самокат-экипаж
Классы МПК: | B62M11/18 с несколькими планетарными колесами |
Автор(ы): | Носов О.Н. |
Патентообладатель(и): | Носов Олег Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-04 публикация патента:
10.05.2004 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека. Устройство содержит раму с опорами для нескольких человек, заднее и переднее колеса, руль, ножной привод 24.1, 24.2, 24.3, 24.4 и трансмиссию, образованную планетарным зубчатым механизмом и зубчатыми передачами. Планетарный зубчатый механизм имеет два составных центральных колеса. Центральное колесо, составленное из колес 1.1 и 1.2, - некруглое. Составные зубчатые колеса 4.1-4.4 другого центрального колеса закреплены на полых коаксиальных валах 6.1-6.4, образующих составной ведущий вал. Водило В - ведомое и имеет зубчатые венцы 9, 10 для передачи крутящего момента заднему колесу. Сателлиты выполнены двухрядными. Сателлиты 2.1 и 2.3, сопряженные с некруглым центральным колесом, имеют круглую форму и эксцентрично смещены относительно своих осей 5.1, 5.3 на величину смещения некруглого центрального колеса и имеют с ним одинаковое число зубьев. Технический результат - создание компактного многоместного транспортного средства, позволяющего снижать энергозатраты на движение за счет использования веса тела всего экипажа с получением равномерного крутящего момента на приводном колесе. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Самокат-экипаж, содержащий раму, несущую опоры для нескольких человек, заднее приводное и переднее управляемое колеса, руль, вспомогательный поручень, ножной привод и трансмиссию, образованную несколькими установленными последовательно преобразующими механизмами, цилиндрическими и конической зубчатыми передачами, связанными промежуточным валом, отличающийся тем, что установленные последовательно преобразующие механизмы выполнены в виде установленного в корпусе планетарного зубчатого механизма, имеющего переменное передаточное отношение и два центральных колеса, одно из которых закреплено, смещено относительно своей оси вращения и имеет некруглую форму, а другое выполнено составным и образовано несколькими зубчатыми колесами, которые закреплены на полых коаксиальных валах, образующих составной ведущий вал, на других концах которых жестко закреплены приводные рычаги, водило, являющееся ведомым, имеющее зубчатые венцы внешнего зацепления для передачи крутящего момента заднему колесу через зубчатые передачи и несущее оси 2-хрядных сателлитов, находящихся в зацеплении с центральными колесами и обеспечивающих кинематическую связь каждого коаксиального вала с водилом, при этом находящиеся в зацеплении сателлиты и центральные колеса имеют одинаковые числа зубьев, а сателлиты, сопряженные снекруглым центральным колесом, имеют круглую форму и эксцентрично смещены относительно своих осей вращения на величину смещения некруглого центрального колеса.2. Самокат-экипаж по п.1, отличающийся тем, что некруглое центральное колесо выполнено составным и образовано 2-мя некруглыми зубчатыми колесами, повернутыми относительно друг друга на фазовый угол, каждое из которых находится в зацеплении с группой 2-хрядных сателлитов, обеспечивающих кинематическую связь каждого коаксиального вала с водилом.3. Самокат-экипаж по п.1, отличающийся тем, что каждая опора для каждого члена экипажа состоит из неподвижной части, закрепленной на раме, для пяточной части стопы и подвижной педали для носочной части стопы, закрепленной на приводном рычаге и совершающей при работе колебательное движение.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, и может быть использовано в качестве компактного коллективного и индивидуального транспортного средства.Известно транспортное средство (см. патент РФ №2094288 С1, В 62 М 1/20, 1999 г.), содержащее раму, заднее ведущее колесо, переднее колесо, руль, упругие элементы, расположенные симметрично по обе стороны рамы и имеющие опорную площадку. Упругие элементы соединены с задним ведущим колесом с помощью передаточного устройства.Недостатками известного устройства являются применение в приводе упругих элементов, работа которых зависит от веса человека и требует применения дополнительных ограничителей прогиба и компенсаторов, сложность передачи крутящего момента ведущему колесу.Известен также самокат (см. патент РФ №2009941 С1, В 62 М 1/00, 1994 г.), содержащий основание, опирающееся на по крайней мере одно ведущее колесо, трансмиссию с обгонными механизмами, выполненную в виде цепной передачи для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное движение ведущих колес, с размещенными на ней опорными площадками для ног с установленными на них роликами для движения по основанию, а трансмиссия расположена параллельно горизонтальной плоскости.