многофункциональный самолет тактического назначения

Классы МПК:B64C15/12 с помощью поворотно установленных реактивных двигателей 
G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
F41G3/22 для оружия на транспортных средствах, например на самолетах 
Автор(ы):, , , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ",
Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро",
Открытое акционерное общество "Корпорация "Фазотрон-НИИР"
Приоритеты:
подача заявки:
2003-07-29
публикация патента:

Изобретение относится к авиастроению. По бортовому каналу информационного обмена взаимосоединены планер, двигательная установка и средства механизации, общесамолетное оборудование, система управления самолетом и двигательной установкой, систему контроля и регистрации, комплексы навигационно-пилотажных средств, оптико-локационных прицельных средств и средств радиоэлектронного противодействия, радиолокационная прицельная система, система управления средствами поражения и пассивного противодействия, комплект средств поражения и пассивного противодействия, система средств связи и опознавания, два многофункциональных индикатора, коллиматорный индикатор на лобовом стекле с телевизионной камерой, органы оперативного управления, приборы резервной индикации, переносной носитель исходных данных и бортовая вычислительная система. В последней по магистрали вычислительного обмена взаимосоединены вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования параметров целеуказания и применения, формирования отображаемой информации, ввода-вывода управления обменом, распознавания в радиолокационном спектре вертолетов в режиме висения, идентификации слабозаметных в радиолокационном спектре наземных целей, формирования параметров экстренного анализа полета, дальнего и ближнего воздушных боев и боев по поверхности. Изобретение расширяет функциональные возможности и повышает эффективность применения самолета в боевом и учебно-боевом исполнениях. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Многофункциональный самолет тактического назначения, содержащий взаимосоединенные входами-выходами по бортовому каналу информационного обмена планер, двигательную установку и средства механизации, общесамолетное оборудование, систему управления самолетом и двигательной установкой, систему контроля и регистрации, комплекс навигационно-пилотажных средств, комплекс оптико-локационных прицельных средств, радиолокационную прицельную систему, комплекс средств радиоэлектронного противодействия, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, комплект средств поражения и пассивного противодействия, систему средств связи и опознавания, первый многофункциональный индикатор, коллиматорный индикатор на лобовом стекле с телевизионной камерой обзора закабинного пространства, органы оперативного управления, приборы резервной индикации, переносной носитель исходных данных, второй многофункциональный индикатор и бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования параметров целеуказания и применения, формирования отображаемой информации, ввода-вывода управления обменом, соответствующий вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы, подключенным к бортовому каналу информационного обмена, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен введенными в состав бортовой вычислительной системы и подключенными к магистрали вычислительного обмена вычислительно-логическими модулями распознавания в радиолокационном спектре вертолетов, находящихся в режиме висения, идентификации слабозаметных в радиолокационном спектре малоразмерных наземных целей, формирования параметров экстренного анализа полета, дальнего воздушного боя, дальнего боя по поверхности, ближнего воздушного боя и ближнего боя по поверхности, при этом взаимосоединенные по бортовому каналу информационного обмена первый многофункциональный индикатор, коллиматорный индикатор на лобовом стекле с телевизионной камерой обзора закабинного пространства, органы оперативного управления, приборы резервной индикации, второй многофункциональный индикатор и бортовая вычислительная система образуют индикационно-информационную интерактивную систему управления ситуациями полета, радиолокационная прицельная система во взаимодействии через бортовой канал информационного обмена с комплексом навигационно-пилотажных средств, комплексом средств радиоэлектронного противодействия, системой управления средствами поражения и пассивного противодействия, системой управления самолетом и двигательной установкой, комплектом средств поражения и пассивного противодействия, системой контроля и регистрации, индикационно-информационной интерактивной системой управления ситуациями полета образует радиолокационный канал обнаружения, селекции, сопровождения ориентиров и целей и применения по ним средств поражения, средств активного и пассивного противодействия, а комплекс оптико-локационных прицельных средств во взаимодействии с комплексом средств радиоэлектронного противодействия, системой управления самолетом и двигательной установкой, системой контроля и регистрации, комплектом средств поражения и пассивного противодействия, индикационно-информационной интерактивной системой управления ситуациями полета образуют оптико-локационный канал обнаружения, селекции, сопровождения ориентиров и целей и применения по ним средств поражения и средств активного и пассивного противодействия; радиолокационный и оптиколокационный каналы обнаружения, селекции, сопровождения ориентиров и целей и применения средств поражения и средств активного и пассивного противодействия во взаимодействии образуют комплексную интерактивную систему управления применением самолета, осуществляющего координированные в пространстве и времени учебные функции и боевые функции истребителя, перехватчика, бомбардировщика, штурмовика, постановщика помех и оперативного разведчика в одноместном боевом и двухместном учебно-боевом исполнении.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к самолетам авиации тактического назначения, обеспечивающим на ограниченном театре военных действий обнаружение, распознавание, сопровождение и поражение воздушных, наземных и надводных целей при одновременном проведении оборонительных мероприятий с применением средств активного и пассивного противодействия.

