подшипник качения
Классы МПК: | F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники F16C19/26 однорядные F16C19/28 многорядные F16C33/34 ролики; иглы F16C33/36 нецилиндрические, например конические; с канавками на рабочей поверхности |
Автор(ы): | Гонченко Б.В. |
Патентообладатель(и): | Гонченко Борис Васильевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-07-16 публикация патента:
10.04.2004 |
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть применено во всех отраслях промышленности. Суть изобретения в том, что тела качения - ролики выполнены двухступенчатыми и диаметр большей ступени ролика обкатывается только по дорожке качения наружного кольца подшипника, а диаметры меньшей ступени ролика - только по дорожкам качения внутреннего кольца с постоянной и одинаковой частотой вращения, при этом должно выполняться условие сборки подшипника: d1m/Dwm1 = D1m/Dwm2, где d1m - диаметр дорожек качения внутреннего кольца подшипника; Dwm1 - диаметр меньшей ступени ролика; D1m - диаметр дорожек качения наружного кольца подшипника; Dwm2 - диаметр большей ступени ролика. Дорожка качения внутреннего кольца подшипника выполнена с проточками для образования зазора с большим диаметром ступеней роликов. Данное исполнение позволяет телам качения - роликам при работе подшипника обкатываться по дорожкам качения без проскальзывания. Технический результат заключается в обеспечении чистого качения тел качения при обкатке их по дорожкам качения, повышении предельной частоты вращения, снижении шума при работе. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнездах сепаратора, ролики выполнены двухступенчатыми и больший диаметр ступени контактирует только дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньший диаметр ступени - только с дорожкой качения его внутреннего кольца с постоянной и одинаковой частотой вращения, при этом должно выполняться условие сборки подшипника:d1m/Dwm1 = D1m/Dwm2,где d1m - диаметр дорожек качения внутреннего кольца подшипника;Dwm1 - диаметр меньшей ступени ролика;D1m - диаметр дорожек качения наружного кольца подшипника;Dwm2 - диаметр большей ступени ролика,а дорожка качения внутреннего кольца подшипника выполнена с проточкой для образования зазора с большим диаметром ступени ролика, отличающийся тем, что на дорожке качения внутреннего кольца подшипника выполнены две дополнительные проточки, а часть роликов выполнена с двумя участками меньшей ступени, взаимодействующими с дорожками качения внутреннего кольца подшипника, и одним участком большей ступени, взаимодействующим с дорожками качения наружного кольца, а часть роликов выполнена с тремя участками меньшей ступени, взаимодействующими с дорожками качения внутреннего кольца подшипника, и двумя участками большей ступени, взаимодействующими с дорожкой качения наружного кольца.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Изобретение относится к важнейшим структурным элементам машин и приборов и составляет основную часть узлов трения.Известны подшипники качения, содержащие внутреннее и наружное кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнёздах сепаратора.Основным недостатком известных подшипников качения является отсутствие чистого трения качения. При работе известных подшипников присутствует трение качения с проскальзыванием тел качения.Для примера возьмём подшипник качения однорядный радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами №2113 по ГОСТ 8328-75(d65D100B18; dp = 9 мм, число роликов Z = 20). Ролик с dp = 9 мм обкатывается по дорожке качения внутреннего кольца d1m 73.5 мм. За один оборот вала ролик должен сделать Nоборотов = 73,5/ 9 = 8,166; а по дорожке качения наружного кольца D1m = 91,5 мм ролик делает Nоборотов = 91,5/ 9 = 10,166.То есть ролик делает на два оборота больше - это величина проскальзывания ролика относительно дорожки качения наружного кольца подшипника (а их в подшипнике Z = 20).Известен подшипник качения прототип по патенту FR 2699238 А кл. F16C 19/22, содержащий внутреннее и наружное кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнездах сепаратора, у которого тела качения - ролики выполнены двухступенчатыми. Больший диаметр ступени, имеющий один участок контактирования только с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньший диаметр ступени, выполненный с двумя участками, взаимодействующими только с дорожкой качения его внутреннего кольца с постоянной и одинаковой частотой вращения, при этом должно выполняться условие сборки подшипникаd1m/Dwm1 = D1m/Dwm2,где d1m - диаметр дорожки качения внутреннего кольца подшипника;Dwm1 - диаметр меньшей ступени ролика;D1m - диаметр дорожки качения наружного кольца подшипника;Dwm2 - диаметр большей ступени ролика, а дорожка качения внутреннего кольца подшипника выполнена с одной проточкой для образования зазора с большим диаметром ступени ролика.