Недостаток самоката заключается в неудобном и ненадежном приводе с нерациональной техникой педалирования.Из известных аналогичных транспортных средств наиболее близким по технической сущности является легковой веломобиль, приводимый в движение мускульной силой ног, спины, рук, весом водителя и груза (см. патент РФ №2124450 С1, В 62 М 1/04, 1999 г.). Веломобиль содержит переднее ведомое колесо, руль, раму с двумя задними колесами, расположенными жестко на одной оси, привод и правый и левый приводные рычаги, выполненные с педальной платформой по всей длине для возможности перемещения по ней водителя, соединенные с коромыслом через шатуны и задними концами через втулку с осью задних ведущих колес и с планетарной передачей. На оси задних колес расположена подвижная коронная шестерня, являющаяся одновременно корпусом передачи и выполненная с наружными косыми и внутренними прямыми зубьями, которыми она соединена с четырьмя сателлитами через малую шестерню, а большой шестерней сателлиты соединены через 4 промежуточных сателлита с солнечной шестерней, установленной на шлицах оси задних колес. На концах рычагов закреплены подпружиненные собачки, входящие в зацепление с наружными косыми зубьями коронной шестерни.Недостатками известной конструкции являются сложность и ненадежность привода, а также применение 3-колесной схемы.Задача настоящего изобретения заключается в создании компактного многоместного транспортного средства, позволяющего снижать энергозатраты на движение за счет использования веса тела всего экипажа с получением равномерного крутящего момента на ведущем колесе.Поставленная задача достигается тем, что в самокате-экипаже, содержащем раму, несущую опоры для нескольких человек, заднее приводное и переднее управляемое колеса, руль, вспомогательный поручень, ножной привод и трансмиссию, образованную несколькими установленными последовательно преобразующими механизмами, цилиндрическими и конической передачами, связанными промежуточным валом, согласно изобретению установленные последовательно преобразующие механизмы выполнены в виде установленного в корпусе планетарного зубчатого механизма, имеющего переменное передаточное отношение и два центральных колеса, одно из которых закреплено, смещено относительно своей оси вращения и имеет некруглую форму, а другое выполнено составным и образовано несколькими зубчатыми колесами, которые закреплены на полых коаксиальных валах, образующих составной ведущий вал, на других концах которых жестко закреплены приводные рычаги, водило, являющееся ведомым, имеющее зубчатые венцы внешнего зацепления для передачи крутящего момента заднему колесу через зубчатые передачи и несущее оси 2-рядных сателлитов, находящихся в зацеплении с центральными колесами и обеспечивающими кинематическую связь каждого коаксиального вала с водилом, при этом находящиеся в зацеплении сателлиты и центральные колеса имеют одинаковые числа зубьев, а сателлиты, сопряженные с некруглым центральным колесом, имеют круглую форму и эксцентрично смещены относительно своих осей вращения на величину смещения некруглого центрального колеса.Некруглое центральное колесо выполнено составным и образовано двумя некруглыми зубчатыми колесами, повернутыми относительно друг друга на фазовый угол, каждое из которых находится в зацеплении с группой сателлитов, обеспечивающих кинематическую связь каждого коаксиального вала с водилом.Каждая опора для каждого члена экипажа состоит из неподвижной части, закрепленной на раме, для пяточной части стопы и подвижной педали для носочной части стопы, закрепленной на приводном рычаге и совершающей при работе колебательное движение.Такое конструктивное выполнение самоката-экипажа обеспечит достижение заданного технического результата за счет соответствующих кинематических связей коаксиальных валов с закрепленными на них приводными рычагами с водилом планетарного механизма. Применение передачи с некруглым центральным колесом со средним значением передаточного отношения 1:1 обеспечивает циклически изменяющееся передаточное отношение планетарного механизма. Применение передаточного отношения 1:1 для второго составного центрального колеса и находящихся в зацеплении с ним сателлитов обеспечивает преобразование колебательного движения приводных рычагов и зубчатых колес, образующих второе составное центральное колесо и жестко связанных коаксиальными валами, относительно среднего положения, лежащего в плоскости опор, во вращательное движение водила. Число осей 2-рядных сателлитов и их положение определяет число коаксиальных валов, образующих составной выходной вал, число импульсов крутящих моментов, передаваемых водилу, и их фазовый сдвиг. Применение составного некруглого центрального колеса позволяет конструктивно решить задачу получения фазового сдвига импульсов 45