Известны современные многофункциональные (одноместные боевые и двухместные учебно-боевые) самолеты - аналоги (“Еврофайтер 2000”, МИГ-29, СУ-27, Макдоннел - Дуглас F/A-18A, Макдоннел - Дуглас YF-23A, Дассо “Рафаль”, Дассо “Мираж” 2000, представленные в книгах [I] Современные истребители. - М.: Хобби книга, 1994; [2], МИГ-29. Легкий фронтовой истребитель. - М.: Любимая книга, 1998; [3], СУ-27. История истребителя. - М.: РА Интервестник, 1999; [4], Истребитель Локхид - Мартин F-22 “Рэптор”. - М.: Авиация и космонавтика, №1, 1998).

Наиболее близким по технической сущности к заявленному является самолет F-22 “Рэптор” ([4], с. 7-21), содержащий взаимосоединенные по бортовому каналу информационного обмена планер, двигательную установку, средства механизации; общесамолетное оборудование, систему управления самолетом и двигательной установкой, систему контроля и регистрации, комплекс навигационно-пилотажных средств, комплекс оптико-локационных средств, радиолокационную прицельную систему, комплекс средств радиоэлектронного противодействия, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, комплект средств поражения и пассивного противодействия, систему средств связи и опознавания, многофункциональный индикатор, коллиматорный индикатор на лобовом стекле с телевизионной камерой обзора закабинного пространства, органы оперативного управления, приборы резервной индикации, переносной носитель исходных данных, другой многофункциональный индикатор, бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные по магистрали вычислительного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, ввода-вывода-управления информационным обменом, формирования параметров целеуказания и применения, формирования отображаемой информации. Недостатками ближайшего аналога являются: невозможность целеуказания и применения средств поражения по малоразмерным, слабозаметным в радиолокационном спектре наземным целям и ориентирам, а также вертолетов, находящихся в режиме висения; отсутствие возможности экстренного документального анализа результатов полета; отсутствие координированного выполнения самолетом (особенно в одноместном боевом исполнении) истребительных, штурмовых, бомбардировочных и оперативных разведывательных функций в быстротекущих и опасных боевых ситуациях.

Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение боевой эффективности применения одноместного боевого и двухместного учебно-боевого самолета тактического назначения.

Указанный технический результат достигается тем, что многофункциональный самолет тактического назначения, содержащий взаимосоединенные входами-выходами по каналу бортового информационного обмена планер, двигательную установку, средства механизации; общесамолетное оборудование, систему управления самолетом и двигательной установкой, комплекс навигационно-пилотажных средств, комплекс оптико-локационных прицельных средств, радиолокационную прицельную систему, комплекс средств радиоэлектронного противодействия, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, систему средств связи и опознавания, многофункциональный индикатор, коллиматорный индикатор на лобовом стекле с телевизионной камерой обзора закабинного пространства, органы оперативного управления, приборы резервной индикации, переносной носитель исходных данных, другой многофункциональный индикатор, бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования параметров целеуказания и применения, формирования отображаемой информации, ввода-вывода-управления обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы, подключенным к бортовому каналу информационного обмена, дополнительно снабжен введенными в состав бортовой вычислительной системы, подключенными к магистрали вычислительного обмена вычислительно-логическими модулями распознавания в радиолокационном спектре вертолетов, находящихся в режиме висения; идентификации слабозаметных в радиолокационном спектре малоразмерных наземных целей, формирования параметров экстренного анализа полета, дальнего воздушного боя, дальнего боя по поверхности, ближнего воздушного боя, ближнего боя по поверхности, при этом взаимосоединенные по бортовому каналу информационного обмена многофункциональный индикатор, коллиматорный индикатор на лобовом стекле с телевизионной камерой обзора закабинного пространства, органы оперативного управления, приборы резервной индикации, другой многофункциональный индикатор, бортовая вычислительная система образуют индикационно-информационную интерактивную систему управления ситуациями полета; радиолокационная прицельная система во взаимодействии через бортовой канал информационного обмена с комплексом навигационно-пилотажных средств, комплексом средств радиоэлектронного противодействия, системой управления средствами поражения и пассивного противодействия, системой управления самолетом и двигательной установкой, комплектом средств поражения и пассивного противодействия, системой контроля и регистрации, индикационно-информационной интерактивной системой управления ситуациями полета образуют радиолокационный канал обнаружения, селекции, сопровождения ориентиров и целей и применения средств поражения, средств активного и пассивного противодействия, а комплекс оптико-локационных прицельных средств во взаимодействии с комплексом средств радиоэлектронного противодействия, системой управления самолетом и двигательной установкой, системой контроля и регистрации, системой управления средствами поражения и пассивного противодействия, комплектом средств поражения и пассивного противодействия, индикационно-информационной интерактивной системой управления ситуациями полета образуют оптико-локационный канал обнаружения, селекции, сопровождения ориентиров и целей и применения средств поражения и средств активного и пассивного противодействия; радиолокационный и оптико-локационный каналы обнаружения, селекции, сопровождения ориентиров и целей и применения средств поражения и средств активного и пассивного противодействия во взаимодействии между собой, комплексную интерактивную систему управления применением самолета, осуществляющего координированные в пространстве и времени функции истребителя, перехватчика, бомбардировщика, штурмовика, постановщика помех и оперативного разведчика в одноместном боевом и двухместном учебно-боевом применении.

