роторный сферический двигатель внутреннего сгорания
Классы МПК: | F01C3/06 с взаимно наклонными неперпендикулярными осями F02B53/04 впуск заряда топливной смеси и выпуск выхлопных газов |
Патентообладатель(и): | Цикра Сергей Анатольевич (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-07-11 публикация патента:
20.04.2004 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных двигателях внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение надежности двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит разъемный корпус с установленными в нем двумя валами, оси которых пересекаются в центре сферической полости двигателя. Внутри полости размещены два закрепленных на валах ротора и расположенная между ними подвижная дисковая перегородка. Первый ротор является выходным, а второй ротор закреплен с возможностью вращения на конце другого вала, выполненного эксцентрическим и закрепленного в расточке корпуса с возможностью поворота. Причем роторы и дисковая перегородка составляют внутри корпуса шарнир Гука, образуя со стенками сферической полости камеры переменного объема. Согласно изобретению, сферическая полость выполнена на внутренней поверхности гильзы, размещенной внутри корпуса с возможностью вращения вместе с выходным валом, на котором она жестко закреплена вместе с первым ротором. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Роторный сферический двигатель внутреннего сгорания, содержащий разъемный корпус, два вала, установленные в расточках корпуса, оси которых пересекаются под углом друг к другу в центре сферической полости внутри двигателя, в которой размещены два закрепленных на валах ротора и расположенная между ними подвижная дисковая перегородка, первый ротор закреплен на валу, опирающемся на подшипники в расточке корпуса и являющемся выходным, второй ротор закреплен с возможностью вращения на конце другого вала, выполненного эксцентрическим и закрепленного в расточке корпуса с возможностью поворота, причем ось части вала, несущей ротор, и ось части вала, закрепленной в расточке, пересекаются в центре сферической полости таким образом, что роторы и дисковая перегородка составляют внутри корпуса шарнир Гука, образуя со стенками сферической полости камеры переменного объема, сообщающиеся посредством окон и каналов, отличающийся тем, что сферическая полость выполнена на внутренней поверхности гильзы, размещенной внутри корпуса с возможностью вращения вместе с выходным валом, на котором она жестко закреплена вместе с первым ротором.2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что на наружной поверхности гильзы выполнены лопатки компрессора, вход которого соединен с атмосферой, а выход соединяется каналом в корпусе с впускным окном, а также через регулируемый золотник - с выпускными каналами в гильзе, которые, в свою очередь, выходят к турбине, напротив которой в корпусе размещается реактор.3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что вращающаяся гильза несет на себе ротор электрической машины, содержащий две обмотки и магнитную систему с северными и южными полюсами, в корпусе выполнены статорные обмотки и магнитная система, а в гильзе выполнены каналы воздушного охлаждения, которые выходят в выпускные каналы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания.Известна роторная объемная машина (патент США № 4631011 от 23.12.1986), которая состоит из подвижного корпуса со сферической внутренней поверхностью, дисковой мембраной посередине и двумя противоположными отверстиями, через которые в середину корпуса проходят два вала, заканчивающиеся роторами в виде сферических сегментов. Снаружи валы подвижно закреплены в станине под углом друг к другу. От валов отходят вилки, которые посредством пальцев подвижно соединены с корпусом таким образом, что вилка и ротор на каждом из валов расположены в одной плоскости, а по отношению к вилке и ротору другого вала они развернуты перпендикулярно. Роторы образуют с корпусом и мембраной четыре камеры переменного объема. При помощи золотников, расположенных в роторах, и каналов в валах, роторах и мембране в этих камерах организуется рабочий процесс, в течение которого попарно противоположные камеры соединяются между собой через мембрану. Объемная машина, выполненная по такой схеме, имеет следующие недостатки. Во-первых, вилки и подвижный корпус машины следует защищать от повреждений дополнительным кожухом. Во-вторых, технологически тяжело изготовить вал воедино с ротором и вилкой, расположить золотники в роторах, а роторы в корпусе. В-третьих, консольно закрепленные валы испытывают значительные нагрузки. Однако самый главный недостаток - наличие избыточных кинематических связей, количество которых достигает 13. Это накладывает чрезвычайно высокие требования к точности изготовления и сборки машины, а также может привести к значительным силам трения и деформации во время ее работы. Если с целью изменения рабочего объема машины выполнить станину с возможностью изменения угла между осями закрепленных в ней валов, вероятность поломки еще более увеличится.Задачей изобретения является уменьшение длины уплотнений рабочих камер роторного сферического двигателя и устранение вращательного движения его деталей относительно сопрягаемых с ними поверхностей трения путем размещения их во вращающейся гильзе, закрепленной на выходном валу.Поставленная задача достигается тем, что в роторном сферическом двигателе внутреннего сгорания, содержащем разъемный корпус, два вала, установленные в расточках корпуса, оси которых пересекаются под углом друг к другу в центре сферической полости внутри двигателя, в которой размещены два закрепленных на валах ротора и расположенная между ними подвижная дисковая перегородка, первый ротор закреплен на валу, опирающемся на подшипники в расточке корпуса и являющемся выходным, второй ротор закреплен с возможностью вращения на конце другого вала, выполненного эксцентрическим и закрепленного в расточке корпуса с возможностью поворота, причем ось части вала, несущей ротор и ось части вала, закрепленной в расточке, пересекаются в центре сферической полости таким образом, что роторы и дисковая перегородка составляют внутри корпуса шарнир Гука, образуя со стенками сферической полости камеры переменного объема, сообщающиеся посредством окон и каналов, согласно изобретению, сферическая полость выполнена на внутренней поверхности гильзы, размещенной внутри корпуса с возможностью вращения вместе с выходным валом, на котором она жестко закреплена вместе с первым ротором.Поставленная задача достигается также тем, что на наружной поверхности гильзы могут быть выполнены лопатки компрессора, вход которого соединен с атмосферой, а выход соединяется каналом в корпусе с впускным окном, а также через регулируемый золотник - с выпускными каналами в гильзе, которые, в свою очередь, выходят к турбине, напротив которой в корпусе размещается реактор.Поставленная задача достигается также тем, что вращающаяся гильза может нести на себе ротор электрической машины, содержащий две обмотки и магнитную систему с северными и южными полюсами, в корпусе выполнены статорные обмотки и магнитная система, а в гильзе выполнены каналы воздушного охлаждения, которые выходят в выпускные каналы.На фиг.1 изображен роторный сферический двигатель в начале рабочего хода в одной рабочей камере (соответствует ВМТ) и выпуска в другой (соответствует НМТ).На фиг.2 показан тот же двигатель во время впуска в одну камеру компрессора и выпуска из другой (соответствует 90



Класс F01C3/06 с взаимно наклонными неперпендикулярными осями
Класс F02B53/04 впуск заряда топливной смеси и выпуск выхлопных газов