транспортное средство
Классы МПК: | B62D11/00 Устройства для управления неповоротными колесами; управление транспортными средствами на гусеничном ходу B62D11/02 с помощью дифференциального привода движителей, расположенных на противоположных сторонах транспортного средства |
Автор(ы): | Дубов Ю.Н. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Автодвигательсервис" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-04-17 публикация патента:
10.04.2004 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, преимущественно, в качестве малогабаритного трактора. Транспортное средство содержит дополнительную цепную передачу с ведущим зубчатым колесом, и два ведомых зубчатых колеса переднего и заднего хода, расположенных по разные стороны охватывающей их приводной цепи. Ведущее зубчатое колесо цепной передачи закреплено на валу двигателя. Каждая ветвь трансмиссии включает две ременные передачи, соответственно, переднего и заднего хода, ведомые шкиви которых закреплены на одном валу совместно с ведущим звеном бортовой передачи привода колес, а ведущие шкивы закреплены на валах соответствующих ведомых зубчатых колес переднего и заднего хода цепной передачи. Рычаг управления с натяжным роликом установлен с возможностью поочередного взаимодействия со сбегающими ветвями приводных ремней ременных передач переднего и заднего хода и имеет промежуточное нейтральное положение. Технический результат – повышение эксплуатационных качеств транспортного средства при упрощении конструкции. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Транспортное средство, содержащее несущую раму, опирающуюся на побортно расположенные колеса, двигатель, трансмиссию с двумя выполненными в виде ременной передачи независимыми ветвями, каждая из которых связывает двигатель с соответствующим ведущим звеном бортовой передачи привода колес и снабжена рычагом управления с натяжным роликом, взаимодействующим со сбегающей ветвью приводного ремня, отличающееся тем, что трансмиссия содержит дополнительную цепную передачу с ведущим зубчатым колесом, закрепленным на валу двигателя, и двумя ведомыми зубчатыми колесами переднего и заднего хода, расположенными по разные стороны охватывающей их приводной цепи, при этом каждая ветвь трансмиссии включает две ременные передачи соответственно переднего и заднего хода, ведомые шкивы которых закреплены на одном валу совместно с ведущим звеном бортовой передачи привода колес, а ведущие шкивы закреплены на валах соответствующих ведомых зубчатых колес переднего и заднего хода цепной передачи, причем рычаг управления с натяжным роликом установлен с возможностью поочередного взаимодействия со сбегающими ветвями приводных ремней ременных передач переднего и заднего хода и имеет промежуточное нейтральное положение.2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что бортовые передачи привода колес выполнены в виде цепной или ременной передачи с ведущим звеном на заднем колесе.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в качестве малогабаритного трактора.Из уровня техники известно транспортное средство, содержащее несущую раму, двигатель, трансмиссию с двумя независимыми рычагами управления приводами колес правого и левого бортов (SU 1087402 А, B 62 D 11/02, 1984; SU 1501917 А, B 62 D 11/00, 1987; SU 17468575 A3, B 62 D 11/00, 1992). Основным недостатком известных устройств является многоэлементность и сложность конструктивного выполнения трансмиссии.Наиболее близким к изобретению является транспортное средство, содержащее несущую раму, опирающуюся на побортно расположенные колеса, двигатель, трансмиссию, выполненную в виде ременной передачи, с двумя независимыми ветвями, каждая из которых связывает двигатель с соответствующим звеном бортовой передачи привода колес и снабжена рычагом управления с натяжным роликом, взаимодействующим со сбегающей ветвью приводного ремня (RU 2025369 С1, B 62 D 11/00, 1994). Данное решение характеризуется относительной простотой и надежностью, однако наличие коробки передач, необходимой для движения задним ходом, усложняет трансмиссию и снижает удобство в управлении.Изобретение направлено на повышение эксплуатационных качеств транспортного средства при упрощении конструкции.Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в транспортном средстве, содержащем несущую раму, опирающуюся на побортно расположенные колеса, двигатель, трансмиссию с двумя выполненными в виде ременной передачи независимыми ветвями, каждая из которых связывает двигатель с соответствующим ведущим звеном бортовой передачи привода колес и снабжена рычагом управления с натяжным роликом, взаимодействующим со сбегающей ветвью приводного ремня, согласно изобретению, трансмиссия содержит дополнительную цепную передачу с ведущим зубчатым колесом, закрепленным на валу двигателя, и двумя ведомыми зубчатыми колесами переднего и заднего хода, расположенными по разные стороны охватывающей их приводной цепи, при этом каждая ветвь трансмиссии включает две ременные передачи, соответственно, переднего и заднего хода, ведомые шкивы которых закреплены на одном валу совместно с ведущим звеном бортовой передачи привода колес, а ведущие шкивы закреплены на валах соответствующих ведомых зубчатых колес переднего и заднего хода цепной передачи, причем рычаг управления с натяжным роликом установлен с возможностью поочередного взаимодействия со сбегающими ветвями приводных ремней ременных передач переднего и заднего хода и имеет промежуточное нейтральное положение.