На чертеже представлена блок-схема многофункционального самолета, содержащего:

1 - планер, двигательная установка, средства механизации ПДУМ,

2 - общесамолетное оборудование ОСО,

3 - система управления самолетом и двигательной установкой СУСД,

4 - система контроля и регистрации СКР,

5 - комплекс навигационно-пилотажных средств КНПС,

6 - бортовой канал информационного обмена БКИО,

7 - комплекс оптико-локационных прицельных средств КОЛС,

8 - радиолокационная прицельная система РЛПС,

9 - комплекс средств радиоэлектронного противодействия КСРП,

10 - система управления средствами поражения и пассивного противодействия СУСП,

11 - комплект средств поражения и пассивного противодействия

КСПП,

12 - система средств связи и опознавания СССО,

13 - многофункциональный индикатор МФИП,

14 - коллиматорный индикатор на лобовом стекле с телевизионной камерой обзора закабинного пространства КИТК,

15 - органы оперативного управления ООУ,

16 - приборы резервной индикации ПРИ,

17 - переносной носитель исходных данных ПНИД,

18 - другой многофункциональный индикатор МФИВ,

19 - бортовая вычислительная система БВС,

20 - магистраль вычислительного обмена MBО,

21 - вычислительно-логический модуль (ВЛМ) объединенной базы данных ОБД,

22 - ВЛМ формирования навигационно-пилотажных параметров ФНП,

23 - ВЛМ ввода-вывода-управления информационным обменом ВВУО,

24 - ВЛМ формирования параметров целеуказания и применения ФПЦП,

25 - BЛМ формирования параметров отображаемой информации ФОИ,

26 - BЛМ распознавания вертолетов, находящихся в режиме висения РВВ,

27 - BЛМ идентификации, слабозаметных в радиолокационном спектре, малоразмерных наземных целей ИСЦ,

28 - BЛМ формирования параметров экстренного анализа полета ФПЭ,

29 - BЛМ дальнего воздушного боя ДВБ,

30 - BЛМ дальнего боя по поверхности ДБП,

31 - BЛМ ближнего воздушного боя БВБ,

32 - BЛМ ближнего боя по поверхности ББП.

Информационная взаимосвязь всего бортового оборудования осуществляется по БКИО 6, включающего ([2], стр.248-249) механические, электромеханические, электрические и естественные связи между взаимодействующим оборудованием.

Самолет может быть выполнен в одноместном (летчик) боевом и двухместном учебно-боевом (летчик-инструктор или летчик-оператор) вариантах. При этом в учебно-боевом варианте узлы МФИП 13, КИТК 14 (или его эквивалентное исполнение на основе многофункционального индикатора), ООУ 15, ПРИ 16, МФИВ 18 дополнительно устанавливаются на рабочем месте (или в дополнительной кабине) инструктора (оператора), а отдельные системы, например, КОЛС 7, РЛПС 8, КСРП 9, КСПП 11 могут применяться в эквивалентном имитационном исполнении с обеспечением циклограмм взаимосвязи.

Информационная взаимосвязь по передаче данных между входами-выходами ВЛМ БВС 19 осуществляется по магистрали вычислительного обмена МВО 20 ([5], Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. Цифровые вычислительные машины. - М.: Высшая школа, 1981, с.30, с.474) БВС 19, в которой ВВУО 23 ([5], с.478) осуществляет порядок обмена информацией между ВЛМ БВС 19, прием-передачу данных по одному входу-выходу на МВО 20, порядок обмена между бортовым оборудованием, взаимосвязанным по БКИО 6, прием-передачу данных по другому входу-выходу через вход-выход БВС 20 на БКИО 6.

