг.2 - то же, вид по стрелке А;

фиг.3 - то же, разрез по Б-Б;

фиг.4 - то же, сечение В-В.

Противоугонный захват для кранов содержит корпус 1, внутри которого на осях 2 установлены двуплечие рычаги 3, длинные плечи которых снабжены гайками 4, установленными на винте 5, выполненном с левой и правой винтовой нарезкой. На одном конце винта 5 установлен штурвал 6 для вращения винта 5 вручную, а на втором конце винта 5 установлена звездочка 7 ценной передачи вращения винта 5 от электромеханического привода.

Короткие плечи двуплечих рычагов 3 выполнены в виде полых прямоугольных корпусов 8 с опорными поверхностями 9, внутри которых на осях 10 установлены ролики 11 и свободно плавающие прижимные губки 12 подпружинные в корпусах 8 пружинами 13.

Прижимные губки 12 выполнены с одной стороны с насечкой для взаимодействия с рельсом, а другой - в виде двусторонних конических самотормозящихся поверхностей с углом самоторможения противоугонный захват для кранов, патент № 2225828 для взаимодействия с роликами 11.

Захват устанавливается на ходовой тележке крана с помощью кронштейна 14.

Работает противоугонное устройство следующим образом. При включении привода вращения или вращая штурвал 6 вручную, винт 5 вращения, гайки 4 перемещаясь по винту 5, поворачивают рычаги 3 на осях 2 в корпусе 1 и прижимают роликами 11 прижимные губки 12 к головке рельса.

При достижении максимального крутящего момента двигатель отключается.

При движении крана под действием силы ветра корпус захвата перемещается вместе с краном относительно рельса. Прижимные ролики 11, перекатываясь по коническим поверхностям относительно неподвижных прижимных губок 12, прижимают последние к головке рельса, происходит заклинивание губок 12 между роликами 11 и рельсом. Кран останавливается.

При включении привода вращения винта 5 в противоположную сторону рычаги 3, поворачиваясь на осях 2, отводят корпуса 8 коротких плеч рычагов 3 вместе с роликами 11 от головки рельса, освобождая от прижима губки 12. Кран растормаживается.

Такая конструкция противоугонного захвата позволяет удерживать кран на рельсовом пути от угона ветром с большой степенью надежности.

Вследствие того, что прижимные губки 12 свободно установлены в корпусах 8 коротких плеч рычагов 3, а плоскости, обращенные к роликам 11, выполнены с самотормозящимися углами порядка 4...6°, самозатягивание роликов 11 по этим плоскостям происходит свободно, самоторможение происходит гарантировано.

Выполнение самотормозящихся плоскостей встречными позволяет удерживать кран на рельсовом пути при двусторонних порывах ветра (прямом и обратном направлении).

Наверх