способ восстановления локально изношенной поверхности детали
Классы МПК: | B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий B23P6/02 поршней или цилиндров |
Автор(ы): | Болотов А.Н., Горлов И.В. |
Патентообладатель(и): | Тверской государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-12-20 публикация патента:
10.05.2004 |
Изобретение относится к технологии восстановления деталей машин и может быть использовано преимущественно для восстановления корпусных деталей, изготовленных из пластичных материалов. В способе восстановления локально изношенной поверхности детали при размещении ограничителя обеспечивают прилегание его базовой поверхности к неизношенной части восстанавливаемой поверхности, перед пластической деформацией снимают топограмму изношенной части восстанавливаемой поверхности и по ней определяют точки и величины пластического деформирования, пластически деформируют до упора в базовую поверхность изношенную часть восстанавливаемой поверхности, выполняют пластическое деформирование поверхностным путем формирования одного углубления в каждом из этапов, количество которых соответствует числу определенных при топографировании точек, а перед снятием ограничителя деформации заполняют сформированные углубления антифрикционным материалом. Обеспечивается повышение качества восстанавливаемой поверхности и устранение дополнительных механической и термической обработок этой поверхности. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ восстановления локально изношенной поверхности детали, включающий размещение на детали ограничителя деформации, имеющего базовую поверхность, соответствующую номинальной форме восстанавливаемой поверхности, пластическое деформирование детали усилиями в несколько этапов до упора в базовую поверхность и последующее снятие ограничителя деформации, отличающийся тем, что при размещении ограничителя обеспечивают прилегание его базовой поверхности к неизношенной части восстанавливаемой поверхности, перед пластической деформацией снимают топограмму изношенной части восстанавливаемой поверхности и по ней определяют точки и величины пластического деформирования, пластически деформируют до упора в базовую поверхность изношенную часть восстанавливаемой поверхности, выполняют пластическое деформирование поверхностным, путем формирования одного углубления в каждом из этапов, количество которых соответствует числу определенных при топографировании точек, а перед снятием ограничителя деформации заполняют сформированные углубления антифрикционным материалом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии восстановления деталей машин и может быть использовано преимущественно для восстановления корпусных деталей, изготовленных из пластичных материалов.Известен способ восстановления изношенных деталей типа тонкостенных тел вращения из пластичных материалов, преимущественно юбки поршня из алюминиевых сплавов, заключающийся в том, что на изношенной поверхности детали образуют путем пластической деформации рельеф в виде чередующихся гребешков и впадин определенных размеров, после чего его сглаживают, а затем производят финишную обработку (А.с. SU № 1121117 А, МПК В 23 Р 6/02 - аналог).Однако в известном способе формирование микрорельефа осуществляется по всей восстанавливаемой поверхности, включая ее неизношенную часть, что в совокупности с операциями сглаживания микронеровностей и финишной обработкой увеличивает трудоемкость способа.Наиболее близким к заявленному относится способ восстановления внутренней поверхности гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания, включающий пластическую деформацию путем обжатия гильзы по введенной в нее оправке ограничителя деформации, имеющего базовую поверхность, соответствующую номинальной форме восстанавливаемой поверхности, пластическую деформацию осуществляют радиальными по отношению к гильзе усилиями через упругие элементы до упора обжимаемой гильзы в поверхность оправки в несколько этапов с поворотом гильзы вокруг своей оси на каждом этапе, последующий отпуск и механическую обработку (Патент RU № 2176182 С2, МПК В 23 Р 6/02, 1999 - прототип).Однако указанный способ применим только для тонкостенных цилиндрических деталей, причем необходимость в термической и механической обработках усложняет восстановление деталей.В основу настоящего изобретения была положена задача разработки такого способа, который позволяет повысить качество восстановленной поверхности, как цилиндрической, так и плоской, за счет улучшения ее триботехнических параметров, а также устранить дополнительные механическую и термическую обработку этой поверхности.Поставленная задача достигается тем, что в способе восстановления локально изношенной поверхности детали, включающем размещение на детали ограничителя деформации, имеющего базовую поверхность, соответствующую номинальной форме восстанавливаемой поверхности, пластическое деформирование детали усилиями в несколько этапов до упора в базовую поверхность и последующее снятия ограничителя деформации, согласно изобретению при размещении ограничителя обеспечивают прилегание его базовой поверхности к неизношенной части восстанавливаемой поверхности, перед пластической деформацией снимают топограмму изношенной части восстанавливаемой поверхности и по ней определяют точки и величины пластического деформирования, пластически деформируют до упора в базовую поверхность изношенную часть восстанавливаемой поверхности, выполняют пластическое деформирование поверхностным путем формирования одного углубления в каждом из этапов, количество которых соответствует числу определенных при топографировании точек, а перед снятием ограничителя деформации заполняют сформированные углубления антифрикционным материалом.