ПДУМ 1 ([2], стр. 180-189; [4], стр. 12-14) включает конструкцию самолета с двигательной установкой на основе двух двухконтурных турбореактивных двигателей и средствами механизации - шасси, горизонтальное и вертикальное оперение, регулируемые реактивные сопла, обеспечивающие эволюции самолета по курсу, крену, тангажу, высоте и изменению вектора скорости при воздействии на исполнительные устройства средств механизации сигналов, поступающих на вход-выход ПДУМ 1 от взаимодействующего оборудования через БКИО 6.

ОСО 2 ([2], стр. 197-209) включает топливную систему, противопожарную систему сигнализации и средств ликвидации пожара в отсеках, гидравлическую систему работы рулевых приводов шасси, элеронов, стабилизатора, тормозных щитков, воздухозаборника, рулей направления, пневматическую систему наддува гидробаков и блоков оборудования, выпуск и сброс тормозного парашюта, кислородное оборудование и снаряжение летчика, светотехническое оборудование освещения внутрикабинного пространства, взлетно-посадочной полосы, наружное сигнальное освещение, систему энергоснабжения оборудования самолета постоянным и переменным током, систему аварийного покидания самолета летчиком, включающую катапультное кресло и пиротехническую систему управления сбросом фонаря и катапультирования. Взаимосвязь с взаимодействующим оборудованием осуществляется через вход-выход ОСО 2 по БКИО 6.

СУСД 3 ([2], стр. 202-204; [4], стр.14) по сигналам, получаемым от взаимодействующего оборудования на вход-выход через БКИО 6, в режимах ручного, полуавтоматического и автоматического управления средствами механизации ПДУМ 1 обеспечивает управление самолета по углам курса, крена и тангажа, по составляющим воздушной и путевой скорости, по высоте, продольному движению и боковому отклонению от заданных пространственных координат, составляющих скорости и угловых положений. При этом сигналы управления ограничиваются для предотвращения выхода самолета за критические режимы, например, по углам крена, атаки и вертикальной перегрузке.

СКР 4 ([2], стр. 215-217) по взаимосвязи через БКИО 6 с бортовым оборудованием осуществляет его обобщенный встроенный контроль и регистрацию на носители информации основных параметров движения самолета и состояния оборудования и выдачу визуальной и речевой информации экипажу о режимах работы в нештатных и аварийных ситуациях в полете для принятия решений.

КНПС 5 ([2], стр. 221-222) содержит физически разнородные (инерциальные, радиотехнические, спутниковые, воздушные) датчики и системы, формирующие параметры состояния самолета - координат местоположения, составляющих путевой и воздушной скоростей, углов курса, крена, тангажа, атаки и скольжения, которые с входа-выхода КНПС 5 через БКИО 6 поступают на входы-выходы взаимодействующего бортового оборудования.

КОЛС 7 ([2], стр.220-222) включает оптико-локационные, лазерные, телевизионные, тепловизионные, визирные (например, нашлемная система целеуказания, очки ночного видения) системы и датчики обзора окружающего пространства, фиксацию, идентификацию и сопровождение видимых воздушных, наземных, надводных подвижных и неподвижных целей; параметры движения самолета относительно целей, характеристики идентифицированных целей с входа-выхода КОЛС 7 через БКИО б поступают на входы-выходы взаимодействующего бортового оборудования.

РЛПС 8 ([2], стр. 218-220; [4], стр. 17) осуществляет активный обзор окружающего пространства и земной поверхности в радиолокационном спектре, обеспечивает обнаружение, опознавание, идентификацию, сопровождение и целеуказание на воздушные, надводные и наземные цели на основе обработки сигналов передачи и приема и информации о параметрах движения самолета в центре тяжести и в центре излучения антенны, полученных по БКИО 6 от КНПС 5. С входа-выхода РЛПС 8 скоростные (доплеровские изменения частот излучении) и координатные (например, угломерно-дальномерные) параметры целеуказания, характеристики обнаруженных, идентифицированных целей, параметры картографирования земной поверхности через БКИО б поступают во взаимодействующие системы.

КСРП 9 ([2], стр. 225-226; [4], стр.17) включает средства фиксации фактов возможного обнаружения самолета (по фактам наличия облучения) радиолокационными станциями (наземными и воздушными) противника, целеуказания на эти станции и средства создания активных помех для вышеупомянутых станций и систем наведения ракет с радиолокационными головками самонаведения. Сигналы целеуказания и разовые сигналы фиксации фактов облучения с входа-выхода КСРП 9 через БКИО 6 передаются во взаимодействующее оборудование.

СУСП 10 ([2], стр. 222; [4], стр.19) обеспечивает энергопитание от бортовых источников всех средств из состава КСПП 11 при подготовке и применении средств поражения и пассивного противодействия по циклограмме их подготовки, выдачу сигналов для идентификации имеющихся на борту средств из состава КСПП 11, их состоянии и местах установки, встроенный контроль в составе бортового оборудования, аварийный сброс подвесных средств и резервный пуск ракет, взаимодействие СУПС 10 с бортовым оборудованием осуществляется через БКИО 6.

