способ создания ледовых переправ
Классы МПК: | E01D15/14 наплавные мосты, например понтонные E01H4/00 Обработка и поддержание снеговых или ледяных поверхностей, пригодных для дорожного движения или спортивных целей, например устройства для уплотнения снегового покрытия |
Автор(ы): | Богданов Н.В., Булава И.А., Кочеров В.Н. |
Патентообладатель(и): | Красноярский государственный университет, Кочеров Валерий Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-04 публикация патента:
10.05.2004 |
Изобретение относится к области производства льда и может быть использовано при восстановлении разрушенных переправ. Способ создания ледовых переправ предусматривает использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы. Новым является то, что при толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезает часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания. Технический результат изобретения состоит в ускоренном восстановление нарушенной ледовой переправы и ее несущей способности. 1ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ создания ледовых переправ, предусматривающий использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы, отличающийся тем, что при толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезает часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способу производства льда и может быть использовано при восстановлении разрушенных ледовых переправ.Известен способ создания ледовых переправ, предусматривающий замораживание воды с образованием ледяного покрова, где после образования первого ледяного покрова его разрушают, образовавшуюся водоледяную смесь перемешивают и производят повторное замораживание. Этот способ взят за прототип (а.с. № 1809266, МКИ Г 25 С 3/04, от 15.04.93, Бюл. № 14).Недостатком этого способа является медленное восстановление ледовой переправы.Техническим результатом изобретения является ускоренное восстановление нарушенной ледовой переправы и ее несущей способности.Технический результат достигается тем, что в способе создания ледовых переправ, предусматривающем использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы, новым является то, что при толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезают часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания.После образования канала в ледяном поле толщиной более 0,5 м ледоходом вырезают его часть размером немногим более ширины канала и с уплотнением заводят в канал, заполняя участок существующей ледовой переправы, полное восстановление которой происходит после полного смерзания вырезанной части ледяного поля со стенками канала. Быстрое восстановление ледовой переправы (в течение часа) объясняется явлением сублимации, которой обладает лед, состоящий из нескольких частей, он быстро восстанавливает свою целостность под влиянием незамерзающего тонкого слоя воды, всегда имеющей место на поверхности льда независимо от температуры. От температуры льда зависит только толщина поверхностного слоя, находящегося в состоянии жидкой фазы. Восстановление целостности льда из отдельных частей происходит и при 0С.Кроме восстановления целостности ледяного покрова происходит увеличение его несущей способности за счет так называемого "арочного эффекта", возникающего после предварительного уплотнения заведенной части ледяного поля. Уплотнение льда также способствует быстрому восстановлению его целостности и в местах вновь возникших трещин.На чертеже дана схема осуществления способа.Данный способ осуществляется по следующей схеме. На некотором удалении от предполагаемой ледовой переправы через судовой канал в ледяном покрове останавливаются транспортные суда 2, 3. Ледокол 1 задним ходом обходит суда на расстоянии более ширины канала, образуя прорезь 4. Затем по прорези 4 возвращается в исходное положение. После чего, набрав необходимую скорость, своим телом загоняет вырезанную плиту 5 в судовой канал 6 до уплотнения. Уплотненная часть обозначается вешками (буями) 7, расстояние между которыми не должно быть меньше 50 толщин ледяного покрова (например, при толщине льда 1 м расстояние должно составлять 50 м). Данный способ создания переправы наиболее эффективен при толщине льда более 0,5 м, при котором восстановление ледовой переправы происходит в пределах одного часа. При толщинах ледяного покрова менее 0,5 м эффективным способом является создание водоледяной смеси в месте переправы через судовую прорезь.Явление сублимации льда позволяет восстанавливать монолитный лед из отдельных блоков за короткое время (в пределах одного часа). Образование монолитного льда из водоледяной смеси происходит более продолжительное время (более месяца). Кроме того, в пределах канала разрушение отдельных блоков (размеры блоков соизмеримы с размерами канала) льда происходит, в основном, от сжимающих напряжений (эффект распада или “арочный” эффект). Прочность ледяного покрова при сжатии в 1,5 раза превышает прочность от изгибных деформаций. Отсюда имеет место увеличение несущей способности ледяного покрова.Класс E01D15/14 наплавные мосты, например понтонные
наплавной мост - патент 2507337 (20.02.2014) | |
способ заделывания трещин в массиве льда - патент 2505641 (27.01.2014) | |
морской мост - патент 2498003 (10.11.2013) | |
понтонный мост-трансформер - патент 2494189 (27.09.2013) | |
способ создания ледяной переправы - патент 2482239 (20.05.2013) | |
паромно-мостовая переправа - патент 2467913 (27.11.2012) | |
наплавная гидроэнергетическая автодорога - патент 2462549 (27.09.2012) | |
способ создания ледяной переправы - патент 2459900 (27.08.2012) | |
складное понтонное звено - патент 2454350 (27.06.2012) | |
моторное звено - патент 2452650 (10.06.2012) |
Класс E01H4/00 Обработка и поддержание снеговых или ледяных поверхностей, пригодных для дорожного движения или спортивных целей, например устройства для уплотнения снегового покрытия