Цель изобретения:- обеспечение чистого качения тел качения при обкатке их по дорожкам качения как внутреннего, так и наружного колец подшипника;- повышение предельной частоты вращения подшипника качения, например, до 333 Т-1;- снижение шума при работе подшипника.Поставленные цели и технический эффект предполагаемого изобретения достигается за счет того, что на дорожке качения внутреннего кольца подшипника выполнены две дополнительные проточки, а часть роликов выполнена с двумя участками меньшей ступени, взаимодействующими с дорожками качения внутреннего кольца подшипника и одним участком большей ступени, взаимодействующим с дорожкой качения наружного кольца, а часть роликов выполнена с тремя участками меньшей ступени, взаимодействующими с дорожками качения внутреннего кольца подшипника, и двумя участками большей ступени, взаимодействующими с дорожкой качения наружного кольца.На фиг.1 изображён подшипник качения радиальный роликовый без буртов на наружном кольце и тремя кольцевыми проточками на дорожке качения внутреннего кольца. На фиг.2 изображена развертка сечения А-А фиг.1.Подшипник качения состоит из наружного кольца 1, тел качения 2 и 4, внутреннего кольца 3(сепаратор не показан). Тела качения 2 выполнены в виде двухступенчатого цилиндрического ролика, больший диаметр ступени ролика Dwm2 контактирует по линии дорожкой качения D1m наружного кольца 1 подшипника.А меньший диаметр ролика Dwm1 выполнен с двумя участками меньшей ступени, которыми контактирует с внутренними дорожками качения по диаметру d1m.Тела качения 4 выполнены так же двухступенчатого типа и контактируют двумя участками большей ступени Dwm2 с дорожкой качения D1m наружного кольца, и тремя участками меньшей ступени с диаметром Dwm1.Дорожки качения внутреннего кольца 3 подшипника выполнены с тремя проточками для образования зазора с большим диаметром Dwm2 роликов 2 и 4.Подшипник качения, изображенный на фиг.1 и 2, работает следующим образом: при вращении вала получает вращение кольцо 3, ролики 2 и 4 взаимодействуют своими участками меньшей ступени с диаметром Dwm1 только с дорожкой качения с диаметром d1m внутреннего кольца 3. Большие диаметры ступеней роликов Dwm2 взаимодействуют только с дорожкой качения наружного кольца 1 с диаметром D1m. При этом необходимо, чтобы выполнялось условие сборки d1m/Dwm1 = D1m/Dwm2 = Соnst (например, 75,112/7,388 = 91,5/9 = 10,16), где Const - постоянное число, которое может быть как целым числом так и дробным в зависимости от габаритов подшипника и его параметров.Следует отметить, что данное условие сборки позволяет телам качения 2 и 4 обкатываться по дорожкам качения с постоянной и одинаковой частотой вращения, чем и достигается чистое качение без проскальзывания. Снижается шум при работе подшипника за счет устранения проскальзывания тел качения.Предложенный подшипник качения может устанавливаться без наружного кольца в целях уменьшения габаритов.Данные подшипники качения позволят поднять точность станков и повысить класс чистоты и точности обработки деталей без шлифовки - после резца, а так же увеличить срок службы подшипника благодаря уменьшению тепловыделения и шумности работы. Подшипник способен к длительной работе в условиях ограниченной смазки.Класс F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
однорядный сферический роликовый подшипник качения - патент 2509235 (10.03.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
швартовное устройство - патент 2492100 (10.09.2013) | |
подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле - патент 2489616 (10.08.2013) | |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
сферический подшипник качения (варианты) - патент 2484320 (10.06.2013) |
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
однорядный роликовый конический подшипник качения - патент 2471093 (27.12.2012) | |
подшипник гироскопа бессепараторный - патент 2435996 (10.12.2011) | |
бессепараторный подшипник качения (варианты) и способ его сборки (варианты) - патент 2427734 (27.08.2011) | |
элемент качения и способ его изготовления - патент 2425263 (27.07.2011) |
Класс F16C33/36 нецилиндрические, например конические; с канавками на рабочей поверхности