КСПП 11 ([2], стр. 226-236; [4], стр. 18-19) включает средства поражения воздушных, надводных и наземных целей - бомбардировочное и артиллерийское (стрелоково-пушечное вооружение), управляемое наводящееся и неуправляемое ракетное вооружение классов “воздух-воздух”, “воздух-поверхность” и средства пассивного противодействия - ложные тепловые цели и дипольные отражатели радиолокационного излучения. Обмен сигналами с взаимодействующим оборудованием осуществляется через вход-выход КСПП 11 по БКИО 6.

СССО 12 ([2], стр. 224-225; [4], стр. 17) обеспечивает беспоисковую связь между взаимодействующими в операции летательными аппаратами, прием команд наведения, тактической обстановки и взаимодействия от наземных пунктов управления и наведения, двухстороннюю телефонную связь с наземным персоналом при подготовке к вылету и проведении отладочных работ, прослушивание речевого информатора, запрос и ответ сигналов определения государственной принадлежности и выдача сигнала “бедствие”. Обмен сигналами с взаимодействующим оборудованием осуществляется через вход-выход СССО 12 по БКИО 6.

МФИП 13, МФИВ 18 ([2], стр. 213-214; [4], стр. 17) - многофункциональные индикаторы с цветным жидкокристаллическим экраном (ЖКЭ). Отображение на экранах осуществляется в едином времени с текущей ситуацией полета. На ЖКЭ осуществляется отображение цветной и монохромной знакографической, телевизионной, картографической и смешанной информации отображения режимов работы самолета и всего взаимодействующего оборудования. Многофункциональные кнопки-клавиши, обрамляющие ЖКЭ, автоматически назначаются по режимам индикации и служат для ручного выбора подрежимов различного заданного назначения. Во взаимодействии с бортовым оборудованием по БКИО 6 через вход-выход МФИП 13, МФИВ 18 в зависимости от режима индикации, задаваемого автоматически или нажатием летчиком режимных кнопок-клавиш, могут функционировать в одинаковых или разных режимах, например, “индикатор тактической обстановки”, “индикатор комплексной информационной сигнализации, “индикатор камеры телевизионного обзора”, “многофункциональный пульт управления”, “виртуальный индикатор на лобовом стекле”.

КИТК 14 ([2], стр. 214; [4], стр.17) является коллиматорным индикатором отображения на полупрозрачный экран навигационно-пилотажной, прицельной и тактической информации, состояния вооружения и целей, подсказки по применению оружия на фоне видимого через лобовое стекло окружающего пространства, изображение которого фиксируется камерой телевизионного обзора (ТК). Взаимодействие КИТК 14 с бортовым оборудованием осуществляется через БКИО 6, при этом изображение с ТК может быть представлено на МФИП 13 или МФИВ 18.

ООУ 15 ([2], стр.211) включают, например, педали и ручки управления средствами механизации самолета и двигательной установки с гашетками (кнопками) наведения прицельного перекрестия на цель и пуска средств из состава КСПП 11, кнопки и рычаги управления открытия (закрытия) фонаря, выпуска тормозного парашюта, щитки включения энергоносителя, управления оборотом, включения пожаротушения, управления закрылками, управления автопилотом и др. Взаимодействие ООУ 15 с бортовым оборудованием осуществляется через БКИО 6.

ПРИ 16 ([2], стр. 215-216) обеспечивают упрощенное пилотирование самолета при отказах МФИП 13, МФИВ 18, КИТК 14 и для сравнения информации - указатели приборной скорости и барометрической высоты, тахометры двигателей, командно-пилотажный и навигационно-плановый прибор. Взаимодействие ПРИ 16 с бортовым оборудованием осуществляется через БКИО 6.

ПНИД 17 ([6], ГосНИИАС, НТИ “Авиационные системы”, №4, 2000, стр. 23, 30) является носителем полетных заданий, устройство с долговременной репрограммируемой памятью (например, типа стандартной флеш-кард), подготовленным на наземном пункте планировании операцией и подготовки носителей полетных заданий и данных. Занесенная в ПНИД 7 информация содержит параметры заданного полета, исходные данные для всех бортовых систем в боевом и учебно-боевом исполнении самолета, параметры аэродромов, целей, характеристики режимов работы в полете, текстовые данные для индикаторов, применяемые средства поражения и противодействия и другие данные, необходимые для выполнения полета по плану и при возникновении нештатных ситуаций. После установки ПНИД 17 на борт его взаимодействие с бортовым оборудованием осуществляется через БКИО 6, при этом данные с ПНИД 17 передаются в ОБД 21.