В предлагаемом способе по сравнению с прототипом размещают на детали ограничитель деформации с обеспечением прилегания его базовой поверхности к неизношенной части восстанавливаемой поверхности, что позволяет пластически деформировать не всю деталь, а только ее изношенную часть, пластическое деформирование выполняют поверхностным, введены операции по топографированию изношенной части и по заполнению углублений антифрикционным материалом. Образование углублений определенной высоты при поверхностно-пластическом деформировании обеспечивает подъем участков изношенной части до базовой поверхности ограничителя, выполняющего роль упора, что способствует формированию восстановленной поверхности номинального профиля без последующих термической и механической обработок, способствует также образованию на упомянутых участках напряжений сжатия и частичной деформации соседних углублений в сторону уменьшения их размеров на выходе. Последний фактор позволяет углублениям в процессе эксплуатации лучше удерживать размещенный в них антифрикционный материал.Таким образом, улучшаются триботехнические параметры восстановленной поверхности и упрощается ее восстановление.На чертеже представлена схема осуществления способа на стадии поверхностно-пластического деформирования и антифрикционного заполнения.Способ реализуется следующим образом.Размещают ограничитель 1 деформации на детали 2, обеспечивая прилегание его базовой поверхности 3, соответствующей форме восстанавливаемой поверхности, к неизношенной части 4 восстанавливаемой поверхности. Снимают топограмму изношенной части 5 восстанавливаемой поверхности путем перемещений ограничителя 1 вдоль и поперек этой поверхности и измерений расстояний от базовой поверхности 3 до изношенной части 5 и координат измеряемых точек. По полученной топограмме определяют точки и величины поверхностно-пластического деформирования. Поэтапно усилиями Р с помощью индентора 6 поверхностно-пластическим деформированием формируют в изношенной части 5 углубления 7, за счет которых участки изношенной части 5 поднимаются до упора в базовую поверхность 3. Причем на каждом из этих этапов формируют одно углубление, а количество выполняемых этапов соответствует числу определенных после топографирования точек для поверхностно-пластического деформирования.Поднятые до базовой поверхности 3 участки изношенной части 5 и неизношенная часть 4 образуют восстановленную поверхность номинального профиля, не требующую дальнейшей механической обработки. Ограничение в подъеме упомянутых участков приведет к их деформациям с образованием напряжений сжатия в поверхностном слое восстанавливаемой поверхности и к частичной деформации соседних углублений 7 в сторону уменьшения их размеров на выходе. После завершения всех этапов поверхностно-пластического деформирования заполняют углубления 7 антифрикционным материалом 9 на основе эпоксидных смол и снимают ограничитель 1 с восстанавливаемой детали 2.ПримерПредставленный метод восстановления был опробован при ремонте подшипников распределительного вала двигателя ЗМЗ-4025, которые выполнены в литом корпусе блока цилиндров. Материал блока цилиндров представляет собой алюминиевый сплав АК-9. Сопряжение распределительного вала происходит непосредственно по расточенным в корпусе отверстиям, что приводит к выбраковке блока цилиндров из-за износа подшипников и невозможности их восстановить стандартными методами. Однако износ подшипников распределительного вала носит локальный характер, площадь изношенной поверхности составляет 20-30% от всей рабочей площади подшипника, а величина износа в радиальном направлении изменяется в пределах от 0,01 до 0,05 мм для двигателя с выработанным ресурсом в течение пробега автомобилем 200 тыс.км.Для восстановления подшипников распределительного вала была изготовлена специальная оправка, соответствующая номинальным размерам восстанавливаемых поверхностей. Внутри нее находилось деформирующее устройство, механизм вращения и перемещения оправки в осевом направлении, отсчетный узел, устройство для подачи антифрикционного материала под давлением. Перед установкой оправки ее прилегающую поверхность обрабатывали для предотвращения адгезии с антифрикционным материалом антиадгезионной смазкой, которая состоит из 20% церезина в смеси бензина “голоша” и уайт-спирита, взятых в пропорции 2:1. После установки оправки на восстанавливаемую поверхность снимается топограмма с помощью индентора, который впоследствии используется для деформации. Положение, величина износа и количество точек определялись с помощью отсчетного узла. Число указанных точек на восстанавливаемой поверхности зависит от степени износа подшипников и в конкретном случае составляло от 40 до 60 на разных опорах распредвала. После этого проводилось деформирование в указанной точке на глубину, обеспечивающую перемещение изношенной поверхности до ограничивающей поверхности таким образом, чтобы восстановленная площадь превышала площадь поперечного сечения индентора приблизительно в 5-8 раз. Деформирование осуществлялось устройством, расположенным внутри оправки, вручную через рычажно-кулачковый привод, сконструированный так, чтобы усилие на рукоятке не превышало 10 кг. Сформированное индентором углубление заполнялось под давлением антифрикционным материалом на эпоксидной основе. В качестве антифрикционного материала использовалась пастообразная композиция УП-5-222, выпускаемая Донецким УкрНИИ-Пластмасс. После завершения процесса восстановления были проведены сравнительные испытания подшипникового узла распределительного вала, подвергнутого восстановлению, и нового в режиме неустановившегося трения (режим пуска и остановки, условия граничной смазки) и в установившемся режиме (гидродинамическая смазка). Причем в неустановившемся режиме смазки восстановленный подшипниковый узел обеспечивал лучшие показатели коэффициента трения, чем новый, на 15-20%, а в установившемся режиме гидродинамической смазки были близкие показатели.Таким образом, формирование восстановленной поверхности без последующих термической и механической обработок, с напряжениями сжатия в поверхностном слое, с углублениями, способствующими лучшему удержанию в них антифрикционного материала, обеспечивает повышение качества восстановленной поверхности и упрощает ее восстановление.Предлагаемый способ может быть использован для восстановления локально изношенных деталей, изготовленных из пластичных материалов.Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Класс B23P6/02 поршней или цилиндров