Возможно выполнение бортовых передач привода колес в виде цепной или ременной передачи с ведущим звеном на заднем колесе.Наличие цепной передачи с двумя вращающимися в противоположные стороны ведомыми зубчатыми колесами, кинематически связанными с двумя клиноременными передачами переднего и заднего хода каждого борта, обеспечивает возможность движения транспортного средства, в любом направлении, при этом повышается маневренность и удобство управления, упрощается конструкция трансмиссии в силу отсутствия коробки передач, что обуславливает повышение эксплуатационных качеств транспортного средства в целом.На Фиг.1 представлен общий вид транспортного средства; на Фиг.2 - кинематическая схема трансмиссии.Транспортное средство содержит несущую раму 1, опирающуюся на побортно расположенные передние и задние колеса 2 и 3, двигатель 4, кинематически связанный цепной передачей 5 с двумя независимыми ветвями трансмиссии бортовых передач привода колес правого и левого бортов. Цепная передача 5 включает ведущее зубчатое колесо-звездочку 6, закрепленное на валу двигателя 4, и два ведомых зубчатых колеса-звездочки 7 и 8, соответственно, переднего и заднего хода, которые расположены по разные стороны (на внутренней и наружной поверхностях) охватывающей их приводной цепи цепной передачи 5.Каждая бортовая ветвь трансмиссии привода колес содержит две клиноременные передачи 9 и 10 соответственно переднего и заднего хода, ведомые шкивы 11 и 12 которых закреплены на одном валу совместно с ведущим звеном 13 бортовой передачи 14 (цепной или клиноременной) привода колес, размещенных на заднем колесе 3, а ведущие шкивы 15 и 16 закреплены на валах соответствующих ведомых зубчатых колес 7 и 8 переднего и заднего хода цепной передачи 5, и рычаг 17 управления с натяжным роликом 18, выполненным двухручьевым, который установлен с возможностью поочередного взаимодействия со сбегающими ветвями приводных ремней ременных передач 9 и 10 переднего и заднего хода и имеет промежуточное нейтральное положение.Транспортное средство работает следующим образом.При работающем двигателе вращение от ведущего зубчатого колеса 6 посредством цепной передачи 5 передается на ведомые зубчатые колеса 7 и 8 и, соответственно, на ведущие шкивы 15 и 16 клиноременных передач 9 и 10 переднего и заднего хода ветвей трансмиссии левого и правого бортов, которые вращаются в противоположные направления.В нейтральном положении “I” рычагов 17 управления обеих ветвей трансмиссии натяжной ролик 18 занимает промежуточное положение между провисающими сбегающими ветвями приводных ремней клиноременных передач 9 и 10, которые свободно проскальзывают и не передают крутящий момент на ведущее звено 13 бортовой передачи 14 привода колес, что обеспечивает режим торможения или стоянки.При одновременном переводе рычагов 17 управление обеих ветвей трансмиссии в положение “II” натяжной ролик 18 натягивает приводной ремень клиноременной передачи 9 переднего хода, который передает крутящий момент от ведущего шкива 15, вращающегося, например, по часовой стрелке ведомому шкиву 11 и заднему колесу 3 и соответственно через ведущее звено 13 бортовой передачу 14 - переднему колесу 2 каждого борта, что обеспечивает режим движения “вперед”.При одновременном переводе рычагов 17 управления обеих ветвей трансмиссии в положении “III” натяжной ролик 18 натягивает приводной ремень клиноременной передачи 10 заднего хода, который передает крутящий момент от ведущего шкива 16, вращающегося, например, против часовой стрелки, ведомому шкиву 12 и заднему колесу 3 каждого борта, и, соответственно, через ведущее звено 13 бортовой передачи 14 - переднему колесу 2, которые начинают вращаться в обратном направлении, что обеспечивает режим движения “задний ход”.При различном положении рычагов 17 управления бортовыми ветвями трансмиссии “I-II”; “I-III”; “III-II”; “III-I”; происходит поворот (разворот) транспортного сродства.Класс B62D11/00 Устройства для управления неповоротными колесами; управление транспортными средствами на гусеничном ходу
Класс B62D11/02 с помощью дифференциального привода движителей, расположенных на противоположных сторонах транспортного средства
трансмиссия гусеничной машины - патент 2297926 (27.04.2007) | |
трансмиссия гусеничной машины - патент 2297925 (27.04.2007) | |
силовой блок для транспортной машины - патент 2261815 (10.10.2005) |