БВС 19 ([4], стр. 17; [5], стр. 30, 474-478) является цифровой вычислительной машиной компактного моноблочного или многоблочного разнесенного исполнения, при этом вычислительно-логические модули (ФНП 22, ФПЦП 24, ФОИ 25, РВВ 26, ИСУ 27, ФПЭ 28, ДВБ 29, ДБП 30, БВБ 31, ББП 32) исполнены на стандартных вычислительных схемах на основе одного или нескольких процессоров и запоминающих устройств различного типа; ОБД 21 выполнена на стандартном долговременном запоминающем устройстве, хранящем оперативные данные, переданные с ПНИД 17, и долговременные данные стационарных параметров и ситуаций для боевого и учебно-боевого исполнения самолета; ВВУО 23 через один вход-выход осуществляет прием, преобразование и передачу данных во взаимодействующее оборудование через вход-выход БВС 19 по БКИО 6, а другой вход-выход ВВУО 23 подключен к МВО 20, осуществляющим информационно-вычислительный обмен между вычислительно-логическими модулями БВС 19. В ФНП 22 осуществляется комплексная обработка информации от средств КНПС 5, КОЛС 7, РЛПС 8, КСРП 9 с исходными данными от ОБД 21 и формируются пилотажно-навигационные параметры (во всех режимах полета от взлета до посадки и остановки и при проведении всех видов подготовок и проверочных работ), которые с входа-выхода ФНП 22 через МВО 20 поступают во взаимодействующие вычислительно-логические модули, в том числе на ВВУО 23 для передачи через вход-выход БВС 19 и БКИО б во взаимодействующие системы.

В ФПЦП 24 осуществляется комплексная обработка информации от средств КОЛС 7, РЛПС 8, КСРП 9, КСПП 11, КНПС 5 и формируются прицельные параметры целеуказания и применения, которые с входа-выхода ФПЦП 24 через МВО 20 поступают во взаимодействующие вычислительно-логические модули, в том числе на ВВУО 23 для передачи через вход-выход БВС 19 и БКИО 6 во взаимодействующее оборудование.

В ФОИ 25 по данным, полученным по МВО 20 от ОБД 21, ФНП 22, ФПЦП 24 и от взаимодействующего оборудования через БКИО 6, ВВУО 23, формируются обобщенные мнемокадры функциональной, цифробуквенной, телевизионной информации, при необходимости совмещенной с аэронавигационной картой местности и представлением многофункционального пульта управления. Сформированные мнемокадры изображений, соответствующие режимам работы самолета и оборудования, в текущем времени с входа-выхода ФОИ 25 через МВО 20, ВВУО 23, БКИО 6 поступают в СКР 4 для записи, в СССО 12, например, для передачи на взаимодействующие объекты и наземные пункты управления, в МФИП 13, КИТК 14, МФИВ 18 (при одноместном объекте и двухместном учебно-боевом исполнении самолета) для отображения на экранах с целью принятия решений экипажем.

От РЛПС 8 через БКИО 6, ВВУО 23, МВО 20 в РВВ 26 и ИСЦ 27 поступают сигналы доплеровских сдвигов спектра частот излучения многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166gi и характеристики отражения воздушного пространства, водной и земной поверхности хki. Из ОБД 21 через МВО 20, ВВУО 23 в РВВ 26 поступают заданные параметры многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166лс, многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166вс и в ИСЦ 27 поступают заданные параметра хк. При работе по вертолетам, находящимся в режиме висения, спектр доплеровских частот имеет максимумы на частоте многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166л вращения лопастей вертолетов и на частоте многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166в вибраций корпуса вертолета. В РВВ 26 стандартным методом поиска максимума подобия многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166в и многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166вс, многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166л и многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166лс определяется вертолет как цель и параметры целеуказания, эти данные с входа-выхода РВВ 26 через МВО 20 поступают в ФПЦП 24 (для формирования целеуказания и выбора применяемых средств из состава КСПП 11), в ФОИ 25 (для отображения обнаруженной цели на мнемокадрах МФИП 13, МФИВ 18, КИТК 14) и через ВВУО 23, БКИО 6 во взаимодействующее оборудование, например в СКР 4 для регистрации и в СССО 12 для передачи на взаимодействующие объекты и на наземные пункты управления.

При работе РЛПС 8 по земной поверхности в соответствии с геометрией излучения и текущего углового положения самолета (углы курса, крена и тангажа) доплеровские сдвиги частот многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166gi излучения пропорциональны составляющим путевой скорости в направлении излучения. Из множества cog; в ИСЦ 27 поступает измеренное подмножество (подмножества) многофункциональный самолет тактического назначения, патент № 2226166цi с наибольшим или характерным радиолокационным контрастом, при этом угол раствора излучения может быть сужен до размеров, обеспечивающих оптимальную локацию малоразмерной наземной цели (типа одиночного танка, передвижного зенитно-ракетного комплекса) для ее фиксации с разрешающей способностью 2-3 м.

В ИСЦ 27 по поступившим сигналам формируются стандартные функционалы максимального подобия xki и xk, по которым определяются слабозаметные в радиолокационном спектре излучения малоразмерные наземной цели, составляющие путевой скорости движения этих целей относительно земной поверхности и параметры целеуказания, которые с входа-выхода ИСЦ 27 через МВО 20 поступают в ФПЦП 24 для выбора средств поражения из состава КСПП 11, формирования целеуказания и применения в ФОИ 25 для представления цели на мнемокадрах МФИП 13, КИТК 14 и МФИВ 18.

Для включения самолета в работу (например, после взлета) данные с ПНИД 17 через БКИО 6, ВВУО 23, МВО 20 передаются в ОВД 21, где хранятся в течение полета и используются для решения задач взаимодействующими вычислительно-логическими модулями, при этом ПНИД 17 освобождается для последующего приема и записи необходимой информации, в том числе в текущем полете.

В ФПЭ 28 по взаимодействию через МВО 20 с другими вычислительно-логическими модулями БВС 19 и взаимодействующим через ВВУО 23, БКИО 6 бортовым оборудованием формируются параметры экстренного анализа полета, например: координаты и характеристики вновь обнаруженных целей, результаты работы в полете самолета и оборудования, требующие проведения оперативного наземного анализа, мнемокадры оперативной телевизионной информации по результатам разведки или боевого применения, которые с входа-выхода ФПЭ 28 через МВО 20, ВВУО 23, БКИО 6 поступают на вход-выход ПНИД 17 для записи и последующего воспроизведения после полета. При этом воспроизведение записи возможно без снятия ПНИД 17 с борта самолета на средства МФИП 13, МФИВ 18, а также при снятии ПНИД 17 с борта самолета на наземных пунктах анализа результатов полета и планирования операций.

Вычислительно-логические модули ДВБ 29, ДБП 30, БВБ 31, ББП 32 являются оперативно-советующими средствами, помогающими летчику (в одноместном боевом исполнении) и летчику и оператору (в двухместном боевом исполнении) выполнять конкретное управление ситуациями в различных типах взаимодействия и на различных стадиях конкретных боевых ситуаций.

Например, в одноместном боевом исполнении самолета при обнаружении РЛПС 8 дальней воздушной цели (бомбардировщик или вертолет противника), а средствами КСРП 9 зафиксирован факт облучения самолета радиолокационным излучением (от наземных или воздушных средств ПВО противника) в ДВБ 29: из состава КСПП 11 назначаются средства поражения обнаруженной цели - ракеты “воздух-воздух” средней и большой дальности с активной тепловой и радиолокационной головкой самонаведения, из состава КСПП 11 назначаются средства пассивного противодействия (ложные радиолокационные цели - дипольные отражатели радиолокационного излучения), из состава КСРП 9 назначаются средства создания активных помех, на основе оптимизации функционала эффективности решения боевой задачи формируется циклограмма подготовки и пуска средств противодействия, применения средств активного и пассивного противодействия, отключения и включения РЛПС 8, автоматически или вручную назначаются режимы и подрежимы работы МФИП 13, МФИВ 18, КИТК 14.

Взаимодействием с ООУ 15 летчик осуществляет применение назначенных средств и обеспечивает управление самолетом, функционирующим в режиме перехватчика и постановщика помех.

Например, при двухместном боевом применении самолета средствами РЛПС 8 зафиксирована дальняя вновь обнаруженная наземная цель (группа танков противника), при этом параметры цели заносятся в ПНИД 17 через ФПЭ 7, одновременно средствами КОЛС 7 обнаружен атакующий истребитель противника (опасная воздушная цель), в ДБП 30: назначаются средства сопровождения - РЛПС 8 для работы оператора, КОЛС 7 для работы летчика, назначаются средства поражения из состава КСПП 11 - ракеты “воздух-поверхность” средней и большой дальности (оператору), высокоманевренные ракеты “воздух-воздух” малой дальности (летчику), назначаются режимы индикации МФИП 13, КИТК 14, МФИВ 18 для индикаторов на рабочих местах летчика и оператора, назначается способ и порядок выполнения маневра против возможной атаки противника и собственной атаки, на основе оптимизации функционала условий выживаемости и решения боевой задачи формируется циклограмма подготовки и пуска выбранных средств, порядок выполнения маневра и выполнения полета после применения средств на основной (наземной) цели.

Выработанные команды поступают из ДБП 30 на средства индикации и управления летчика и оператора, которые через ООУ 15 обеспечивают управление сложившейся ситуацией.

Таким образом, самолет одновременно выполняет функции бомбардировщика, постановщика помех, истребителя и оперативного разведчика.

Например, при одноместном боевом исполнении несколько ближних воздушных целей обнаружены и сопровождаются средствами КОЛС 7 и РЛПС 8, в БВБ 31:

- осуществляется выбор наиболее опасной цели,

- назначаются средства поражения, активного и пассивного противодействия,

- назначается способ и порядок выполнения маневрирования,

- назначается порядок работы с КОЛС 7, РЛПС 8,

- на основе оптимизации функционала максимума возможного поражения противника и минимума собственных потерь формируется циклограмма подготовки и применения выбранных средств.

В соответствии с выработанными командами, поступившими из БВБ 31 на МФИП 13, КИТК 14, МФИВ 18, летчик, взаимодействуя с ООУ 15, обеспечивает управление сложившейся ситуацией боевого полета самолета, функционирующего как истребитель и постановщик помех.

Например, в двухместном (летчик, оператор) боевом применении самолета средствами КОЛС 7, РЛПС 8 обнаружена ближняя наземная цель - мобильная пусковая установка противника и средствами КСРП 9 зафиксирован факт облучения самолета от радиолокационных средств мобильного зенитно-ракетного комплекса противника, в БВП 32:

- назначаются средства поражения и пассивного противодействия из состава КСПП 11,

- назначаются средства активного противодействия из состава КСРП 9,

- назначается порядок выполнения работ летчиком и оператором,

- назначается способ и порядок выполнения противозенитного маневрирования и маневр последующей возможной атаки,

- на основе оптимизации функционала минимума собственных потерь, максимума возможного поражения противника формируется график подготовки и пуска средств поражения и пассивного противодействия, отключения РЛПС 8, выполнения боевого маневрирования.

Выработанные команды из БВП 32 поступают на средства индикации и управления летчика и оператора, которые через ООУ 15 обеспечивают управление сложившейся ситуацией полета самолетом, функционирующего как штурмовик и постановщик помех. Функционирование ДВБ 29, ДБП 30, БВБ 31, ББП 32 осуществляется также в учебно-тренировочном полете при двухместном учебно-боевом исполнении самолета с подыгрышем ситуаций, хранящихся в ОБД 21.

Таким образом, управление в полете обеспечивается интерактивной информационно-индикационной системой управления ситуациями (ИСУС), образуемой взаимосоединенными по БКИО 6, МФИП 13, КИТК 14, ООУ 15, ПРИ 16, МФИВ 18, БВС 19; во взаимодействии по БКИО 6, РЛПС 8, КСРП 9, КНПС 5, СУСП 10, СУСД 3, КСПП 11, СКР 4, БВС 19, ИСУС образует радиолокационный канал (РЛК) обнаружения, селекции, сопровождения ориентиров и целей и применения средств поражения, активного и пассивного противодействия; КОЛС 7 во взаимодействии по БКИО 6 с СУСД 3, СКР 4, КНПС 5, КСРП 9, СУСП 10, КСПП 11, БВС 19, ИСУС образуют оптико-локационный канал (ОЛК) обнаружения, селекции, сопровождения ориентиров и целей и применения средств поражения, активного и пассивного противодействия; РЛК и ОЛК во взаимодействии образуют комплексную интерактивную систему управления применением самолета, выполняющего координированные в пространстве и времени учебные (в двухместном учебно-боевом исполнении) и боевые (в одноместном боевом и двухместном учебно-боевом исполнении) функции истребителя, перехватчика, бомбардировщика, штурмовика, постановщика помех и оперативного разведчика, что обеспечивает технический результат в части расширения его функциональных возможностей и повышения боевой эффективности.

Класс B64C15/12 с помощью поворотно установленных реактивных двигателей 

способ посадки самолета на палубу авианесущего корабля -  патент 2251515 (10.05.2005)
способ подготовки самолета к взлету со стартовой позиции авианесущего корабля -  патент 2249545 (10.04.2005)
военно-транспортный самолет (втс +5) -  патент 2243920 (10.01.2005)
многофункциональный самолет -  патент 2231478 (27.06.2004)
многофункциональный двухместный высокоманевренный самолет тактического назначения -  патент 2184683 (10.07.2002)
многофункциональный самолет -  патент 2177897 (10.01.2002)
многофункциональный самолет -  патент 2174932 (20.10.2001)
летательный аппарат с вертикальным взлетом -  патент 2159196 (20.11.2000)
способ торможения летательного аппарата -  патент 2094329 (27.10.1997)
высокоскоростной летательный аппарат (варианты) -  патент 2065378 (20.08.1996)

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)

Класс F41G3/22 для оружия на транспортных средствах, например на самолетах 

Наверх